"Технологии Сторисек и Буккросинг как средство развития коммуникативной культуры дошкольников"
консультация по развитию речи

Что такое Технологии Сторисек и Буккросинг, основные этапы их реализации в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Picture background

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад № 221 «Сказка» комбинированного

вида г. Орск»



Презентация опыта работы
« Технология Сторисек и Буккроссинг

как средство коммуникативной культуры дошкольников»


Воспитатель: Рудакова И.П. ( I кв. категория)

Орск, 2024


Развитие коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является одной из главных задач образования во все времена. Важно начать развитие коммуникативной культуры именно в дошкольном возрасте. Основой коммуникативной культуры личности является общение, без которого человек не сможет развиваться.

Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой.

Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Проблема развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, большое внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению коммуникативной культуры старших дошкольников.


Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение друг к другу.

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

Методы развития коммуникация:

  • Наглядные
  • Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии.
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.
  • Словесные
  • Чтение и рассказывание художественных произведений
  • Заучивание наизусть
  • Пересказ
  • Обобщая беседа
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал
  • Практические
  • Дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Инсценировки
  • Дидактические упражнения
  • Пластические этюды
  • Хороводные игры

«Что такое Сторисек»?

«Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.

Первоначально сторисек задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.

Разработчики идеи считают, что взрослые должны много читать детям вслух, а «сторисек» («мешок историй») поможет сделать чтение интересным и увлекательным.

Формат Сторисека предполагает выбор какой-либо художественной книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге.

Идея Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей, педагога, библиотекаря

Основная цель Cторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи Cторисека:

  • чтение хороших книг,
  • расширение кругозора ребенка,
  • пополнение словарного запаса,
  • развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения,
  • стимулирование интереса к книге.

Как выглядит «мешок историй»?

Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковые и литературные игры, шпаргалки для родителей.

Этапы подготовки и проведения Сторисека

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выбор книги:

• хорошее смысловое художественное произведение;

•качественные иллюстрации;

•произведение, удобное для громкого чтения;

•доступный и интересный уровень книги для детского восприятия; •любимая книга детей;

•книга, рекомендуемая родителями, педагогами.

2. Подготовка мешка для комплекта материалов

#1055;одбор компонентов для комплекта

• игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения.

• научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению DVD с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).

4. Разработка литературных игр

Цель: расширяют кругозор, развивают лексикон, формируют навыки осмысленного чтения, связной речи .

Можно предложить следующие игры:

1. Сочинить монолог

#1042;икторина по произведению

3. Работа с пословицами.

Литературными играми могут стать

«Режиссерская версия» – детям предлагается устно/

письменно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» – сочинить продолжение к книге;

«Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

«История слов» – работа со словарями по объяснению новых слов.

Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»

  • Библиографические пособия малых форм (памятки, информационные буклеты, рекомендательные записки и т.д.)
  • Варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций)
  • Примеры вопросов для беседы по книге;
  • Биография писателя – автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения;
  • Домашние задания к научно-популярной книге «Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

6. оформление описи готового «сторисека».

Красочное оформление на листе бумаги (самостоятельно или с детьми) описи вложенных в мешок предметов. Опись также вкладывается в мешок.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с художественным произведением

• Громкое чтение сказки

• Беседа на основе первичного восприятия текста;

• Беседа по содержанию сказки

• Проведение игр

• При помощи игрушек можно разыграть содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после

• Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

• Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать

• Можно почитать книгу по ролям.

Работа с научно познавательной книгой по теме произведения

•Предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложке, иллюстрациях книги.

•Заострите внимание на содержании и алфавитном указателе, расскажите, как они помогают ориентироваться в книге.

•Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. •Попросите рассказать о своих знаниях по теме.

•Выпишите понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

Просмотр мультфильма, обсуждение его.

Воспитатель спрашивает детей, чем мультфильм отличается от книги и т.д. Детям предлагаются игры- раскраски, а также творческое задание (лепка, аппликация и т.д.)

«Что такое Буккроссинг»?

БУКРОССИНГ - Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот.

Цель Буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

Задачи Буккроссинга:

  • Познакомить с современным движением Буккроссинг;
  • Ввести в практику разнообразные методы и формы работы с литературным произведением, способствующими приобщению детей к книге для развития творческой, познавательной и эмоциональной активности детей;
  • Развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; вести диалог, выразительно рассказывать, уметь импровизировать.

Этапы технологии Буккроссинг

1 этап - Подготовительный.

Для реализации движения «Буккроссинг» была выделена зона с книжными полками для общего пользования. Посещать данную зону могут – дети совместно с родителями, дети и воспитатели.

Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках.

2 этап – Основной. (Практический)

Первоначально мы составили список литературы, чтобы в дальнейшем отследить: пополняется ли наш центр новыми книгами, какие пользуются большим спросом. На книги, которые приносили родители, наклеивался ярлычок "Буккроссинг", чтобы книга сама дала информацию о том, откуда она, кто ее подарил для книгообмена. Книга выставлялась на полку для свободного доступа.

3 этап – Заключительный.

Результатами акции «Буккроссинг» могут быть:

  • создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
  • маленький театр по одной из прочитанной книги;
  • выставка рисунков по прочитанным книгам;
  • рассказывание стихотворений и пение песен из прочитанных книг.

С помощью образовательных технологий «Сторисек» и «Буккроссинг» мы решаем основные задачи в развитие речи и коммуникативной культуры дошкольников.

Это - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, развитие фонематического слуха, овладение предпосылками обучения чтению. Также чтение книг помогает развивать речевую активность детей, обучает пользоваться информацией, воспитывает бережное отношение к книгам. С помощью чтения книг можно развить у ребёнка умение говорить и мыслить, умение познавать и делать умозаключения, умение вслушиваться в речь взрослого, память, внимание, воображение, выразительность речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Технология «Образ и мысль» как средство развития коммуникативной функции речи

В статье  раскрывается важность формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР на основе технологии "Образ и мысль" в контексте социализации дошкольника на пороге школы. Использование ал...

Игра - средство развития коммуникативной культуры

Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников...

Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"

Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....

Речевой этикет как средство развития коммуникативной культуры и социокультуры дошкольников

В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотно...