Конспект занятия по речевому развитию"Путешествие в книжную страну" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Григорьева Наталья Николаевна

В современных условиях очень хочется не только научить детей читать, но и привить им любовь к книге, любовь к чтению, интерес к литературе. Сейчас дети дошкольного возраста много времени проводят в различных гаджетах. А ведь вокруг столько интересного! Это занятие посвящено знакомству детей подготовительной группы с библиотекой. Библиотеку действительно можно назвать Книжной страной. Не все дети бывали в библиотеке. Поэтому целью занятия я поставила формирование представлениий детей о библиотеке, правилах поведен6ия в библиотеке, правилах обращения с книгой; дать начальные знания о работе библиотекаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию

«Путешествие в Книжную страну»

для детей подготовительной группы

                                                                                              Григорьева Н.Н., воспитатель

Санкт-Петербург

2024

Цель: формирование представлений о библиотеке, правилах поведения в библиотеке правилах пользования книгой.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с правилами поведения в библиотеке и правилами пользования книгой;
  • закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными;

Развивающие:

  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками

со взрослыми;

  • развивать воображение, память, умение излагать мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней;
  • воспитывать умение внимательно слушать высказывания других детей, не перебивать, дополнять их ответы;
  • воспитывать культуру поведения в общественных местах (библиотеке);
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий (в частности, библиотекаря).

Виды деятельности:

  •  игровая, коммуникативная, двигательная;

Формы организации: 

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

  • двигательная (физкультминутки);
  • коммуникативная (отгадывание загадок, игровая ситуация, рассказывание, рассматривание);
  • игровая (создание игровой ситуации, словесные игры, складывание разрезных картинок).

Предварительная работа:

чтение и прослушивание произведений детской литературы; рассматривание иллюстраций к детским книгам; беседы с детьми о чтении книг; проведение словесных и дидактических игр по речевому развитию; знакомство с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова Н.Н.Носова, К.И.Чуковского, Г.Х.Андерсена; проведение досугов и викторин по произведениям детских писателей и поэтов; просмотр мультфильмов по детским литературным произведениям; драматизация сказок и литературных произведений и др.

Методические материалы и оборудование к занятию:

мебельные групповые модули для книг( 2 шт.), столы и детские стульчики; фотографии библиотечных интерьеров, изображение библиотекаря, наглядные материалы правил поведения в библиотеке и правил обращения с книгами; книги и распечатанные иллюстрации к русским народным сказкам, сказкам А.С.Пушкина, сказкам К.И.Чуковского, произведениям Н. Носова, сказкам Г.Х.Андерсена и К.И.Чуковского; шаблоны библиотечного читательского билета на каждого ребенка; тематические библиотечные разделители; разрезные картинки с иллюстрациями к детским книгам; набор последовательных иллюстраций к рассказу Н. Носова «Живая шляпа» для проведения дидактической игры «Что сначала, что потом» и пересказа; мольберт с магнитной доской; «Приглашение» на экскурсию в библиотеку..

Ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность взрослого

Деятельность детей

- Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас будет не обычный день – я предлагаю вам отправиться в путешествие. Готовы пойти вместе со мной?

.

Ответы детей.

- готовы

- пойдем

- а куда?

Мотивация

- В путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью вашего воображения

Но сначала отгадайте загадку. Если вы ее отгадаете, то наше путешествие состоится.

  «В каждой семье они бывают,

    Кто сними дружит – много знает.

    Расскажут обо всем на свете.

    Их любят взрослые и дети.»

- Вы правы. Это книги.

Предполагаемые ответы детей.

 

Проблематизация

- Скажите, пожалуйста, кто вам читает книги?

- О чем можно прочитать в книгах? (воспитатель следит, чтобы дети отвечали полными предложениями)

 - А для чего нам нужны книги?

- Да. Книги нужны людям. Они рассказывают о том, что было очень давно, о людях и животных, о разных науках, путешествиях и приключениях.

-  Я приглашаю вас сегодня в удивительную страну, страну, где живут книги. Вперед!

Проводится физминутка:

  «Быстро встали, улыбнулись,

    На носочках повернулись,

    За руки скорее взялись,

    В путешествие собрались»

Предполагаемые ответы детей:

Ответы детей:

В книгах можно прочитать разные интересные истории; сказки; о людях, о животных; о разных странах и т.п.

