Картинная галерея в детском саду как инструмент развития связной речи старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Технология "Картинная галерея в детском саду" является универсальным инструментом для решения образовательных и воспитательных задач, стоящих перед педагогами ДОО. Предлагаю Вам вариант применения картин для формирования и развития связной речи дошкольников на материале текстов цепной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.25 КБ |
![]() | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Картинная галерея в детском саду является великолепным ресурсом для решения многих задач образовательной программы дошкольного образования, а также программы воспитания.
Одним из основных направлений по которому традиционно проводится работа как специалистами, так и воспитателями является развитие связной речи. Умение связно, логично и самостоятельно рассказывать действительно является вишенкой на торте речевого развития ребенка и представляет собой важный навык, который поможет ему на следующей ступени образования.
Как вы знаете, всё новое – это хорошо забытое старое. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить классическую методику формирования умения пересказывать текст цепной структуры, предложенную Воробьевой еще в 1989 году. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема следующего вида (схема на слайд.). Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Важно, при составлении текстов цепной структуры понимать, что если предложение заканчивается одним словом, то следующее начинается с него же. Таким образом, структурированная визуальная подсказка в виде схемы упрощает детям сложный процесс построения рассказа на внутреннем плане.
Предлагаю Вам примеры картин, цепных рассказов и схем к ним.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/14/picture-108721-1686730409.jpg)
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666380-1442126523.jpg)
"Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок"
Развитие связной речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-853354-1547452596.jpg)
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-871036-1482845099.jpg)
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-950204-1507559805.jpg)
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/11/picture-1115172-1552307144.jpg)
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....