Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Томилина Елена Викторовна

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи.

В настоящее время, к сожалению, у детей и взрослых низкий уровень культуры речевого общения, утрата лучших речевых традиций. Почему? Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10—15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  детское образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б,

тел.: (8351) 741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Доклад

 «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

                                                                                                               Подготовила:

          Томилина Елена Викторовна

( высшая  кв. категория)

2021г.

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи.

В настоящее время, к сожалению, у детей и взрослых низкий уровень культуры речевого общения, утрата лучших речевых традиций. Почему? Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10—15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

 Основные задачи риторики для дошкольников:

 Образовательные:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей;

2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

 4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

Развивающие:

1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;

2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.

 3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

 5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

 Воспитательные:

 1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Все более творческой становится работа каждого воспитателя в ДОУ. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.  Поговорим сегодня с вами о речевом этикете. Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет?».

 Этикет — (в переводе с фр. — ярлык, этикетка).  Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.  Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?» - является словесным выражением уважительного отношения друг к другу, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

 Формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Для развития  у детей правильной четкой дикции необходимо следить за правильным речевым дыханием. Все группы нашего детского сада выполняют дыхательную гимнастику. Давайте сделаем простое весеннее пособие «Бабочка» для развития речевого выдоха у детей всех возрастов.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Практическая часть

1 упражнение:

  Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

2 упражнение:  " Умение чисто говорить". Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки. Я вам предлагаю такие:

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Тому, кто правильно произнёс - аплодисменты.

 3 упражнение:

1. Звони́т, щаве́ль, киломе́тр, сре́дства, краси́вее, поняла́, кварта́л, че́рпать.

2. Досу́г, свёкла, звоня́т, катало́г, догово́р, исче́рпать, деньга́ми, то́рты, жалюзи́.

4 упражнение:  Как правильно сказать?

1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)

2. Обратно проливной дождь пошёл. (Опять)

3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (Назад)

4. В магазине много чулков и носок. (Чулок и носков)

5. Книгу положи или клади на стол? (клади).

5 упражнение:

Разминка: Солнышко выглянуло из-за туч и солнечный лучик:

- коснулся глаз – откройте глаза;

- коснулся лба – пошевелите бровями;

- коснулся носа – наморщите нос;

- коснулся губ – улыбнитесь;

- коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;

- коснулся рук – потрясите руками;

- коснулся ног – встаньте и попрыгайте.

6 упражнение:

«Ой!». Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (можно многократно) могли  (по карточкам):

 -удивиться- восхититься- пококетничать

-надсмеяться- задуматься- поиронизировать

-испугаться- пристыдить- подзадорить

-пожаловаться– околдовать- предостеречь.

7 упражнение:

Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя — не стану есть!

8 упражнение:

Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста,  добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

 Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

9 упражнение:

Дается две фразы, не связанные по смыслу. Задача участников между первой и второй фразой придумать промежуточный текст, так, чтобы получился логичный рассказ – по карточкам.

На сковороде жарилось мясо…. Катер прибыл в бухту по расписанию

Утром пошел снег … Чебурашка ел апельсины

Тихо шумел лес … дискотека началась вовремя

Поезд начал набирать ход … в деревне погасло электричество

На рынке продавали разноцветные шары … кузнечик пиликал в траве

10 упражнение:

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгАн,

а танцОвщицы сбежали,

напугал их таракан.

Раз лохматая горилла

крокодилу позвонИла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положИл.

Ему лучше не звонИть,

кто звонИт, тому водить.

В Яслях дети баловАлись,

воспитатели ругались:

«Не балУйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....

Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...

Презентация на тему "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем акт...

Речевая среда как средство развития речи дошкольника

В статье раскрывается значение речевой среды для развития речи дошкольника, а также особенности ее организации в группах дошкольного учреждения....

16.05.2024г. Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

Риторика -это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном  произнесении своей речи....

16.05.2024г. Презентация Мастер – класс для педагогов:«Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

quot;...Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры",- В.А.Сухомлинский...