Ответы детей

 - книги нужны чтобы читать; узнавать что-нибудь новое; чтобы в школе учиться; чтобы быть умным и т.п.

   

Дети выполняют движения в соответствии с текстом физминутки.

Целеполагание

- Ребята, вот мы и пришли. Перед нами чудесная страна, в которой живет очень много разных книг. А чтобы узнать ее название, вам нужно отгадать еще одну загадку

  «Здесь книги интересные

   Живут рядами тесными.

   На длинных полках вдоль стены

   Вместились книги старины:

   И Черномор, и Царь Гвидон,

   И добрый Дед Мазей…

   Как называется страна?

   Попробуй, отгадай…

- Вы правы, ребята! Это Книжная страна Библиотека. Название этой страны происходит от греческих слов

    «библио» - книга и

    «тека» - хранилище.

Значит, название страны Библиотека означает…

    -  Живет в Библиотеке множество книг. Живут они дружно, не ссорятся и всегда рады гостям. Живут книги на специальных больших полках, которые называются стеллажи.

Каждая полка стеллажа подписана. Так можно узнать, какие книги здесь стоят.

Посмотрите, у меня есть специальные карточки с надписями для полок в библиотеке:

(воспитатель показывает детям таблички с библиотечными разделителями):

 - «К.И.Чуковский»: какие книги Чуковского можно найти на этой полке?

 - «Русские народные сказки»: какие сказки могут стоять на этой полке?

 - «А.С.Пушкин»: какие произведения А.С.Пушкина можно взять на этой полке?

А управляет этой страной Королева Книжной страны Библиотеки – Библиотекарь.

У нее очень много важных и нужных дел: Королева Библиотекарь провожает книги к читателям и встречает их обратно, проверяет, все ли у книг хорошо, а если нужно, то лечит их и приводит в порядок, расставляет книги на нужные полки, помогает читателям выбрать нужную книгу, советует, какую книгу можно почитать.

 Посмотрите-ка, нас встречает сама Королева Библиотекарь.

 Но пройти в страну Библиотеку можно по специальному документу Читательскому билету.

Королева Библиотекарь тоже приготовила для вас читательские билеты (воспитатель раздает детям «читательские билеты»). Посмотрите, что написано на вашем читательском билете? Что еще написано?

А зачем написано слово «книги»?

Да, в читательский билет записывают названия книг, которые берут читатели в библиотеке.

 Но пройти в страну Библиотеку вы сможете, если расскажете правила поведения в библиотеке.

 Посмотрите, на обратной стороне ваших читательских билетов есть картинки, которые объясняют правила поведения в библиотеке и правила пользования книгами. Глядя на картинки, расскажите, пожалуйста, эти правила.

- Королева книжной страны Библиотеки очень рада, что вы знаете правила поведения в библиотеке и правила обращения с ее любимыми книгами. И она разрешает вам войти в страну Библиотеку. Посмотрите, как здесь красиво! Расскажите, что вы здесь видите?

Ответы детей:

  - библиотека

   Предполагаемые ответы детей (хранилище книг)

Ответы детей:

 - дети называют произведения и сказки

Ответы детей:

- на читательском билете написано мое имя и фамилия, мой день рождения, написан адрес;

 - написано – «книги»;

 - сюда можно записывать книги, которые берут читать

Ответы детей:

 - при входе в библиотеку нужно поздороваться;

 - в библиотеке нужно быть вежливыми;

 - в библиотеке нужно вести себя тихо, не мешать другим читателям;

 - с книгами нужно обращаться бережно и аккуратно;

 - нельзя брать книги грязными руками;

 - в книгах нельзя рисовать;

 - нельзя вырывать страницы;

 - книги нужно сдавать вовремя;

 - и т.д.

Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены библиотечные залы, и отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы детей:

 мы видим стеллажи с разными книгами;

 мы видим много книг;

 мы видим, что книги стоят очень аккуратно на полках;

 в библиотеке много посетителей – детей и взрослых и т.п.

Планирование будущей деятельности

- Ребята, мы пришли как раз вовремя! Королева Библиотекарь обращается к вам за помощью.  Дело в том, что не все читатели в библиотеке дисциплинированы и уважительно относятся к книгам.

