Конспект занятия по развитию речи в группе для детей среднего дошкольного возраста на тему «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей среднего дошкольного возраста на тему «Посуда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_po_teme_posuda_t_n_strelkova.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей среднего дошкольного возраста на тему «Посуда»

Автор: Стрелкова Татьяна Николаевна

Цель: обобщить знания детей о посуде и ее назначении.

Задачи.

- Образовательные 

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.

Расширять представления воспитанников об используемой посуде и ее назначении (кухонная, столовая, чайная).

- Развивающие 

Развивать связную речь, логическое мышление, наглядно-образную память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением.

Расширять активный словарь воспитанников по теме посуда за счет

существительных: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, блюдце, супница, сахарница, вилка, ложка, нож, поварёшка,

прилагательных: стеклянный, деревянная, пластмассовый, фарфоровая, металлическая.

глаголов: мыть, убирать, жарить, разбивать, варить, готовить, рассказывать, помогать.

- Воспитательные

Закрепить навыки культурного общения: уметь поддерживать разговор, здороваться, прощаться.

Формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.

Оборудование: игрушки (кукла Маша, кукла Даша) различные предметы детской посуды, картинки с изображениями посуды, мячик, загадки, стихотворение Е. Николаевой «Я сейчас готовить буду», мнемотаблица.

Предварительная работа: сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем». Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой, беседа об использовании посуды, из чего она сделана, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание пальчиковой гимнастики «Мамины помощники».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Чтобы узнать, о чем мы будем с вами говорить, отгадайте загадку:

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут.

(Ответы детей: Посуда)

Воспитатель: Правильно, это посуда. А теперь поиграем в игру «Назови ласково». (воспитатель называет предмет посуды и бросает мяч ребенку, в ответ ребенок должен назвать этот предмет ласково)

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, поварешка, солонка, маслёнка, салатник, вилка, ложка, кастрюля и т.д

Воспитатель: Правильно, молодцы. Я приглашаю вас сесть за столы и послушать меня. Ребята, на любой кухне можно увидеть немало различных предметов, ведь чтобы приготовить еду, необходимо что-то почистить, нарезать, сварить, пожарить, потушить, вскипятить. Для приготовления первого блюда нам необходима кастрюля, а наливать его мы будем поварёшкой в глубокую тарелку. Вторые блюда едят из мелких тарелок. Посуда, которая нужна для приготовления еды, называется кухонная.

Согласитесь, что руками брать картошку или котлеты неудобно. Для этого мы пользуемся столовыми приборами. Суп едим столовой ложкой из глубокой тарелки. Второе блюдо мы едим при помощи вилки из мелкой тарелки.

А воду для чая где кипятят? Конечно, в чайнике. Чтобы попить чай, на стол ставят кружку, чашку, блюдце, сахарницу. Для чая используем чайную ложку. Посуда, которая нам нужна, когда мы пьем чай, называется чайная посуда.

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем с вами. Приготовьте, ваши ручки. Все кто помогает маме на кухне, повторяйте за мной:

Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с мизинца)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга)

Воспитатель: А теперь давайте с вами отгадаем несколько интересных загадок.

Воспитатель загадывает загадки. После правильного ответа просит ребенка пояснить: «Как ты догадался что это…?» или «Что в загадке подсказало тебе ответ?»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в. (тарелке).

А на чай и простоквашу подставляй, дружочек, (чашку).

Не приготовить нам еды

Без кухонной. (сковороды).

Бережёт его она.

Лишь для хлеба создана. (хлебница)

В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода и т.п.)

Как называется эта посуда? (Кухонная)

Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.). Как называется эта посуда? (Чайная)

А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем. (На столике расставлена посуда из различных материалов. Воспитатель задает вопросы.)

- Стакан из стекла, какой он? – стеклянный стакан.

- Ложка из дерева, какая она? – деревянная ложка.

- Поднос из пластмассы, какой он? – пластмассовый поднос.

- Чашка из фарфора, какая она? – фарфоровая чашка.

- Вилка из металла, какая она? – металлическая вилка.

Воспитатель: Ребята! Вы такие молодцы, вы столько узнали о посуде. Давайте в стихах расскажем о посуде нашим куклам.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Елены Николаевой, а вы внимательно слушайте. 

Воспитатель читает стихотворение Е. Николаевой «Я сейчас готовить буду!»  и делает небольшую паузу для детей, чтобы они обдумали и поняли его.

Я сейчас готовить буду
Соберу на стол посуду: 

Вот  кастрюля, поварёшка,
Сковородка,  вилка,  ложка.
Небольшой столовый  ножик
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами  тарелки,
Чашка с блюдцем на салфетке.
И, конечно, неслучайно 
На плите дымится  чайник -
Кукол чай пить усажу,
О посуде  расскажу.

Воспитатель: Что девочка собиралась сделать?

Дети: Девочка хотела готовить.

Воспитатель: О какой посуде рассказывала девочка? Перечислите её?

Дети: Кастрюля, поварёшка, вилка, ножик, сковородка, ложка, чайник, тарелки, чашка и блюдце.

Воспитатель: Кого девочка посадила пить чай?

Дети: Девочка посадила за стол кукол.

Воспитатель: Теперь давайте выучим это стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение еще раз и просит детей максимально его запомнить. Ребенок воспроизводит стихотворение, а воспитатель помогает (подсказываете первые слоги слов, слова).

Воспитатель: Ребята, кто желает нам сам рассказать стихотворение по нашей схеме?

Ответы детей. Можно выслушать стихотворение 4-5 детей или чтение четверостиший по очереди.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились!

Воспитатель задает вопросы каждому из детей: 

  • Тебе было интересно?  
  • Расскажи, что тебе больше всего понравилось делать на занятии.
  • Что у тебя сегодня не получилось?
  • Как нужно относиться к посуде?

А сейчас у меня для вас есть небольшие сюрпризы.

Воспитатель достает поднос, на котором лежат вырезанные из бумаги ложки с картинками смайликами (грустными и веселыми).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежат ложки с разными смайликами. Один смайлик улыбается, а второй – грустит. И вот какое у вас сегодня настроение осталось после нашего занятия, с тем смайликом выберите себе ложку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....

Конспект занятия по созданию элементарных экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Встреча с пчелой Майей"

Дидактический мтериал направленный на формирование представлений у детей о жизни насекомых, закреплять полученные знания, воспитывать бережное отношение ко всему живому....

Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни)

Целью занятия является овершенствование умение детей образовывать однокоренные слова;  формировать навыки связной речи, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом....

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста по теме " Встреча с пчелой Майей"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Встреча с пчелой Майей". Цели: расширять представле...

Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...