Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие к фее цветов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарова Наталья Ивановна

Закрепление знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твёрдости и мягкости, упражнять детей проводить звуковой анализ слов. Формировать умение делить слова на слоги. Закреплять знание детей о садовых, комнатных, луговых и полевых цветах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

«Путешествие к фее цветов»

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов, навыков слогового анализа и синтеза слов.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей умения работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей;

Развивающие: развивать фонематический слух, развивать память и внимание, развивать зрительное восприятие, логическое мышление, развивать речь детей.

Образовательные: закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твёрдости и мягкости; упражнять детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к заданному слову; продолжать формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением; закреплять знания детей о садовых, комнатных, луговых и полевых цветах.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная деятельность.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический, словесный.
Формы организации: групповая
Предварительная работа: беседа о цветущих растениях; просмотр картинок и презентаций по теме «Цветы»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 Развитие слухового внимания

Воспитатель: Я хочу вам сегодня прочитать одну очень интересную историю. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете?

Дети: ответы детей

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме

Воспитатель: так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети: ответы детей

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.  Для чего нужны цветы?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А чтоб лучше узнать о цветах, я предлагаю отправиться к фее цветов. Вы согласны?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Будем мы сегодня с вами:
                        Смотреть, слушать, размышлять,
                         Но друг другу не мешать.
                         Не вертеться, не шалить,

                          Внятно, четко говорить.

Воспитатель: тогда предлагаю отправиться в путь. Но на пути нас ждут интересные задания. Раз, два, три на пути первое задание (на столе разложены разрезные картинки садовых цветов: роза, тюльпан, мак). Дети собирают картинку.

Ребята, где эти цветы растут?

Дети: ответы детей

Воспитатель: значит они какие?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Кто ухаживает за цветами в саду?

Дети: ответы детей

Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики

Воспитатель: Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Воспитатель: Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку и передаём следующему ребёнку.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а в саду растет один цветок или много?

Дети: ответы детей

Воспитатель: посмотрите сколько тюльпанов. Давайте их сосчитаем.

Дидактическая игра «Посчитай цветы» (один тюльпан, два тюльпана, и т.д.)

Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше. Раз, два, три, к следующему заданию пришли мы (на столе разложены полевые, луговые цветы: колокольчик, ромашка, василёк).

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, а где растут эти цветы?

Дети: ответы детей

Воспитатель: присаживайтесь.

На доске: корень стебель, листок, цветок. Предлагаю вспомнить из каких частей состоит цветок?

Дети: ответы детей

Воспитатель: предлагаю составить из них цветок.  

Дети: выполняют задание

Развитие звуко-слогового анализа 

Воспитатель: Какой цветок у вас получился?

Дети: ответы детей:

Воспитатель: А сколько слогов в слове «ромашка»? Как мы можем это узнать?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Назови первый звук в слове «ромашка».

Дети: ответы детей

Воспитатель: Какой звук мы слышим в конце слова «ромашка»?

Дети: ответы детей

 Развитие общей моторики

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте - ка за мной.

Раз –два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!
Ветерок прилетал, цветочки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко прогнулись.

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут,
Людям радость принесут!

сидели на корточках, встаем
тянутся на носочках
смотрят вверх

раскачивают руками влево - вправо над головой

наклоняются влево

наклоняются вправо

грозят пальчиком

приседают

медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше. Раз, два, три, (на столе разложены разрезные картинки: фиалка, герань, бегония…).

Воспитатель: Какие это цветы? Где они растут?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Присаживайтесь на стулья. Давайте прочитаем слово на доске.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, из каких звуков состоит слово фиалка. Для начала вспомним какие звуки есть?

Дети: ответы детей

Звуко - буквенный анализ слова фиалка

Воспитатель: вот, мы и добрались до феи.

Звучит фонограмма, на экране появляется Фея.

Фея: Здравствуйте, ребята. На протяжении всего вашего пути я наблюдала за вами. Вы молодцы. Может и моё задание сможете выполнить?

Дети: ответы детей

Фея: Надо определить первый звук в названии цветов и подставить круг нужного цвета.

Дети: выполняют задания

Фея: Справились, какие молодцы. Я рада что вы пришли ко мне в гости и дарю вам раскраски. Они будут у вашего воспитателя. До свидания!

 Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Да, раскраски у меня, мы их потом раскрасим со всеми ребятами. У нас был интересный путь, так какие же цветы самые красивые, как вы думаете?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

Воспитатель: А что вам понравилось на нашем пути?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А что вызвало затруднение?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вы большие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"

 Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект ОД развивающего занятия по речевому развитию в подготовительной группе.

Тематическое занятие направлено на развитие связной речи, мышления, творческого воображения. Все задачи используются через игровые ситуации, через различные виды деятельности с использованием развиваю...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...