Конспект занятия по развитию речи ко Дню Космонавтики
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Планета мох фантазий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_ko_dnyu_kosmonavtiki.docx351.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей группе (развитие речи)

Тема: «Планета моих фантазий»

                        Составила:

                        Хидирова Э.Д.

  2023 г.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид занятия: Занятие – путешествие

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная деятельность детей,  изобразительная деятельность детей

Форма организации детей: групповая

Цель: Развить связную речь посредством составления рассказов о космосе 

Задачи:

    Образовательные:

- Учить составлять связные рассказы используя мнемотаблицы;

- закрепить четкость дикции при проговаривании чистоговорок;

- выявлять умение образовывать сравнительную степень прилагательных;

- обогащать словарь детей новыми терминами и понятиями.

    Развивающие:

- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание и восприятие;

- формировать познавательные интересы, развивать фантазию и воображение.

    Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет;

Воспитывать навыки позитивного во время игры

Планируемый результат:  

  • Обогащается словарный запас;
  • Дети самостоятельно составляют рассказ по теме «космос» с использованием новых терминов.

Подготовительная работа:

  • Чтение познавательной литературы по теме и проведение бесед о космосе и космонавтах;
  • Разучивание стихотворений;
  • Изготовление аппликации «Космонавт»

Оборудование и материалы: 

Карта солнечной системы, картинки планет, созвездия, обручи, космическая музыка

Раздаточные материалы:

Картинки с изображением продуктов питания, изображение тюбиков со схемой слова.

 

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Вводная часть

Организационный момент

Играет космическая музыка

Воспитатель:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется Земля.

    Здравствуйте ребята! Я вас всех очень рада видеть. Мы с вами любим путешествовать по разным местам. И сегодня я снова приглашаю вас в одно неизведанное нами место.

Прослушивают музыку, участвуют в приветствии

Проблемная ситуация

А что это за место, вы мне скажете сами, а помогут вам в этом ответы к загадкам, которые я вам сейчас загадаю.

Загадка № 1. Белые цветочки на синем платочке вечером расцветают, а утром увядают. (небо, звезды)
Загадка № 2. Из какого ковшика не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)
Загадка № 3. Желтая тарелка на небе лежит, желтая тарелка нам тепло дарит (солнце)
Загадка № 4. У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут (месяц)
Загадка № 5. Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят (планеты Солнечной системы) 
Загадка № 6. Состоит из точек свет, полна горница планет (космос)
- Так куда мы с вами отправимся?

- Верно, в космос!

Отгадывают загадки, анализируют отгадки, озвучиваю тему занятия

II

Основная часть

Издавна люди мечтали подняться в небо. Древняя легенда гласит, что Икар мечтал подняться в воздух как птица и полететь. Он собрал перья, скрепил их воском, одел готовые крылья на спину и полетел, но, к сожалению, он забыл о просьбе отца не подниматься высоко к солнцу, т.к. горячие его лучи могут растопить воск тогда перья разлетятся и Икар разобьётся о скалы. К сожалению, так и получилось. Но люди не потеряли надежду научиться летать. То о чем они мечтали, они рассказывали в сказках.

- Вспомните сказочных героев, которые летали

-А кто летал в космос?

Кто сейчас летает в космос?

- Мы с вами пройдем небольшой курс подготовки космонавта. Для этого нам нужно назвать качества, присущие космонавту. Я вам буду называть те качества, с которыми в космос не полетят, а вы мне будете называть противоположные качества космонавта:

Ленивый – трудолюбивый; злой – добрый; слабый - …, медленный - …, неряшливый - …, грустный - …, нервный - …, старый - …, трусливый - …, неуклюжий - …

- Молодцы, первый этап вы прошли успешно. Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете почему? 
- правильно, тренируются.
-Вы все, наверное, знаете, как настоящие космонавты тренируются в специальных центрифугах, подготавливая свой организм к перегрузкам. Чтобы быть готовым к полету мы проведем тренировку. У нас нет центрифуг, но мы можем организовать сами. 
-Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. 

Состязание "Центрифуга" звучит космическая музыка

Разложить обручи. Дети встают в обручи. Дети кружатся в обруче и по команде «стоп» нужно остановиться, сохраняя равновесие.

- Ребята, вы молодцы. Я думаю, мы сможем отправиться в космос. А теперь вспомните и скажите, в чем еще трудность жизни на космическом корабле, какое состояние испытывают космонавты? 
- Невесомость.
- Путь нам предстоит длинный, давайте перекусим. Присаживайтесь к столу. Давайте посмотрим, какую космическую еду нам приготовили ученые и врачи. В условиях невесомости трудно принимать пищу, чтобы она не улетела, не растеклась по кораблю, еду хранят в тюбиках. 
На тюбиках нарисованы 1, 2 или 3 полоски. Вы должны разложить пищу, в названии которой 1, 2 или 3 слога в соответствующие тюбики (работа по определению слогов в словах: суп, мясо, котлета, вода, и т.д.)

