Конспект подгруппового занятия "Помогаем друзьям" на автоматизацию поставленных звуков по лексической теме "Мебель"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шлепнина Елена Валериевна

Конспект подгруппового занятия на автоматизацию поставленных звуков в словах и предложениях в процессе игровых заданий на лексическом материале темы "Мебель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.  Уточнение имеющегося словаря по теме «Мебель» и его обогащение. Совершенствование умения подбирать в речи слова- антонимы.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Закрепление в речи  предлогов: в, на, под, за, с, из, из-за, из-под.
4. Совершенствование пространственного гнозиса. Закрепление умения ориентироваться на плоскости и определять местоположение предмета слева, справа, между, над, под.
5. Развитие навыков слогового анализа.

Оборудование: игрушки Лунтика и Кеши, картинки мебели, фигурки собаки, кота, паровоз с вагончиками с кармашками для слов.

I. Организационный момент. Обозначение темы занятия
- Здравствуйте!
Прежде чем начать занятие, сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнение  стул.
Спинка и сиденье                      
(Кулачок и прямая ладошка)
Стул на удивленье.
Мы на стуле посидим,              
(Поменяли руки)
Друг на друга поглядим.            (Меняем несколько  раз под счет: раз – два,                            
                                                      раз - два)

Упражнение  стол.
Кулачок – это толстая ножка.
Сверху столешница – наша ладошка.
    (Меняем несколько  раз под счет:
                                                                   раз – два, раз - два)

- Какие предметы  мы изобразили пальчиками?  (Стул и стол)
Как их можно назвать общим словом?   (Мебель)
Сегодня на занятии поговорим о мебели.  

II. Автоматизация звуков в процессе игровых заданий.
1.  Речевая зарядка.
 (Садимся к столу)
- Сначала вспомним,  как красиво произносим звуки, которые сейчас вы учите.
(Выкладываются символы гласных звуков – смайлики и согласные звуки (ш) и (л) – синие квадратики.) 

Саша составляет из символов обратные слоги: аш, ош, уш, ыш, потом прямые.
Света составляет из символов обратные слоги: ал, ол, ул, ыл, потом прямые.

2. Подбор слов с заданным звуком. Активизация словаря по теме «Мебель»
- С нами сегодня играют Лунтик и Кеша.
- Света будет помогать Лунтику, а Саша поможет Кеше.
Они разбирают, посмотрите что
(показать  картинки мебели)?  Правильно, мебель и выбирают вещи для себя.
-Лунтик захотел взять себе вещи со звуком (л). Почему, Света?
(Есть (л) в имени)
-А Кеша захотел взять с каким звуком? (Со звуком (ш), потому что он есть в имени.)
Что нашел Лунтик?  Что нашел Кеша?
 Раскладываются на столе картинки мебели: шкаф, стол, кушетка, кровать, стул, табурет, вешалка, кресло, тумбочка, пуфик-мешок, полочка, тумбочка.

Дети поочередно  называют.
Лунтик нашел стол.                                      Кеша нашел шкаф.
Лунтик нашел стул.                                      Кеша нашел кушетку.
Лунтик нашел кресло.                                  Кеша нашел вешалку.
Лунтик нашел полочку.                               Кеша нашел пуфик-мешок.

- Как можно использовать ваши вещи?( Сидеть, вешать одежду, лежать, писать, готовить, ставить что-то…)

- Лунтик, у тебя три стола. Как они называются? (Обеденный, письменный, кухонный)
- Что делают за обеденным столом(письменным, кухонным)? (За обеденным столом обедают. Пишут за письменным столом. За кухонным столом готовят кушанья.)
- Кеша, у тебя два  шкафа. Как они называются?
(Книжный, одёжный)
- Что ты в них положишь
? (В книжный шкаф я положу книжки. В одёжный шкаф повешу одежду.) 
- А в какой посуду положить можно?
(В посудный шкаф)
- Лунтик, расскажи, как называются части стола? (Ножки, столешница, ящики – у письменного)
-  Кеша, скажи, как называются части у шкафа? (Дверцы, ножки, ручки, ящики)

