конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Комарова Анастасия Александровна

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_rr_starshaya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема : «Цветик-семицветик»

Подготовила: Комарова А. А.

Приоритетная ОО: речевое развитие

Вид НОД: классическое

Форма организации обучения: фронтальная

Цель НОД: обобщение знаний, усвоенных детьми за год

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение обобщать, классифицировать;

- упражнять в  использовании всех частей речи;

- закреплять навык определять местонахождение звука в слове;

- тренировать в определении количества слогов в слове;

- упражнять в словообразовании;

- закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы;

- обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

-  формировать навыки сотрудничества на занятии.

Развивающие: 

-развивать слуховое восприятие;

- способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок и подбора синонимов;

-Формировать навык отвечать на вопросы развёрнуто.

Воспитательные:

- способствовать развитию самостоятельности, активности, целеустремлённости;

- обеспечить условия для воспитания культуры общения;

- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик»

Планируемый результат:

-дети используют и правильно согласовывают все части речи,

- умеют определять количество слогов в слове и определять местонахождение заданного звука в слове

- дети способны подобрать синонимы к заданному слову, а также найти к нему антоним;

- на поставленные вопросы дети способны ответить полностью (развёрнуто);

- на занятии дети проявляют активность, соблюдают правила культурного общения.

Средства и оборудование:

Технические: колонка, аудиозапись;  

Методические: конспект НОД, прописи по количеству детей;

Организационные: лепестки цветика-семицветика, конверты, доска магнитная, магниты, карандаши простые, мяч.

Ход НОД

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня, собираясь на работу я решила заглянуть в почтовый ящик. В нём я нашла целую связку конвертов, к которым была привязана записка

Эти конверты для ребят детского сада «Тополёк», старшей группы «Дружные ребята».

Воспитатель: Я принесла их с собой. Давайте заглянем внутрь каждого и посмотрим, что там лежит.

Дети: давайте!

Воспитатель: первым откроем белый конверт (из конверта достает белый круг, с напечатанным заданием сзади)

Дорогие ребята, вы держите в руках серединку волшебного цветика-семицветика. Выполнив задания, которые находятся в конвертах, вы получите лепестки. Из этих лепестков вы сможете составить волшебный цветок.

Воспитатель: Это очень необычно. Давайте попробуем выполнить задания и собрать цветок. Как вы помните, цветик-семицветик исполнял желания, вдруг сбудется  наше желание или мы получим целый мешок сладостей.

Основная часть (содержательный этап)

Красный конверт:

Здравствуй добрый, милый друг!

Разнообразь скорей досуг:

Слух скорее напрягай,

Лишнее слово называй!

Воспитатель: ребята, вам нужно послушать несколько слов, назвать лишнее и объяснить почему оно лишнее. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель:

  1. Берёза, сосна, дуб, малина
  2. Ложка, тарелка, сумка, кастрюля
  3. Лошадь, волк, корова, свинья
  4. Яблоко, слива, огурец, груша
  5. Рубашка, туфли, брюки, пиджак
  6. Молоток, топор, пила, ложка
  7. Саша, Миша, Петя, Иванов
  8. Роза, ромашка, рис, тюльпан

Воспитатель: справились, молодцы! Вот и первый лепесток (воспитатель прикрепляет лепесток к серединке цветка)

Оранжевый конверт:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!)

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Воспитатель: готовы, ребята, попробовать свои силы в игре наоборот?

Дети: да!

Воспитатель: сейчас каждому из вас я буду называть слово, а ваша задача назвать мне это слово наоборот.

  1. Слабый – ( сильный)
  2. Пасмурно- (солнечно)
  3. Хороший-(плохой)
  4. День- (ночь)
  5. Улыбаться – (плакать)
  6. Весело – (грустно)
  7. Сидеть – (стоять)
  8. Светлый – (тёмный)

Воспитатель: Вы справились со вторым заданием и получаете второй лепесток.