- Приглашаю вас в полёт на планету Альфа-бета, которая находится в другой галактике. Прошу экипаж занять свои места на корабле.
Перед полетом все вместе произносим чистоговорку: Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали! 
Звучит космическая музыка
Картинка 1
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами в солнечной системе: это наша галактика. В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце. Вокруг Солнца движутся девять планет.

Картинка 2

Первая, ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета Меркурий. Днем здесь очень жарко, ночью – очень холодно. На этой планете нечем дышать. Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Картинка 3

Следующая от Солнца планета Венера. На ней очень жарко. Ее сложно увидеть, так как она закрыта облаками

Картинка 4

Третья от Солнца планета, на ней живем мы с вами – это Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь.

Картинка 5

Четвертая от Солнца планета Марс – красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались.

Картинка 6

Пятая самая большая планета – Юпитер состоит из жидкости и газа.

Картинка 7

Планета Сатурн шестая от Солнца. Сатурн – красивая планета желто-оранжевого цвета, и кольцами камней и льда окружена она всегда.

Картинка 8

Самые удаленные от Солнца планеты, а значит на них очень холодно и людям малоизвестные Уран изо льда и газа с полосками. Вращается лежа на боку.

Картинка 9

Восьмая планета синего цвета – Нептун – больше Урана. Царит на ней вечно зима ледяная.

Картинка 10

Дальше всех от Солнца находится Плутон. Это серая планета поменьше Нептуна

- Вот мы прибыли на планету. Как вы думаете, что это за планета? Кого мы можем встретить на новой планете? Но, ведь земляне ничего не знают о планете Альфа-бета. Кто хочет пофантазировать и составить рассказ инопланетянина? 
Рассказы детей. (каждый рассказывает о своей планете)
- Но инопланетяне ничего не знают о нас и нашей планете. Давайте им расскажем о ней, а помогут нам картинки.
Составление рассказа Землян о своей планете.

Картинка 11
1. Какую форму имеет наша планета и как называется?

Картинка 12
2. Почему на Земле происходит смена времен года?

Картинка 13
3.Почему происходит смена дня и ночи?

Картинка 14
4. Что есть на Земле?

Картинка 15
5. Кто обитает на нашей планете?

Картинка 16
6. Кто живет на планете?

А сейчас давайте общаться в парах. Выйдет Землянин и инопланетянин. Вы должны дополнить рассказ друг друга (общение в диалоге.) 
Игра "Скажи наоборот"
Землянин: У нас сейчас весна.
Инопланетянин: А у нас зима.
Землянин: У нас наступил день.
Инопланетянин: А у нас ночь.
Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
Землянин: Наша планета красивая,
Инопланетянин: а наша еще красивее.
Землянин: У нас моря глубокие, 
Инопланетянин: а у нас еще глубже
Землянин: Наши горы высокие, 
Инопланетянин: а у нас - выше.
Землянин: Наш хлеб вкусный, 
Инопланетянин: а у нас вкуснее.
Землянин: Наши реки чистые, 
Инопланетянин: а наши чище.
Землянин: Наши солдаты смелые, 
Инопланетянин: а наши смелее.
Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились

- Ну а теперь нам нужно возвращаться на нашу планету. Занимайте свои места на корабле, мы отправляемся! Три, два, один – пуск!!!

Звучит космическая музыка

        

Прослушивают легенду

Вспоминают и называют героев сказок

Выполняют задания

Размышляют, отвечают на вопросы

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Делят лова на слоги, выполняют задания

Отрабатывают произношение чистоговорки

Рассматривают картинки, прослушивают информацию, дополняют рассказ воспитателя

Придумывают и рассказывают рассказ о своей планете

Составляют рассказ о планете Земля с опорой на картинки

Общение в диалоге

Играют в игры, направленные

на речевое развитие

Участвуют в процессе возвращения

III

Заключительная часть

Итог занятия

Ну вот мы и снова на своей любимой планете. Давайте мы с вами вспомним, как устроена галактика, а для этого ответим на вопросы:

1.Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
2.Сколько времени нужно Земле, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца?
3.Куда лететь дальше с Луны на Землю, или с Земли на Луну?
4. Какие планеты входят в Солнечную систему?
5. Почему вращаясь вокруг Солнца, планеты не сталкиваются и не натыкаются друг на друга?
6. Какая планета самая большая? А самая маленькая?

Вместе с воспитателем подводят итоги, отвечают на вопросы

Рефлексия

А теперь ребята, я предлагаю тем кому понравилось наше путешествие прикрепить космонавтов на нашу планету

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Тематическое занятие по развитию речи ко Дню космонавтики в средней группе

Тематическое занятие по развитию речи ко Дню космонавтики в средней группе...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи (тема "День космонавтики") в старшей группе для детей с ЗПР с использованием ИКТ

Цель: закрепить и обобщить знания детей о космосе Задачи:Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:-Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;- Обучение детей от...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «День космонавтики»

Расширить представления детей о космических полетах; познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики; зкрепить знания детей о том, что первым космон...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему " День космонавтики"

познакомить детей с международным праздником Днем космонавтики, формировать представление детей о космосе , космонавтах; углублять знания  о полете Ю.А. Гагарина, воспитывать познавательный интер...