По медвежьим следам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кривцова Евгения Васильевна

- развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе:

«По медвежьим следам»

Программное содержание:

- развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы;

- продолжать обучать детей дифференцировать звук в слове;

- продолжать обучать составлению предложений на заданную тему;

-развитие эмоционально-личностной сферы, познавательных  способностей  детей.

- развивать понимание пространственных отношений в группе реальных предметов, и в группе предметов, изображенных на картинке.

 

Материалы: плюшевый мишка, ёлка, сундук, мячи, медвежьи следы, бочонок, картинки предметные со  звуком [з], картинки со звуком [с], дикие и домашние животные игрушки или картинки, набор картинок «Четвертый лишний», игрушка белочка.  

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Дети заходят в группу.)

Ребята, пока нас с вами не было, в нашей группе кто-то побывал! Вы заметили следы? Как вы думаете, чьи они? Звериные или человеческие? ... А давайте пойдем по этим следам, ведь не зря же нам их оставили?! (дети идут по лабиринту из медвежьих следов ). Я предлагаю пройти дальше , и узнать, где спрятался наш гость!

2.Основная часть.

- Нам нужно отгадать, кто же был у нас? Для этого отгадайте загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

 -Так кто же такой хозяин лесной? (ответы детей)

- И чьи же это следы? (ответы детей). Правильно, ребята, это медвежьи следы! Видимо, мишка к нам забрел  в гости, а нас не было в группе, вот он и оставил всем нам сюрприз, а чтобы найти его мы должны пройти через преграды и трудности! Но мы вместе их все преодолеем!

 (дети в группе ищут спрятанные задания с подсказкой). 

1) Задание спрятано под шляпой, лежащей на столе. Под шляпой карточка с заданием:

 Игра «Шарик и комар»: 
Напоминаю детям. Звук з - песенка комара, с - так выходит воздух из воздушного шарика. В разных концах стола  лежат  2 рисунка: комар и шарик. На столе разложены разные предметные картинки: салфетка, заяц, апельсин, значок, замок, лиса и др. Ребёнок берёт картинку, называет его, определяет, какой в нём звук и кладёт предмет к картинке. 

 

2) На полу лежит мяч в игровом уголке. Рядом карточка с заданием:

Игра «У кого кто?» 

Я буду бросать  мячик каждому из вас и называть взрослого зверя. Вы будите ловить мяч, называть детёныша этого зверя и возвращать мяч мне.

- Заяц (зайчата).

- Барсук (барсучата).

- Лиса (лисята).

- Белка (бельчата).

- Кабан (кабанята).

- Волк (волчата).

- Кукушка (кукушата).

- Медведь (медвежата).

- Ёж (ежата).

- Олень (оленята).

- Бобёр (бобрята).

-Уж (ужата).

3) Задание спрятано в лапках у белочки, сидящей на шкафчике. У белочки карточка с заданием:

Игра «Кто спрятался на картинке? Расскажи о нём». Дети сидят на стульчиках

- Ребята, вамнужно выбрать картинку и рассказать рассказ-загадку, описать животное по схеме, не называя его, а другие дети угадают кто это:

Домашнее, дикое.

Части тела.

Какая шерсть.

Голос.

Чем питается?

Жилище.

Чем занимается зимой.

(2-3 рассказа)

Физкультурная разминка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился вперёд-назад, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

4) Задание спрятано в уголке творчества в конверте, а в нём находится карточка с  заданием и рядом еще мяч:

Игра “Наоборот”
(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (большой - маленький ) и бросить мяч воспитателю. Дети сидят на своих местах)
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «
высоко», а ты ответишь …(«низко»).
-Скажу я слово «
далеко», а ты ответишь …(«близко»).
-Скажу я слово «
потолок», а ты ответишь …(«пол»).
-Скажу я слово «
потерял», а скажешь ты …(«нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «
трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «
начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Рано – поздно

Радостный – грустный, печальный

Черный – белый 

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Светло – темно

Один – много

Открыто – закрыто

Горячий – холодный

Верх – низ

 Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Левый – правый 

Чистота - грязь
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть

5) Задание спрятано в мешочке. Внутри - карточка с заданием.

«Забавные животные». Детям дается задание отобрать картинки (игрушки) животных: для первой команды – диких животных, в названиях которых есть звук [Л], для второй – домашних животных, в названиях которых есть звук [К]. 

6)В.:  что бы разбудить Мишку, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.Дети сидят.

