Игры ТРИЗ
картотека по развитию речи (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_kartoteka.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры ТРИЗ РТВ

"Хорошо-плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

Младшая, средняя группа. 1 признак.

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

Старшая,  подготовительная группы больше 3,4  признаков.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

В.обратился к врачу – это хорошо, вылечит зубы

Д: обратился к врачу – плохо, будет больно

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

картинки: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. 
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:  каждый ребенок получает картинку и играет за нарисованный объект. Выбирается  хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку
- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами.

Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.

Ход игры.

В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.

В: Ты кто?

1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок.

В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.

2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок.

В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты  - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: 

Ввод в игру: познакомить  детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож? Рассказать о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой! 
- Что с тобой?
- Я потеряла
 (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(например, хлеб отрезать)? Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Игра «Противоречия».

Цель: учить разрешать противоречия, развивать воображение, логическое мышление.

Тема «Мебель».

1.стул должен быть высоким, чтобы на нем мог сидеть взрослый, и не должен быть высоким, чтобы на нем мог сидеть ребенок и всем было удобно.

Идеальный конечный результат (ИКР): вертящийся стул у пианино, кресло у зубного врача.

2. стол должен быть большой, чтобы все гости могли уместиться, и не должен быть большим, чтобы не занимать много места, когда нет гостей.

ИКР: раскладной стол, раздвижной стол-тумба.

Тема «Птицы».

1.Птица должна окунуть голову в воду, чтобы достать пищу, и не должна ее окунать, чтобы постоянно видеть своих врагов.

ИКР: удлинить клюв, чтобы птица могла доставать пищу, но не опускать глаза в воду.

2. Орел должен подниматься высоко, чтобы дальше видеть, и не должен подниматься слишком высоко, чтобы не устали крылья.

ИКР: он находит поток теплого воздуха, который помогает ему подниматься.

3. Дятел должен долбить дерево, чтобы добывать корм, и не должен, т.к. оно может погибнуть.

ИКР: долбить больное или сухое дерево.

4. Самки должны вылетать из гнезда, чтобы найти себе корм и птенцам, и не должны, чтобы птицы не замерзли.

ИКР: птенцов должен кормить самец.

5. Корма в кормушке должно быть много, чтобы всем птицам хватило, и не должно быть много, т.к. его занесет снегом, сдует ветром.

ИКР: кормушка-бутылка, из которой корм постоянно подсыпается.

Тема «Явления неживой природы».

1.Солнце должно ярко светить, чтобы было светло, и не должно ярко светить, чтобы не ослепить глаза.

ИКР: надеть солнцезащитные очки.

2. Солнце должно греть, чтобы было тепло и все росло, и не должно сильно греть, чтобы не было солнечного удара.

ИКР: надеть головной убор, взять зонт.

3. Мороз зимой должен быть, т.к. это зима, и не должен быть, чтобы люди и животные не замерзали.

ИКР: одеваться потеплее. Обогревать жилища. Животных греет шерсть.

4. Лед  должен быть скользким, чтобы на нем можно было кататься, и не должен быть скользким, чтобы не поскользнуться.

ИКР: на обувь прикрепить что-то, что мешает скольжению (резина ребристая, пластырь, еще что?...)

 


" Чем был - чем стал" (разработать для детей раздаточный материал)

 Цель: развивать воображение, логическое мышление, умение рассуждать.

 1-ый вариант:

Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют предметы из этого материала полученные.

Дерево – стул, стол, пирамидка, кубик, ложка,

Ткань – платье, шторы, простынь, полотенце, куртка, флаг, платок

Металл – труба, ручка, обруч у корзины для метания

Резина – колесо, мяч, скакалка, сланцы, шапочка для купания

Глина – горшок, свистулька, поделки, стряпаем

 2-ой вариант:

Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

 Ход игры:

В: Стеклянный стол.

 В: Что хорошего в стеклянном столе?

 Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.

 В: А что плохого в таком столе?

 Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

 В: А что еще может быть из стекла?

 Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. У моей мамы есть стеклянные бусы.

 В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

 Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. злое сердце, оно у нее из острых осколков.

 В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем! (Кощей, Снежная королева)

 

 В: Телевизор.

 Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей. 

В: назовите еще предметы , в которых используют дерево, стекло, железо.

Игра «Фантазия»

 

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики

Игра «Волшебные картинки»

 

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

"На что похоже"

 Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

 Правила игры:  Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

 Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. На этапе ознакомления с игрой. Нужно  использовать картинки предметные, особенно Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

 Ход игры:

 В: На что похож абажур?

 Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

 В: На что похожа улыбка?

 Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

 В: Половник.

 Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

 В: На что похож дождь?

 Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

 В: А душ какой бывает?

 Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

 В: На что похожа коробка цветных карандашей?

 Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

 В: На что похожа кисть?

 Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

В: На что похож светофор?

 Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.

 В: Почему на магнитофон?

 Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологи...

«Интернет кафе» Развивающие игры ТРИЗ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с родителями

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх с детьми.Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеов...

Родительское собрание "Развивающие игры ТРИЗ" (в форме интелектуальной игры "Что, где, когда?"

Родительское собрание для родителей воспитанников старшей группы с целью представления о технологии ТРИЗ, практических навыках использования приемов ТРИЗ в играх....

Игра "Лабиринт сказок" на семинаре "Игры ТРИЗ своими руками".

На семинаре "Игры ТРИЗ своими руками" были представлены игры для развития воображения, нестандартного мышления дошкольников. Участники демонстрировали возможность использования настольных, н...