Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»»

Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»».

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство со сказкой.

Задачи:

образовательные:

  • побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки;
  • способствовать формированию умения вести диалог с воспитателем по содержанию сказки, откликаться на высказывания сверстников;
  • активизировать словарь детей;

развивающие:

  • развивать интонационную выразительность речи;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать двигательную активность детей;

воспитательные:

  • прививать интерес детей к совместной игровой деятельности;
  • воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации к сказке «Жихарка» из дидактического пособия «Сказки бабушки Матрены», стол, три деревянных ложки, картинки к дидактическим играм «Узнай сказку», «Что делает лиса?», телевизор, запись видеоролика на песню «Песенка о сказках».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, работа над языком и содержанием сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, театрализованные игры по сказкам с использованием различных видов театра, разучивание считалки «Шла лисичка по дорожке», игры «Молчанка», литературного диалога «Для чего?»

Ход НОД

I. Вводная часть

Настрой на работу

Игра – шутка «Для чего?»

– Для чего нужны нам уши?

– Чтобы ими сказки слушать.

– А глаза?

– Смотреть картинки.

– Руки?

– Надевать ботинки.

– Ноги?

– Чтоб в футбол играть.

– А язык?

– Чтоб не болтать.

Воспитатель задает вопрос, дети на него отвечают готовым литературным текстом.

Игра «Молчанка»

– Если «не болтать», тогда поиграем в игру «Молчанка».

Перечники, червенчики,

Зазвенели бубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки.

Медок, сахарок.

Молчок!

Введение в тему

– Ребята, вы любите слушать сказки?

Все на свете дети очень любят сказки,

Все на свете дети сказки очень ждут,

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут!

Сегодня я познакомлю вас с еще одной русской народной сказкой. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. После того как я прочитаю вам сказку, вы должны будите ответить на мои вопросы. Называется сказка «Жихарка».

II. Основная часть

Первичное знакомство со сказкой

Дети садятся на стульчики, расположенные на коврике. Воспитатель читает детям сказку.

Русская народная сказка «Жихарка».

Работа над языком и содержанием сказки

– Понравилась сказка?

– Кто автор сказки? Если она русская народная, кто ее написал?

– Назовите героев сказки.

– Кто такой Жихарка?

– Какой он в сказке? Расскажите о нём. (Веселый, хитрый, непослушный, маленький).

– Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?

– Чем занимались кот и петух?

– Что делал Жихарка дома? (Раскладывал ложки, домовничал – работал по дому).

– В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова? (В доме всегда должен быть хозяин).

– Кто украл Жихарку?

– Как лиса это сделала?

– Что значит «справил Жихарка все дела?»

– Как Жихарка перехитрил лису?

– Что такое заслонка у печки? (картинка)

– Какой Жихарка в сказке?

– Покажите, как кот и петух горевали.

– А как они радовались.

– Вам понравилось, как закончилась сказка?

– Почему вам понравился (не понравился) конец сказки?

Физкультурная минутка «Веселая зарядка»

Мы прочитали новую сказку

Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Руки вверх подняли раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Движения выполняются по тексту.

Повторное рассказывание сказки

– Послушайте, я расскажу сказку еще раз.

Воспитатель рассказывает сказку еще раз, выставляя на мольберт иллюстрации, соответствующие эпизодам сказки.

Инсценирование отрывка сказки.

– Сейчас мы немножко поиграем.

– Какие слова говорил Жихарка, когда раскладывал ложки?

– Это простая ложка – котова, это простая ложка – Петина, а это не простая – точёная, ручка золочёная, – эта Жихаркина. Никому её не отдам.

– Давайте при помощи считалочки выберем, кто будет исполнять роль Жихарки, раскладывать ложки.

Шла лисичка по дорожке

И с собой несла две ложки.

Первую себе взяла,

А вторую нам дала.

Кто не верит, это он,

Выходи из круга вон.

Марина Менщикова

Ребенок ходит вокруг стола, раскладывает ложки, приговаривая слова из сказки.

Дидактическая игра «Что делает лиса?»

– Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что делает лиса? (Лежит, сидит, бежит, охотится, смотрит).

Дидактическая игра «В каких сказках живет лиса»

– Ребята, посмотрите на картинку и скажите, в каких сказках живет лиса. Назовите эти сказки. («Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой»).

Этюд «Разная лиса»

– Скажите, какая лиса обычно в сказках?

Встаньте возле стульчиков и покажите грустную лису, сердитую (злую) лису, хитрую, добрую лису. Покажите, как ходит лиса – краса.

Чистоговорки

Су-су-су – лиса живет в лесу.

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе.

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы.

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

III. Заключительная часть

Вот пришла пора прощаться,

Нам со сказкой расставаться.

Сказку новую опять

Будем вместе в гости ждать.

Показ музыкального видеоролика о сказках (если останется время)

– Давайте посмотрим видеоролик о сказках.

Видеоролик на песню Татьяны и Сергея Никитиных «Песенка о сказках».

Рефлексия

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по театрализации русской народной сказки «Теремок».

Дети второй младшей группы  ГБДОУ детского сада №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга показали театрализованное представление по сказке "Теремок" с представлением визитной карточки группы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по конструированию из «Lego» по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка» «Домики для зверушек»

Учить детей индивидуальному  и совместному конструированию, учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавать особенности предметов средствами конструктора...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование по русской народной сказке «Репка» на тему: «Репка для мышки» в первой младшей группе

В данном конспекте описывается ход НОД по художественно-эстетическому развитию для 1 младшей группы. В гости к ребятам приходит мышки из сказки репка. Мышка приходит не с пустыми руками, а с мешо...

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»Интеграция сё другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель:...

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке.Задач...

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам»...