Речевой этикет как средство развития коммуникативной культуры и социокультуры дошкольников
консультация по развитию речи по теме

Курочкина Ирина Игоревна

В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования -формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.

Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket_1.doc85.5 КБ
Office presentation icon rechevoy_etiket.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «ЦРР – д/с№50»

МАСТЕР – КЛАСС  «Речевой этикет»

Цель: развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Задачи:

- доказать актуальность проблемы речевого этикета в свете ФГОС;

- рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, - правила ведения беседы и правила поведения во время беседы,  речевые клише приветствия, извинения,  отказа, как говорить комплименты);

- прокомментировать с точки зрения речевого этикета некоторые речевые ситуации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Орг. момент.  Приветствие.  Слайд 1

 Гипотеза. Проблема речевого этикета намного актуальнее сейчас, чем много лет назад, и требует пристального внимания. Проблема интересует как педагогов, так и  родителей.

Слайд 2

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, я проведу небольшой опрос.

Слайд 3

 Что такое «речевой этикет»? Слайд 4:

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. Толковый словарь речевого этикета

 2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)  Толковый словарь русского речевого этикета.

3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Русский язык. Энциклопедия.

Слайд 5:

Проще говоря, речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Задание: "Каков человек, такова и его речь" (Сократ). 

О чём, по вашему мнению, может рассказать речь человека?

(Об уровне интеллекта и образования; О социальном статусе;О месте рождения и проживания; О мировоззрении и интересах; О воспитании; О характере и привычках.)

Как было.

Слайд 6, 7, 8 (читаю со слайдов)

Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, воспитателя...

Слайд 9:

«Что надо сказать?» -  с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

«Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица.

Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие  разными способами учили младших.

Слайд 10:

Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».

... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...

... не свирепствовать словом, не хулить в беседе...

...не много смеяться, стыдиться старших...

...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...

Слайд 11:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Слайд 12:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных :богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать.

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях русского фольклора и литературы.

Существуют множество пословиц, поговорок, афоризмов, так или иначе связанных с этой темой.

Слайд 13

Слайд 14:

  • Без языка и колокол нем.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Говорить не устать, было бы что сказать.
  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

И тут мы возвращаемся к главному вопросу темы  Слайд 15

Как есть.

Слайд 16:

На современное состояние РЭ влияют:

  • Национальная специфика
  • Уровень культуры
  • Ненормативная лексика и молодежный жаргон.

Слайд 17: В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению.

Слайды 18, 19, 20 (читаю со слайдов)

Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение» русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации.

Не зря в опросе присутствовал вопрос о сленге.

РЭ — это Речь и Этикет. А современные дети, да и многие взрослые не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык. Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.

Слайд 21:

Сравните два отрывка:

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит».

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

Поговорим о сленговых словечках: откуда они взялись и для чего мы их употребляем в речи –  (внимание на слайд).

Слайд 22:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.

Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

Слайд 23:

Задумаемся о том, что происходит с человеком, находящимся в информационном поле сленговых выражений. Мосару Эмото – японский ученый  пришел к выводу, что свойства воды меняются в зависимости от  информации, что на ней запечатлевается. На воду производилось воздействие как положительной, так и отрицательной информацией. И вода ярко демонстрировала свою реакцию, откликаясь на положительную информацию развертыванием прекрасно структурированных кристаллов. В это же время на информацию, содержащую негативный посыл, вода реагировала  соответственно.

Хочется верить, что те, кто ещё говорит на непонятном языке, вырастут из него, как из пеленок, быстрее, а наши беседы им помогут. Частота употребления сленга снижается, когда ведётся целенаправленная работа по развитию речевого этикета. Значит, говорить надо по-русски!

Вывод: Сейчас тема речевого этикета педагогов и воспитателей актуальна как никогда.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ясно говориться: У педагогического работника, реализующего программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания  социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 6) .

Одной из этих основных компетенций является, в том числе, полное овладение навыками речевого этикета.

Слайд 24:

Качества речевого этикета:

  1. Тактичность.
  2. Предупредительность.
  3. Терпимость.
  4. Доброжелательность.