Игра "Из какой сказки?"
(У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси – лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. ( Буратино)

Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Физкультминутка «Дети дружно встали»

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали (Выпрямится).

И на месте зашагали.            (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,     (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели    (Присесть.)

И тихонько разом сели.                 (Выпрямится и сесть.)

7)Игра «Назови ласково» (С мячом)
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.


8)Игра «Четвертый лишний »

(Воспитатель раздает картинки, а дети называют предмет, который они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

9) Игра «Назови одним словом» 
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Заключительная часть

10) -Смотрите, а кто это у нас под елкой спрятался? Мишка!!! И что охраняет страж-мишка. Что же в его сундучке? Это же подарок-сюрприз для ребят! Ведь вы ребята столько задания выполнили, чтобы найти Мишку!

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился вперёд-назад, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали             (Выпрямится).

И на месте зашагали.            (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,     (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели    (Присесть.)

И тихонько разом сели.                 (Выпрямится и сесть.)

4.Игра “Наоборот”
(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (большой - маленький ) и бросить мяч воспитателю)
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «
высоко», а ты ответишь …(«низко»).
-Скажу я слово «
далеко», а ты ответишь …(«близко»).
-Скажу я слово «
потолок», а ты ответишь …(«пол»).
-Скажу я слово «
потерял», а скажешь ты …(«нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «
трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «
начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Рано – поздно

Радостный – грустный, печальный

Черный – белый 

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Светло – темно

Один – много

Открыто – закрыто

Горячий – холодный

Верх – низ

 Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Левый – правый 

Чистота - грязь
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть– темнеть

 1.Игра «Шарик и комар»: 
Напоминаю детям. Звук з - песенка комара, с - так выходит воздух из воздушного шарика. В разных концах стола  лежат  2 рисунка: комар и шарик. На столе разложены разные предметные картинки: салфетка, заяц, апельсин, значок, замок, лиса и др. Ребёнок берёт картинку, называет его, определяет, какой в нём звук и кладёт предмет к картинке. 

6.Игра "Из какой сказки?"
(У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси – лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. ( Буратино)

Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

3.Игра «Кто спрятался на картинке? Расскажи о нём»

- Ребята, вам нужно выбрать картинку и рассказать рассказ-загадку, описать животное по схеме, не называя его:

1.Домашнее, дикое.

Части тела.

Какая шерсть.

Голос.

Чем питается?

Жилище.

Чем занимается зимой.

2.Игра «У кого кто?» 

Я буду бросать  мячик каждому из вас и называть взрослого зверя. Вы будите ловить мяч, называть детёныша этого зверя и возвращать мяч мне.

- Заяц (зайчата).

- Барсук (барсучата).

- Лиса (лисята).

- Белка (бельчата).

- Кабан (кабанята).

- Волк (волчата).

- Кукушка (кукушата).

- Медведь (медвежата).

- Ёж (ежата).

- Олень (оленята).

- Бобёр (бобрята).

-Уж (ужата).

5)«Забавные животные». Детям дается задание отобрать картинки (игрушки) животных: для первой команды – диких животных, в названиях которых есть звук [Л], для второй – домашних животных, в названиях которых есть звук [К]. 

7)Игра «Назови ласково» (С мячом)
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

8) Игра «Назови одним словом» 
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД физическая культура 2 младшая группа "Медвежья семья"

конспект игровой совместной деятельности по физической культуре  с интеграцией образовательных областей (здоровье, коммуникация)...

Развлечение "Медвежий хоровод" для детей 3-4 лет

Это физкультурно- познавательное развлечение. Дети встречаются с медведем, играют с ним в различные игры: подвижные игры, игры-эстафеты, "Кто быстрее соберет картинку"! Дети вспоминают сказки в которы...

Авторский экологический проект «Медвежья жизнь»

Неразрывная связь мира людей и мира природы символически выражена в предании о предке человека у обских угров – медведе. Что медведь – не животное, скажет вам любой хантыйский или мансийский ребёнок. ...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе " По медвежьим следам"

Итоговое занятие в конце года для закрепления пройденного материала...

развитие речи "По медвежьим следам"

Продолжаем развивать и закреплять  грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь. Учим определять место нахождения звука в слоге, слове...

итоговое занятие за первый квартал по развитию речи Тема : " По медвежьим следам " старшая группа

Задачи:- развивать связную речь, фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, зрительное внимание- совершенствовать грамматический строй речи;- развивать умение грамотно отвечать на поставленны...