Педагогический проект " Дом, в котором я живу"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Для обогащения социального опыта, развития коммуникативных навыков и как средство развития связной речи возникает необходимость использования алгоритма рассказа ребенка о месте жительства в игровой форме. Актуальность заявленной темы обусловлена: низким уровнем представлений о месте своего проживания, его значимости для ориентировки в окружающем мире. Новизна проекта заключается в приобщении детей к познанию мира через представления о своем доме, его расположении в ближайшем окружении, в погружение в игровое пространство с использованием игры «Журналист».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №№ 370»

C:\Users\444\Downloads\

для детей 6-7лет

с речевыми нарушениями

Авторы: учитель- логопед Шачинова Г.В.

воспитатель Гасымова Т.С.

2023- 2024 учебный год

Ежегодный мониторинг речевого развития детей подготовительных групп детского сада показывает, что значительная часть детей испытывает затруднения при назывании своего домашнего адреса.

У детей отмечается отсутствие знаний о месте своего проживания, ограниченный словарный запас, неумение правильно выстраивать предложение, нарушение связности и логичности высказывания.

Данная проблема показывает недостаточную сформированность представлений детей об окружающем мире, недостаточный уровень коммуникативных навыков дошкольников, что может негативно сказаться на последующем обучении в школе.

Поэтому необходимо определить эффективные приемы и апробировать их для развития умений детей составлять связное высказывание о месте жительства.

Таким образом, для обогащения социального опыта, развития коммуникативных навыков и как средство развития связной речи

возникает необходимость использования алгоритма рассказа ребенка о месте жительства в игровой форме.

Актуальность заявленной темы обусловлена:

низким уровнем представлений о месте своего проживания, его значимости для ориентировки в окружающем мире.

Новизна проекта заключается в приобщении детей к познанию мира через представления о своем доме, его расположении в ближайшем окружении, в погружение в игровое пространство с использованием игры «Журналист».

Цель проекта: формирование навыка связного высказывания детей 6-7лет с речевыми нарушениями о месте жительства.

Задачи:

- расширить представления детей об окружающей действительности;

- развивать у детей наблюдательность, внимание, память;

- активизировать словарный запас детей, способствовать правильному формированию грамматического строя речи и звукопроизношения;

Ожидаемые результаты:

-сформированность представлений детей о месте проживания;

- увеличение объема психических процессов;

- повышение уровня развития связной речи детей.

План реализации проекта:

Сроки

Мероприятия

Ответственные лица

Планируемый

результат

1

неделя

«Методическая копилка» (подбор различных видов игр: пальчиковых, словесных)

Учитель – логопед,

воспитатель;

Создание картотеки игр

(Приложение)

2

неделя

Игровой тренинг

«Назови дом»,

«У кого какой дом?», «Умный дом»

Учитель – логопед,

воспитатель, дети

Сформированность представлений о домах, их назначении

3

неделя

Выставка дизайнеров

(рисунки планов квартиры, комнаты )

Учитель – логопед,

воспитатель, дети

Расширение представлений о квартире, ее номере.

4

неделя

Путешествие по улицам города Альбом рассказов об улицах района.

Учитель – логопед,

воспитатель, родители,дети

Осведомленность об окружающей местности

5

неделя

Дидактическая игра «Журналист»

Учитель – логопед,

воспитатель, дети

Овладение умением отвечать на вопросы;

-алгоритм беседы, проявление речевой инициативы

Условия реализации проекта

-Научно – методическая литература, интернет – ресурсы;

-Материально - техническое обеспечение процесса (компьютер, выход в интернет, принтер, ламинатор).

Сроки реализации проекта: март 2024 года.

Механизм реализации проекта - совместная игра.

Участники проекта:

-воспитанники подготовительной к школе группы;

-учитель-логопед;

- воспитатель;

-родители

Критерии оценки результативности:

-наличие у детей элементарных знаний о месте проживания человека;

-проявление интереса к самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу.

Возможные риски:

пассивность детей

Пути их преодоления:

дополнительная мотивация некоторых детей

Распространение результатов реализации проекта:

В рамках реализации проекта предполагается:

- анализ реализации проекта;

- отчет о работе с представлением всех созданных материалов проекта;

- информирование родителей и коллег о ходе реализации проекта и его результатах в социальных сетях (в группе VK детского сада).