Жёлтый конверт:

Воспитатель:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все (солнце)

Ребята, наступила весна и на небе чаще светит яркое солнце. А какое же оно? Давайте попробуем с вами описать солнышко.

Солнце желтое, как. (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как. (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как. (бабушка, мама, ветерок,теплое море)

Солнце веселое, как. (песенка, клоун)

Солнце теплое, как. (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как. (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как (огонь, костер)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Открываем следующий конверт!

Зелёный конверт:

Становитесь по порядку на весёлую зарядку

Приготовились, начнём, песню вместе подпоём!

Воспитатель: кажется, нам пора размяться. Встаём в кружок и выполняем движения под музыку!

(капитан Краб «Разминка»)

Воспитатель: вы так здорово двигались, что заработали ещё один лепесток!

Голубой конверт:

Воспитатель: ребята, за этот год мы с вами научились многому. Например, ближе познакомились с нашей речью. Скажите мне пожалуйста, из чего состоит наша речь?

Дети: наша речь состоит из предложений.

Воспитатель: совершенно верно. В голубом конверте сложное задание. Сейчас я буду зачитывать вам предложения, а ваша задача сказать сколько слов в нём.

  1. Мама варит кашу.
  2. Я иду гулять в парк.
  3. Утром люди чистят зубы.
  4. Я люблю свой детский сад.
  5. Распустились первые цветы.
  6. Светит солнце.
  7. Наступает ночь.
  8. Летом можно загорать на пляже.

Воспитатель: молодцы, справились. Но вторая часть задания немного сложнее.

Вы должны придумать предложение из 2х, 3х, 4х слов.

Воспитатель даёт задание, дети отвечают.

Воспитатель: За выполнение такого сложного задания вы получаете красивый голубой лепесток.

Синий конверт:

Воспитатель: вы рассказали мне, что наша речь состоит из предложений. А из чего же состоят предложения?

Дети: из слов.

Воспитатель: верно! А все слова состоят из слогов. И заданием синего конверта будет посчитать слоги в словах.

Слова: шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.

Воспитатель: сейчас я предлагаю каждому из вас придумать слово, а остальные ребята посчитают сколько в нём слогов.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает по необходимости.

Воспитатель: молодцы, ребята! Получайте синий лепесток!

Воспитатель: у нас остался один конверт. Давайте скорее его откроем.

Фиолетовый конверт:

Воспитатель: мы сказали с вами из чего состоит наша речь, посчитали слоги в словах. Сейчас я хочу, чтобы вы мне ответили из чего состоят слова?

Дети: из звуков.

Воспитатель: верно. А чем отличаются звуки от букв?

Дети: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем.

Воспитатель: верно. А расскажите мне, какие бывают звуки?

Дети: звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: в чем их различие?

Дети: гласные звуки можно пропеть, струя воздуха из рта выходит равномерно, не встречая преград. Согласные звуки пропеть нельзя, потому что воздух встречает преграды из губ, зубов или языка.

Воспитатель: какие вы молодцы! Слушайте заключительное задание.

Сейчас я буду называть вам звук, вы должны сказать какой он: гласный или согласный, объяснить почему и придумать слово на заданный звук. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель называет звуки, дети выполняют задание.

Воспитатель: вы справились с последним заданием. Получайте фиолетовый лепесток.

Воспитатель собирает цветок и прикрепляет записку на сердцевину:

Дорогие ребята, за то, что вы хорошо занимались в этом году и научились многому от цветика-семицветика примите в подарок специальные прописи. Не теряйте летом времени даром, занимаясь в них ваши пальцы станут ещё более крепкими, а ещё вы сможете повторить буквы!

(детям в подарок вручаются прописи с печатным алфавитом)

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: ребята, в завершение нашего занятия я хочу, чтобы вы поделились со мной своим мнением. Расскажите , что вам показалось наиболее трудным сегодня. Что наиболее интересным? Что самым лёгким?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо за занятие ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...