4. Ориентация на плоскости. Закрепление понятий: справа, слева, между.
- Расставьте мебель. Что стоит справа от…, слева от…, между … и …?
5. Подбор антонимов.
- Помогите друзьям подсказать нужное слово. Как сказать наоборот?
            Лунтику                                                         Кеше
Кресло пушистое, а стол…?
(гладкий)        Полка маленькая, а шкаф..? (большой)
Стол широкий, а полка…?
(узкая)               Кресло мягкое, а табурет..?(жесткий)
Табурет квадратный, а пуфик…?
(круглый)  Шкаф высокий, а кушетка..? (низкая)
6. Деление слов на слоги.
- Надо помочь друзьям отвезти мебель.  (Подходим к паровозику)
Слова поедут каждое в своем вагоне. Сколько частей – слогов в слове, такой по счету вагон. (Делим слова на слоги, прохлопываем)

Шкаф – в первом вагоне. Мешок – во втором вагоне. Кушетка, вешалка – в третьем вагоне.
Стол, стул – в первом вагоне. Кресло – во втором вагоне. Полочка – в третьем вагоне.

7. Согласование существительных с прилагательным.

- Когда друзья привезут вещи, они покрасят их в другой цвет.
Лунтик все выкрасит в желтый цвет. Расскажи, что у него получится.
(У Лунтика получится желтый стол. (Аналогично: желтый стул, желтое кресло, желтая полочка.)
-На каком стуле будет сидеть Лунтик? (Лунтик будет сидеть на желтом стуле)
-Какую полочку повесит Лунтик? (Лунтик повесит желтую полочку)

-Кеша все покрасит вишневым цветом. Что будет у него? (У Кеши будет вишневый шкаф. (Аналогично: вишневая кушетка, вишневая вешалка, вишневый пуфик-мешок.)
-На какую кушетку ляжет Кеша? (Кеша ляжет на желтую кушетку)
- На каком пуфике будет сидеть Кеша?
(Кеша будет сидеть на желтом пуфике)
8. Закрепление предлогов.
-Вернемся к столу.
(Садимся за стол, там остались второй экземпляр стола, шкафа, фигурки кота и собаки)
- Пока мебель едет к месту назначения, наведем порядок.
- К нам прибежали кот Пушок и собака Лайка. Они нам мешают, залезают везде.
- Лунтик, где сидит Лайка?
(Лайка  сидит под столом.)
Откуда выглядывает Лайка?
(Лайка выглядывает из-под стола)
Куда Лайка положила лапы?
 (Лайка положила лапы на стол)
Откуда она сняла лапы?
(Лайка сняла лапы со стола)
Куда забежала Лайка? (Лайка забежала за стол)
Откуда выбежала Лайка? (Лайка вбежала из-за стола)
- Кеша, где сидит Пушок? (Пушок сидит на шкафу)
Кеша, откуда слез Пушок?
 (Пушок слез со шкафа)
Куда спрятался Пушок ?
(Пушок спрятался в шкаф)
Откуда вылез Пушок?
(Пушок вылез из шкафа)
Куда зашел Пушок?
(Пушок зашел за шкаф)
Откуда вышел Пушок?
(Пушок вышел из-за шкафа)
Порядок навели. Пушок и Лайка убежали.
III. Итог.
- Давайте вспомним, что мы делали на занятии. (Помогали Лунтику и Кеше)
С какими звуками играли? Какие задания выполняли? Что вам понравилось?
Лунтик и Кеша говорят вам: «Спасибо» и дарят маленький сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Автоматизация звука Л в предложениях"

В данном конспекте даны упражнения по автоматизации звука Л во фразовой речи, развитию фонематического восприятия, лексикограмматических категорий....

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»...

Конспект подгруппового занятия: «В гостях у Сони» (Звук С) Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».

Цель:-Закреплять изолированное произношение звука (с).-Упражнять в правильном произношений звука (с) в слогах и в словах.-Продолжать учить определению наличия и места звука в слове.-Упражнять в правил...

Конспект подгруппового занятия на тему: Автоматизация звука «Ш» в словах, предложениях, чистоговорках.

Цели:1) коррекционно-образовательные ·        Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Технология: квест-игра.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: дифференциация звуков [л] и [л’] в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: «Домашние животные»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.Лексическая тема: «Домашние животные»Подготовила: Дементьева Любовь Васильевна,воспитатель, ГБДОУ детский сад N20компенсиру...