Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Поможем фее сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарьева Елена Яковлевна

Цель: ознакомление детей со способом коллективного творческого рассказывания с опорой на предметные картинки игрового пособия «Кубики историй»

Задачи:             

  1. Формировать умение составлять сказки  с использованием игрового пособия «Кубики историй».
  2. Закреплять знания детей о признаках весны.
  3. Активизировать словарь по теме «Весна».
  4. Упражнять в составлении предложений по сюжетной картине.
  5. Развивать связную монологическую речь.
  6. Развивать умение внимательно слушать друг друга и продолжать составлять рассказ за собеседником.
  7. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания коллективного рассказа, соблюдать правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по речевому развитию30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Поможем Фее Сказок»

Педагог, ДОО: воспитатель Макарьева Елена Яковлевна, МБОУ "Начальная школа - детский сад М. Монтессори"

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательная область: речевое развитие

Дата проведения: 17.04.2024

Цель: ознакомление детей со способом коллективного творческого рассказывания с опорой на предметные картинки игрового пособия «Кубики историй»

Задачи:                

  1. Формировать умение составлять сказки  с использованием игрового пособия «Кубики историй».
  2. Закреплять знания детей о признаках весны.
  3. Активизировать словарь по теме «Весна».
  4. Упражнять в составлении предложений по сюжетной картине.
  5. Развивать связную монологическую речь.
  6. Развивать умение внимательно слушать друг друга и продолжать составлять рассказ за собеседником.
  7. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания коллективного рассказа, соблюдать правила.

        Тип занятия: обучающее

Методы и приемы: наглядные (видеосюжеты с Бабой Ягой, кубики с предметными картинками, карточка с правилами), словесные (диалог между воспитателем и ребенком), практические (упражнения).

Материалы и оборудование: сундук с тремя замками, мешочек для упражнения «Весенние слова», волшебная палочка, сюжетная картина «Весна», кубики, на гранях которых наклеены предметные картинки, карточка с правилами, полочка - подставка для кубиков, цветы для рефлексии: большие и маленькие по количеству детей, проектор, экран, ноутбук.

Организация обстановки: в групповой комнате: на ковре полукругом стоят стулья по количеству детей, у окна круглый стол вокруг которого стулья, на столе полочка для кубиков.

Ход занятия:

1 часть – вводная (до 3 минут).

Организационный момент:

Дети заходят в группу, их встречает воспитатель, одетый в костюм феи,  фея стоит и оглядывается по сторонам

Воспитатель: удивлённо Ой, мальчишки и девчонки! Я так рада вас видеть! Давайте познакомимся. Я – фея, фея сказок. А как вас зовут?

Дети хором называют свои имена.

Воспитатель: Очень приятно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

Дарят друг другу улыбки и пожимают ладошки.

Воспитатель: Дорогие мои друзья, садитесь на стулья, и я расскажу вам историю.

Все садятся на стульчики

 Воспитатель: Я живу далеко – далеко, в волшебном лесу. А как вы думаете, почему меня зовут фея сказок?

Дети: высказывают предположения, подводим к тому, что я люблю придумывать и рассказывать сказки.

 Воспитатель: Конечно, я очень люблю рассказывать сказки и истории. А придумывать сказки мне помогают КУБИКИ, которые я храню вот в этом волшебном СУНДУКЕ. (Показывает сундук, на котором висят 3 замка). И сегодня утром я хотела придумать новую сказку и рассказать ее вам, но случилась беда!  Думаете, какая?

Дети высказывают предположения

Воспитатель: Да, сегодня утром я увидела, что мой сундук кто-то закрыл на 3 замка, и я никак не могу его открыть.

Внезапно включается экран, на экране Баба Яга: «Хи-хи-хи! Это я ваш сундук заколдовала и кубики замуровала! Ведь я тоже сказки люблю, но мне их никто не рассказывает. А вам ни за что сундук не открыть, ведь я такие трудные задания наколдовала. Хи-хи-хи»

Воспитатель: Ребята, предлагайте, что же нам делать?

Дети: Мы должны выполнить задания Бабы-Яги.

Воспитатель: О, прекрасная идея! Супер мысль! Здорово вы придумали!

Воспитатель:  нам надо выполнить задания Бабы Яги, открыть сундук с кубиками и сочинить новую сказку.

 2 часть – основная (25 минут)

Рассматриваем с детьми сундук. На нем объемные замки  с номерами 1, 2, 3 и в замочные скважины вставлены вместо ключей задания на карточках.

Воспитатель: А как мы сундук-то будем открывать? Предлагайте. Что это такое на сундуке?

Дети: замки

Воспитатель: Что на них написано?

Дети: цифры 1,2,3

Воспитатель: Как вы думаете для чего на замках цифры?

Дети: Чтобы их открывать по порядку.

Воспитатель: Итак, какой замок будем открывать сначала?

Дети: Замок с номером один.

Воспитатель: Посмотрите, здесь вместо ключа - задание (достает карточку с заданием)  

Воспитатель предлагает встать в круг на ковре

Воспитатель: Ребята, какое  сейчас время года? Посмотрите в окно. (Весна).

Задание называется «Весенние слова». Вы весенние слова называйте, а я их буду в мешочек складывать. (Достает мешочек) Я положу в мешочек первое слово «Ледоход». (Дети называют слова, а фея понарошку складывает их в мешочек).

Ничего себе, целый мешок весенних слов насобирали!

А ну-ка попробуем открыть замок (замок открывается)

Какой теперь замок расколдовывать будем?

Дети: Замок с номером два.

Воспитатель: Ребята, в этом задании Баба-Яга все перепутала и заколдовала. Представляете, она написала здесь, что весной медведь впадает в спячку. Вы согласны? (Нет). А что делает медведь весной? (просыпается). Верно. Давайте мы сейчас все, что Баба-Яга написала неправильно - расколдуем. Я буду читать, а вы слушайте внимательно, если будете несогласны, то говорите «нет-нет-нет» и исправляете предложение Бабы-Яги, а если все верно, тогда говорите «Да-да-да». Хорошо? А поможет нам в этом  волшебная палочка. Волшебную палочку передавай и правильно все называй.

После зимы наступает лето (Нет. После зимы наступает весна)

Весной птицы прилетают с юга (Да. Весной птицы прилетают с юга)

Весной на деревьях появляются льдинки (Нет. Весной на деревьях появляются почки, листья)

Первый весенний месяц - май (Нет. Первый весенний месяц - март)

Весной ребята для скворцов строят скворечники (Да. Весной ребята для скворцов строят скворечники)

Весной у зайца шубка становится белой (Нет. Весной у зайца шубка становится серой)

Первые весенние цветы – это ромашки (Нет. Первые весенние цветы – это подснежники) 

Весной люди сажают картошку (Да. Весной люди сажают картошку)

Воспитатель добивается полного ответа от детей.

Воспитатель: Попробуем открыть второй замок (откравают)

Воспитатель: Осталось открыть последний замок, но перед этим я предлагаю немного отдохнуть. Вставайте в круг и повторяйте за мной.

Физкультминутка:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил, (вращение головой)

Наклонялся взад, вперёд. (наклоны)

Вот он по лесу идёт. (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся. (садимся)

Остался последний замок, попробуем и его открыть? (Достает задание)

Воспитатель: Здесь написано: «Ваше задание на мольберте». Посмотрите на мольберте картина. Картина о весне. Баба – Яга хочет, чтобы вы составили по этой картине предложения. Посмотрите, здесь еще есть цифры. 2, 3, 4, 5. Как вы думаете, для чего они? (Предположения детей). 

Цифры укажут нам, сколько слов должно быть в предложении. Какую цифру возьмем сначала? (Дети выбирают цифру, составляют предложения, затем другую цифру)

Воспитатель: Задания все выполнены, замки открыты!

На экране появляется Баба-Яга и говорит:

«Молодцы, ребята, все задания выполнили, можете открывать сундук. Но еще я хочу, чтобы вы для меня сказку рассказали.»

Воспитатель: Ребята, а вы умеете сочинять сказки?

Дети: Нет

Воспитатель: А как же нам быть? Я предлагаю открыть сундук  и сочинить сказку с помощью моих волшебных кубиков, они нам обязательно помогут!

Все садятся  за стол, открывают сундук и достают мешочек с кубиками.

Воспитатель: Сочинять сказку  будем  по правилам! (Показывает карточку с правилами)

  1. Кубики бросать будем по очереди;

2. Придумывать, что произошло с героем или предметом, который выпадет на верхней грани кубика.

3. Может, кто-то догадался, какое последнее правило? (Показывает веселый смайлик) (Дети предполагают) Да, рассказывать будем так, чтобы сказка получилась интересная. А весенние слова, которые мы в мешочек собирали,  нам помогут. (Ставит мешочек с словами на стол)

Можно я первая брошу кубик?

Воспитатель бросает кубик и начинает сказку

«Жила – была ….»

Сочиняем сказку. Первый кубик бросает воспитатель, далее дети, кубики выкладываем на подставку на столе друг за другом, выпавшей  гранью к детям.  Перед тем, как достать кубик воспитатель спрашивает: Чья очередь бросать кубик? А что же было дальше? Помогает сформулировать предложение. Если последний ребенок не смог закончить сказку, то еще один кубик бросает воспитатель и логически завершает сказку.)

Повторяем еще раз сказку 1-2 ребенка

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша сказка? Интересно, а Бабе Яге она понравится, как вы думаете?

На экране появляется Баба-Яга

Баба Яга: Спасибо Вам, ребята, за сказку. Она такая необычная и веселая. Очень мне она понравилась.  А теперь мне пора в свою избушку. До свидания!

Воспитатель: Мне сказка тоже понравилась, давайте поаплодируем друг другу.

3 часть – заключительная (2 мин)

Воспитатель: Ребята, спасибо вам большое за помощь.

Хлопните в ладоши те, кому понравилось сочинять сказку с помощью кубиков.

В чем возникли трудности?

Что для вас сегодня было самое необычное?

Что вы расскажете своим друзьям?

Воспитатель: Кубики мы в сундук положим, и я их в волшебный лес заберу. А так как на дворе весна, то мне хочется, чтобы и сундук мой был весенним. Возьмите и приклейте на сундук большой цветок, если вам понравилась наша встреча и маленький, если вам было скучно и что-то не получилось.  

А в благодарность за помощь я вам хочу подарить подарок в группу – волшебную книгу со сказками.

Воспитатель: Спасибо вам, девчонки и мальчишки, а мне пора. До встречи!

Фея уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по речевому развитиюТема: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»

Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...