Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
материал (подготовительная группа)
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 77.5 КБ |
puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam1.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.
Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль.
- Развивать логическое мышление, воображение, тренировать память.
- Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
- Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
- Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.
- Расширение словаря по теме – «из уст в уста», подбор прилагательных к существительному «сказка».
- Оздоровительные задачи: снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного напряжений (физ. минутка), пальчиковая гимнастика.
Вид занятия: Занятие-игра.
Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, беседа.
Наглядные: рассматривание слайдов, видеоряда.
Практические: проблемно-поисковые, игровые, инсценировка, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, музыкальное сопровождение, самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
- Рисование по мотивам русских народных сказок.
- Обыгрывание сказок с помощью настольного театра.
- Инсценировка сказки «Снегурушка и лиса».
- Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности.
- Настольная игра «Любимые сказки», пазлы по сказкам.
Материалы и оборудование: Проектор, компьютер, экран для слайдовой презентации, слайдовая презентация Power Point, видеоряд «Во поле берёзка стояла», музыкальный центр, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), индивидуальные листы с лабиринтом.
Список использованной литературы.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-144с.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
- Детский журнал «Веселый Колобок» М.: ООО «Издательство «Фламинго» за 2010 год.
- Локсина М. Презентация. Викторина «Русские народные сказки». Сайт: Viki.rdt.ru.
- Рисунки из clipart.
- Электронное приложение к уроку в среде Power Point.
Ход занятия:
Звучит музыка.
Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! В гости к вам пришла. А как зовут меня, знаете? Сказительница я. Людям сказки сказываю. А кто скажет, Что такое сказка?
Дети отвечают. ( Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.)
Сказительница. Много сказок вы знаете. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Сказительница. А кто скажет, почему их называют русскими – народными?
Дети отвечают.
Сказительница. Правильно. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.
Сказительница.
Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети (предполагаемые пословицы):
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Сказительница. И сегодня, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: встретиться с русскими народными сказками.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: “Заходи!”
Чтобы в сказке очутиться ,нужно всем нам покружиться.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Сказительница. Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Однажды налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу. Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
Сказительница. Хорошо, тогда собирайтесь в путь. Но сначала проведем небольшую разминку.
«Мозговой штурм»:
- Какими словами начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве -в некотором государстве)
- Какими словами они заканчиваются? (Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
- Я хочу предложить ещё одно задание.
«Зашифрованное слово».
Демонстрируется слайд.
Сказительница. У меня есть зашифрованное слово. Расставьте буквы по порядку. Какое у вас получилось слово? («Дружба»).
Сказительница. Мы отправляемся в дорогу. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай», любое задание дружно выполняй.
Сказительница. «Долго ли, коротко ли шёл Иван – царевич и вышел на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
Сказительница. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – отгадай. Ребята тебе в этом помогут.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Демонстрируется слайд.
Сказительница. Правильно, это Зайчик. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайчик поможет, если мы отгадаем его загадки.
Демонстрируются слайды.
Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.
Сказительница. Так куда же нам путь держать? Покажи, Зайка! Путь наш лежит прямо в лес.
Демонстрируется слайд.
Вот какой лес! Волшебный! А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной…(Лиса)
Сказительница. Верно, это хитрая Лиса, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать. Но просто так она нам про дорогу не покажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?
«О какой сказке идёт речь?»
Демонстрируются слайды.
Дети дают ответы на загадки Лисы.
Сказительница. Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, вот вам «лисья» подсказка.
Демонстрируется слайд.
Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.
Сказительница. А теперь проверим.
Демонстрируется слайд.
Сказительница. Пора отправляться в путь. Мы теперь знаем, как добраться до избушки Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны набраться сил, чтобы справиться с Кощеем Бессмертным.
Физкультминутка
Вот мы репку посадили | (наклониться) |
И водой ее полили. | (имитация движения) |
Вырастала репка | (развести руки в стороны) |
Хороша и крепка. | |
А теперь ее потянем | (имитация движения) |
И из репы кашу сварим. | (имитация еды) |
И будем мы от репки | (показать «силу») |
Здоровые и крепкие. |
Сказительница. Путь наш продолжается. И очутились мы в лесу, возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Чья это избушка? Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А, я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите расскажу?
Инсценировка сказки “Снегурушка и Лиса”.
Сказительница. Какая это сказка?
Баба – Яга. Приглашаю к себе в гости и готова вам помочь. Но сначала отгадайте мои загадки. Дети решают загадки, которые задает Баба Яга.
«Дополни имя».
Баба Яга. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Кощей - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …
Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…
Баба Яга. Есть у меня берестяная грамота. Что в ней? Ничего не пойму… Надпись полустёртая. Может быть, вы поможете? Здесь сказки были полностью написаны, а теперь – одни отрывки. Что же это за сказки?
Сказительница. Баба Яга, дети тебе помогут, расскажут отрывки этих сказок, а ты отгадай.
( Дети рассказывают отрывки из сказок)
- Лиса и Журавль.
- По – щучьему велению.
- Царевна-лягушка.
- Хаврошечка.
- Сивка – Бурка.
Баба Яга. Молодцы. А вот и замок Кощея – Бессмертного. Мне идти дальше нельзя. До свидания, друзья.
Демонстрируется слайд.
Сказительница. Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.
Сказительница. Что наделал злой Кощей.
Все картинки перепутал,
Сказки все он наши спутал,
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать!
Но сначала гимнастика для глаз.
Раз- налево, два- направо,
Три- наверх, четыре- вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Дети из пазлов собирают картинки сказки и называют их.
Сказительница. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд.
Демонстрируется слайд.
Кроссворд «Кто говорит эти слова?»
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Сказительница. «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой».
Демонстрируется слайд.
Сказительница. И нам с вами нужно возвращаться.
Чтобы в группе очутиться всем нам надо покружиться.
Понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Во многих сказках вы сегодня побывали. Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло, главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций, Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки).
Русские люди умели не только красивые сказки сочинять, но и песни петь, хороводы водить.
Хоровод под песню “Во поле березка стояла” (видеоряд)
Сказительница. А теперь мне пора прощаться с вами. Вы еще прочтете много других сказок. В добрый путь! До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здесь живут сказки
Р 2 Ж 4 Д 1 Б 5 У 3 А 6
БОЛОТО ЛЕС
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети?
Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли Вытянуть из-под земли.
Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Всё ж попался …
Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец?
Нет ни речки, ни пруда – Где воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца.
У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.
БОЛОТО ЛЕС
Миша по лесу идёт, Короб на спине несёт – Пироги для бабы с дедом Внучка Маша напекла Несговорчивого Мишу Вокруг пальца обвела!
У всех жёнушки как жёны, У него – лягушка, Но в итоге будет рад Этому Ванюша.
Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко.
Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов.
Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом.
1 2 3 4 5 6 А А Л Е Н У Ш К А А Ш М М М О О О О О О Д В Е Ж Н К К К Р З В Л З Я Т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема: "Путешествие в страну жидкости"
Занятие проведено в подготовительной группе ДДУ№1 "Светлячок" Министерства обороны в Ступинском районе Московской области....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Путешествие по русским народным сказкам».
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Путешествие по русским народным сказкам.Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народн...
Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающие: Ра...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»Интеграция сё другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель:...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке.Задач...
Интеграция логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие в сказку Ш. Перро "Золушка"»
Интеграция логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе ...
План конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе. Тема: «Путешествие по русской народной сказке «Теремок»
Представлен конспект занятия по театрализованной деятельности по русской народной сказке "Теремок"....