  Посмотрите на полки! (воспитатель подводит детей к книжному уголку. Полки книжного уголка подписаны: «русские народные сказки», «А.С.Пушкин», «К.И.Чуковский»,)

 Что-то здесь не так. (на полках книги стоят вперемешку) Вы сможете помочь королеве навести здесь порядок и расставить книги правильно?

Спасибо вам, ребята, за порядок на полках!

 - А недавно в библиотеку принесли книги, в которых иллюстрации разорваны на кусочки.

 Королева Библиотекарь очень расстроилась и просит вас собрать из кусочков всю иллюстрацию и найти книги, из которых эти иллюстрации вырвали. (воспитатель раздает детям разрезные картинки – иллюстрации к разным книгам:

 - «Доктор Айболит» К.И.Чуковского

 - «Снежная королева» Г. Х. Андерсена

 - «Приключения Незнайки» Н. Носова

 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Какие вы молодцы! Королева Библиотекарь так рада, что вы пришли в ее страну не просто в гости, а помогаете ей и книгам.

 

- Посмотрите. а эта книга рассыпалась, и все странички в ней перепутались. Помогите, пожалуйста, собрать страницы по порядку, чтобы Библиотекарь могла склеить книгу (проводится дидактическая игра «Что сначала, что потом...» на примере рассказа Н. Носова «Живая шляпа»).

 

Дети расставляют книги и объясняют, почему поставили книги на одну полку:

- эта полка называется «Русские народные сказки». Мы поставили сюда книги со сказками «Теремок», «Репка», «Колобок», «Царевна-лягушка»;

 - эта полка называется «А.С.Пушкин». Мы поставили сюда сказки А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»;

 - эта полка называется «К.И.Чуковский». Сюда мы поставили книги с его сказками: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр».

Дети в парах собирают картинки.

Находят и называют книги, к которым относятся иллюстрации.

Дети прикрепляют картинки последовательно на магнитную доску и друг за другом передают содержание рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Реализация плана

 - Вот мы и выполнили все задания.

Как вы думаете, мы смогли помочь Королеве? Какие просьбы Королевы Библиотекаря вы выполнили?

 Ребята, королева Библиотекарь очень благодарна вам за помощь.

Она всегда рада видеть вас у себя в гостях в своей Книжной стране Библиотеке.

Поэтому Королева Библиотекарь приготовила для вас сюрприз! Завтра она приглашает нас на экскурсию в свою новую библиотеку на пр. Косыгина. Она будет вас там ждать. И все вам покажет и расскажет.

 - А нам пора возвращаться обратно.

Повторяйте за мной:

  «Быстро встали, улыбнулись,

    Выше, выше потянулись.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Покружились, оглянулись -,

    Снова в детский сад вернулись.»

Ответы детей:

Дети высказывают свое отношение к услышанной новости.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Рефлексия

 - Вот и закончилось наше путешествие, ребята!

Узнали вы что-нибудь новое в Книжной стране Библиотеке?

Вы запомнили, что означает слово «библиотека»?

А какие новые слова вы еще сегодня узнали? (стеллаж, читательский билет)

Хотели бы вы стать библиотекарем?

Вы не забыли, какой Королева Библиотекарь приготовила вам сюрприз?

Спасибо большое вам, ребята!

Мне тоже было интересно с вами.

Мы вместе с Королевой Библиотекарем очень надеемся еще не раз встретиться с вами в библиотеке.

 После такого путешествия можно и отдохнуть.

Дети отвечают на вопросы.

 Делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию "Волшебный портфель Маршака" для детей подготовительной группы

Формировать читательский интерес и развивать культуру цитирования...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием приёмов сказкотерапии в подготовительной группе «Злой принц»

Увлекательное путешествие в сказку с использованием приёмов сказкотерапии и театролизованной деятельности, которое помогает детям быть добрее и внимательнее к своим сверстникам....

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в лесную сказку" в средней группе

Учить детей умению соотносить знакомые образы с символами сказки «Теремок»;Развитие диалогической речи (умение слушать и понимать собеседника). Упражнять детей в восстановлении простых пос...

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»...

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Посуды» в подготовительной группе

Образовательные:- Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);- Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предме...

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей подготовительной группы. Тема: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»Задачи:1. Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание сказки, отвечать полным предложением на вопрос...