Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Зимушка - зима "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Семаева Лариса Геннадьевна

 -  Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Методы

Словесные: 

Художественное слово - загадки о зиме, вопросы проблемного характера : «А хотите узнать?»; «А как вы догадались?»; «Почему ты так думаешь»; стихотворение «Зима»; беседа о признаках зимы.

Наглядные:

использование подарков  от зимы –  снежинка, снежок, снеговик

Практические:

Игровой момент – сундучок - подарок  с письмом от Зимушки- зимы»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы» 

Физкультминутка «Падают снежинки»

Дидактическая игра «Отгадай загадки о зиме» 

Дидактическая игра «Зимние слова»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Дидактическая игра «Что бывает круглым»

Дидактическая игра «Зимние слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimushka_zima.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

 -  Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Методы

Словесные: 

Художественное слово - загадки о зиме, вопросы проблемного характера : «А хотите узнать?»; «А как вы догадались?»; «Почему ты так думаешь»; стихотворение «Зима»; беседа о признаках зимы.

Наглядные:

использование подарков  от зимы –  снежинка, снежок, снеговик

Практические:

Игровой момент – сундучок - подарок  с письмом от Зимушки- зимы»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы» 

Физкультминутка «Падают снежинки»

Дидактическая игра «Отгадай загадки о зиме» 

Дидактическая игра «Зимние слова»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Дидактическая игра «Что бывает круглым»

Дидактическая игра «Зимние слова»

                                      Ход   занятия :                                     

Здравствуй, правая рука

Здравствуй, левая рука

Здравствуй, друг, здравствуй ,друг

Здравствуй, наш веселый круг.

Я люблю свой детский сад

В нем полным – полно ребят,

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе

 Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики ( показ презентации)

Представьте себе красавицу, волшебницу,  в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она , укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки и ручьи  замерзли, и покрылись льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница ?  (Зима)

- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным  белым покрывалом)

- Молодцы, догадались , что это зима.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ,ложится..

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

                             И. Суриков

Ребята, зима (какая ?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная, красивая ,пушистая, белоснежная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках). 

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

  Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться).  Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

 И покажем дома маме.

 А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

 Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ходьба на месте, колени высоко поднимать

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

 Ходьба на месте

Ребята, когда сегодня я пришла в группу ,увидела сундучок .А на нем письмо, пишет нам Волшебница –зима. Если мы отгадаем ее загадки и ответим на вопросы ,сундучок откроется и мы найдем в нем ее подарки.

  Аудиозапись волшебное превращение (сундучок на столе)

Сундучок открывается

Что за волшебство ?

И  правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?

Ребята, вы сначала отгадайте , какой подарок будет первым ?

                                             Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые  ….(снежинки)

Картинка снежинка

Ребята,  скажите, снежинка какая бывает? (красивая,  маленькая, ажурная , легкая, белая, узорная, холодная, резная …. Здорово!

Ребенок читает стихотворение

Белая, узорная, звездочка-малютка

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

 Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

 Зима- зимушка

Снежинка - снежиночка

Снеговик - снеговичок

Горка-горочка

Елка-елочка

Санки-саночки

Подарок-подарочек

Снег-снежок 

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

 А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление природы? (снегопад)

Видео снегопада

 Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий, пушистый ,серебристый ,глубокий , чистый…..)

 Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

(метель, вьюга)

 

Артикуляционная гимнастика

Покажите, как завывает вьюга!

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает.  По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась"

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

 Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила еще зимушка-зима!

 Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Картинка снежка

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает?  Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем и слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика  «Снежок»

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, гладкий, и совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А  что еще бывает круглым?  -

Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы )

Ребята, давайте посмотрим ,какой же еще сюрприз приготовила для нас  Зимушка – зима .

Слушайте загадку :

Три шара , ведро ,морковка

 И для глаз – два уголька

 Палки – руки вставим ловко

 Лепим  мы ……снеговика  

 Картинка снеговика

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами ( на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1.  Растёт она вниз головою,

     Не летом растёт, а зимою.

     Но солнце её припечёт -

     Заплачет она и умрёт

     (сосулька)

2.  Всё лето стояли, зимы ожидали.

  Дождались поры. Помчались с горы. (Санки )

3.  Одеяло белое

     Не руками сделано.

     Не ткалось

     И не кроилось,

     С неба на землю свалилось

     (снег)

 4.  Без рук рисует, без зубов кусает

     (мороз)

5. Белые звёздочки с неба упали,

      Мне на ладошку легли и пропали

      (снежинки)

Умники и умницы !

 Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем ? Вставайте в круг.

         Дидактическая игра «Зимние слова»

 Я  вам буду говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель,  снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы , ребята ! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

 Ребята, а какие подарки вы получили от зимы? А какие подарки понравились ? Вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии.

Давайте скажем Зимушке – зиме «Спасибо» за ее прекрасные подарки.

Зимушка – зима до свидания , до новых встреч!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе детского сада "Зима"

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи образовательных областей:Образовательные: учить...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»

Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Зимушка-зима»

Программное содержание :Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицахРечевое развитие: Учить дет...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения"

В конспекте открытого интегрированного занятия по речевому развитию  в средней группе "Зима и зимние развлечения"  представлен материал с использованием речевых игр....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Рассказывание по картине «Зима»

Задачи, которые стоят перед педагогом при обучении рассказыванию по картинеРасширять и конкретизировать представления детй;Развивать диалогическую и монологическую речь;Учить детей составлять небольшо...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему « Зимующие птицы »

                             "  Загадки Тётушки Сороки "...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему:«Зимушка-зима»

Конспект НОД по речевому развитиюв средней группе«Зимушка-зима».Цель: Активизировать словарь на тему «Зима», продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологи...