Образовательная ситуация в старшей группе. Тема: "Весна-красна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Худякова Галина Евгеньевна

Знакомство старших дошкольников с особенностями времен года.. В данной публикации изложена суть описательного рассказа о времени года весна. Для глубокой и интересной подачи материала дети используют современные инструменты: интеллект-карта(умная карта) по теме весна, додекаэр по теме "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya_vesna_-krasna.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- систематизировать знания детей о весне и её признаках;

- расширение и активизация словаря по теме «Весна»

- учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру природы;

-совершенствовать связную речь при помощи составления описательного рассказа.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

Интеграция образовательных областей:

-речевое развитие

-познавательное развитие

-социально-коммуникативное

МАТЕРИАЛ: солнышко с лучиками, интеллект-карта по теме «Весна», пластиковые тарелочки с манной крупой, картинки о весне, мяч, додекаэдр «Весна».

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками природы;

     - чтение произведений и рассматривание картин о весне;

    - беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

Словарная работа: скворечник, весна, проталины, подснежник, сосульки, капель, птицы, солнце, небо, листочки, почки и т.д.

Ход занятия

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Приветствие детей:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и « Добрый день!»,

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется

-Доброе Утро!

Вступительное слово воспитателя:

«Запоминает наша голова

Важные поступки, нужные слова,

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем,

Много знаний получаем!»

Дети садятся на стульчики.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо от белого медведя Умки, на конверте написано «Детский сад №35 Невского района г. Санкт-Петербурга, группа «Знайки». Ребята, я это письмо прочитала и хочу вам его прочесть.

 (открываю конверт, читаю письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на севере. Здесь всегда очень холодно, все вокруг покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо меня пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна» не сказали, т. к. очень спешили, а я и не знаю. Очень прошу вас, ребята, если вы знаете, расскажите, пожалуйста, мне о весне, поделитесь своими знаниями. Я буду ждать от вас ответа!»

Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. ( Прикрепляю картинку с изображением Умки на доску)Ну, что поможем Умке разобраться?

Ребята,  скажите, что такое весна? А назовите мне весенние месяцы? (ответы детей)

Давайте вспомним с вами, после какого времени года наступает весна?(ответы детей)

А перед каким временем года она наступает?(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Бывает-не бывает это весной» (Если вы будете согласны с тем, что услышите, вы захлопаете в ладоши, если не согласны, то поднесете указательный пальчик к губам)

- Капель звенит весной?

- Птицы прилетают с теплых мест?

- А звери засыпают?

- К нам приходят холода?

- Расцветают цветочки?

-Тает снег весной?

- А деревья сбрасывают листочки?

- Солнце светит нам весной?

- Люди собирают урожай?

- И метель пугает нас?

- Дождик-то бывает?

- Очень рады мы весне?

Воспитатель: А сейчас загадки отгадайте, в отгаданных словах слоги посчитайте. Количество слогов мы с вами будем считать хлопками в ладоши.( на экране картинки-отгадки)

Она приходит в марте к нам,
Её узнаешь по шагам:
С ней зеленеет всё вокруг,
Она цветам и птицам друг! (Весна)

-Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый ( Ручей)

-На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (Подснежник)

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной (Сосулька)

Утром рано я проснусь,

Посмотрю и засмеюсь,

Ведь в мое оконце ярко светит (Солнце)

Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали, слоги посчитали и наверное устали. Давайте проведем с вами небольшую разминку:

«Не идет ли к нам весна?»

На орех взобрался Мишка-    (Имитация движений – показать, как медведь  карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна.       (Ладонь поставить как козырек ко лбу )

Смотрит на холмы и крыши: (Соединить руки над головой -  крыша)

Не идёт ли к нам весна?       (Поднять плечи, выразить  удивление)

За деревней, за долиной, (Повороты головы вправо и влево)

Где прозрачен небосвод,       

Клин  увидев журавлиный,   (Махи прямыми руками в стороны)

Закричал: «Весна идёт!»       (Руки поднять вверх и попрыгать)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним  приметы весны, в этом нам поможет многогранник с картинками, на которых изображены приметы весны. (ответы детей)

 Воспитатель: Дети, а давайте подумаем, а почему весной тает снег, бегут ручьи, просыпаются животные, прилетают птицы и т.д. (Ответы детей)

А сейчас давайте подойдем к столу и посмотрим, что же там спряталось.

Д/игра « Подбери слова». На столе лежит вырезанное из желтого картона  солнышко без лучиков(оно прикрыто листом бумаги), рядом лежат вырезанные из желтого картона лучики, дети по очереди берут по одному лучику, прикладывают к солнышку и называют ласковые слова, относящиеся к солнышку(доброе, теплое и т.д.)

Воспитатель: Вот мы и собрали солнышко! А какие замечательные слова мы подарили нашему солнышку! Молодцы!

Воспитатель: А сейчас давайте  снова встанем в круг и продолжим играть. Сейчас мы будем вспоминать, какие  изменения происходят не только в природе, но и в жизни детей и взрослых. Я буду бросать вам по очереди мяч, а тот из вас у кого мяч окажется в руках назовет мне, чем могут заниматься взрослые и дети весной, как с приходом весны изменилась у них одежда, какие работы они выполняют, в какие игры играют, как проводят своё время.(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас небольшой  сюрприз. Посмотрите, на столах стоят пластиковые тарелочки. Дно тарелочки засыпано манной крупой. Вам нужно сдуть всю манную крупу к краям тарелочки  и тогда вы узнаете, какой сюрприз там спрятался.

Установка: воздух вдыхаем через нос, без напряжения, плечи при этом не поднимаем, выдуваем воздух на одном дыхании, во время выдоха щеки не надуваем. Давайте потренируемся, а потом пройдем к столам. Дети дуют в трубочки и достают сюрприз( весенние, зимние, осенние картинки) Ребята, что это за картинки, о чем они? (ответы детей)

Сегодня мы с вами много говорили о весне, я поняла, что вы хорошо знаете это время года, вы большие молодцы! А давайте нашими знаниями поделимся с Умкой, из всех увиденных вами картинок выберите те картинки, которые относятся к весне. Разместите их на нашу интеллект-карту согласно блокам.(один блок посвящен изменениям в природе, второй блок посвящен изменениям в жизни людей) А сейчас глядя на нашу карту попробуем составить рассказ о весне, каждое предложение будем начинать со слов весной….

Рассказы детей о весне.

        Я отправлю Умке нашу умную карту с весенними картинками, наше солнышко, наш чудесный многоугольник и он глядя на них тоже сможет понять, что же такое весна и рассказать об этом своим друзьям!

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ребята, сегодня мы много говорили о весне, о пробуждении природы, о первых весенних цветах, о жизни животных и птиц в этот период. Хочу ещё раз напомнить вам о том, что мы с вами в ответе за животных и птиц, за растения, насекомых,  в ответе за всё, что нас окружает, давайте будем бережно ко всему этому относиться, будем любить и беречь нашу  природу.

Подводится итог занятия.      

  - Что понравилось, что было трудным, легким, интересным?

                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Весна-красна».

Задачи:1.      Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды вес­ны, воспитывать радостное, заботливое отноше...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Весна – красна пришла»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

Конпект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна -красна.

Конспект занятия раскрывает словарную работу по обогащению, уточнению и закреплению словарного запаса детей, что тесно связано с развитием связной речи....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Весна-красна"

Конспект  совместной образовательной деятельности по развитию речи  для детей  подготовительной группы  Тема: «Весна-красна"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию тема: «Весна – Красна» с детьми младшей группы

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо речевому развитиютема: «Весна – Красна»                        ...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема : «Весна - красна»

Конспект предназначен для  воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста  в группах  компенсирующе направленности....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна – красна.

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе    Тема. Весна – красна...