Средства речевого этикета: комплименты, волшебные слова.

Слайд 25:

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

  • Как вы хорошо выглядите!
  • Вы так прекрасны!
  • У вас замечательные глаза!
  • А вы такой интересный собеседник!
  • Вы так увлекательно рассказываете!
  • Вы прекрасный педагог!

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.

Слайд 26:

Комплимент:

-   не должен быть двусмысленным;

-   должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств  человека;

  • должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
  • должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
  • должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».

Слайд 27:

Давайте говорить друг другу комплименты!

Задание:  Сделайте комплимент соседу

Слайд 28: Волшебные слова

Слайд 29:

Приветствие

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

Прощание

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Благодарность

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Просьба

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Извинение

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Предложение

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Приглашение

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»

Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)

– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.

Задание: Теперь попробуйте произнести слово «Здравствуйте» с оттенком:

равнодушия; радости; злости; ехидства; уважения.

Слайд 30:

Казалось, что проще: соблюдай правила, ведущие к успеху общения. А это:

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.

2.Соблюдение субординации по возрасту.

3.Учёт ответной реакции собеседника.

4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.

5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.

Слайд 31

Слайды 32, 33, 34, 35 (читаю со слайдов)

Что делать?

Предлагаются разные пути решения проблемы: от «строгой цензуры в СМИ»  до «нужно начать с себя». В адрес родителей часто звучит: « Родители! Отложите пульты и телефоны и прочитайте вместе с ребёнком что-нибудь из классики!».

Нам, педагогическим работникам необходимо тесно взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, следуя требованиям ФГОС создавать образовательные проекты совместно с семьёй. Проводить семинары, практикумы и не только для сотрудников, но и для родителей, а также совместно с родителями и детьми. Ввести «Речевой этикет» в интегрированную НОД, больше читать детям.

Нужно следить за своей речью и правилами поведения, читать соответствующую литературу, работать над собой.

Слайд 36: Требования к речи педагога в ДОУ.

Слайд 37: Слова-паразиты.

Слайд 38:

Домашнее задание: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем!

УТРОМ – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? »

ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прошения».

ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось? », «Как твое здоровье? ».

ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Слайд 39: Заключение.

Существует более 200 книг на данную тему. Популярные книги представлены на экране (слайды 40, 41, 42)

Несмотря на соблюдение норм РЭ, недоразумения всё равно случаются. И ещё одной причиной непонимания собеседников является неумение слушать. По мнению психологов, это умение важнее умения говорить.

Предлагаю вам  ответить на вопросы теста

Слайд 43:

«Умеете ли вы слушать?»

1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?

2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?

3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?

4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?

5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?

6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?                                                                        

7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?

         9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

«почти всегда»  -  2 балла

«в большинстве случаев» - 4 балла

«иногда» - 6 баллов

«редко» - 8 баллов

«никогда» - 10 баллов

Слайд 44:

55 баллов — вы слушатель «среднего уровня»

62 балла - «выше среднего уровня»

более 62 баллов - «Вы отлично умеете слушать людей»

Поздравляю! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы  - настоящие профессионалы!

Слайд 45:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Сегодня мы  успели обсудить следующие аспекты проекта:

  • проследили развитие темы в произведениях русского народного творчества и произведениях русской литературы;
  • доказали актуальность выбранной темы;
  • затронули злободневную проблему — сленг;
  • рассмотрели основные проблемы, возникающие во время беседы;
  • рассказали о важных составляющих речевого этикета
  • тренировались говорить комплименты
  • провели тест «Умеете ли вы слушать?»

Слайд 46:

И, несмотря на то, что большая часть из рассказанного вам известна, вы, как профессиональные слушатели и настоящие педагоги, были очень внимательны и доброжелательны. Большое вам за это спасибо. Надеюсь, что эти материалы могут пригодиться вам в вашей дальнейшей работе  с  собой и  с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...

Игра - средство развития коммуникативной культуры

Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников...

Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"

Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....

Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...

Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...