Перспективы развития проекта:

Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в качестве инновационного подспорья при ознакомлении с окружающей действительностью.

Приложение

Алгоритм интервью журналиста «Дом, в котором я живу»

  1. Приветствие
  2. Как вас зовут?
  3. В каком доме вы живете?
  4. Какая у вас квартира?
  5. На какой улице вы живете?
  6. Расскажите о своем настроении

C:\Users\днс\Desktop\игры ОВЗНовая папка (2)\

C:\Users\днс\Desktop\игры ОВЗНовая папка (2)\

C:\Users\днс\Desktop\игры ОВЗНовая папка (2)\Без названия.jpg

C:\Users\днс\Desktop\игры ОВЗНовая папка (2)\Без названия (1).jpg

C:\Users\днс\Desktop\игры ОВЗНовая папка (2)\

Пальчиковые игры

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцыопускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Строим дом

Строим-строим новый дом.
Нам уютно будет в нем.
(
Поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, при этом не прижимая их друг к другу.)
Будут в нем окошки,
А вокруг — дорожки.
(
прижимаем пальцы обеих рук друг к другу, не ломая «домика», раздвигаем большие пальцы в стороны, словно раскрываем створки окнаи заглядываем внутрь.)
Строим-строим новый дом,
(
хлопаем в ладоши)
Дружно в доме заживем!
(
встряхиваем расслабленные кисти рук.)

Построим дом

Целый день тук да тук —
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать «крышу».
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.

Дом

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (
кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (
ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (
ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (
одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (
сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (
расцепили ручки).

На поляне дом стоит

На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт.
(
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).)
Мы ворота открываем,
(
Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.
(
Зовем ладошками к себе).

Словесные игры

«Дома бывают»

Цель: поиск соответствующего понятия.
Для людей – жилой дом.
Для машин – гараж.
Для собак – конура, будка.
Для коней – конюшня.
Для свиней – свинарник.
Для коров – коровник.
Для птиц – скворечник, гнездо.
Для кур – курятник и т.д.
«Опиши свой дом»

Цель: Построение монолога.
Например. Дом многоэтажный, в нём есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д.

В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

Дидактическая игра «Въезжаем в квартиру»

Цель:развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к проективным играм.
Взрослый, используя игровой мотив получения квартиры и заезд в неё, предлагает ребёнку обозначить на макете или плане помещения квартиры, отобрать из общего количества предложенных силуэтных картинок те, которые нужны для оборудования конкретного помещения, удобно разместить предметы мебели, рассказать, почему были выбраны именно эти предметы и так расставлены. Ребёнок должен проиграть несколько вариантов планировки и интерьера и выбрать наиболее удобный

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать, внимание, речь. Объяснять, почему предмет лишний.
Стол, диван, шкаф,
холодильник.

Шкаф, кровать, стул, телевизор.
Кровать, диван, раскладушка, стул.

Кресло, табурет, кровать.
Платяной шкаф, книжный шкаф, шкаф-буфет,
стол.
Компьютерный стол, обеденный стол, журнальный стол,
диван.
Деревянный стул, шкаф, скамейка,
стеклянный столик.
Стол, стул, шкаф,
навесная полка.


Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развивать память, восприятие пространства, аналитические умения, воображение; воспитывать уважение к профессии строителя.
На картинках изображены дома, непригодные для проживания, потому что недостаёт некоторых частей. Ребёнок должен найти эти части и дорисовывать их, объяснить, почему они так нужны. Затем назвать все помещения в доме и рассказать об их назначении


Игра «Скажи наоборот»

Цель: поиск антонимов.
Высокий – низкий, далёкий – близкий, быстрый – медленный,
громкий – тихий, широкий – узкий, толстый – тонкий,
красивый – страшный, большой – маленький, новый – старый,
белый – чёрный.

Игра «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Окно – окошко, окошечко.
Рама – рамка, рамочка.
Комната – комнатка, комнатушка.
Стена – стенка, стеночка.
Дверь – дверка, дверца.
Балкон – балкончик.
Бревно – брёвнышко.
Лестница – лесенка.
Звонок – звоночек.
Крыша – крышка, крышечка.
Порог – порожек.

Игра «Один – много»

Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Пол – полы – много полов.
Рама – рамы – много рам.
Комната – комнаты – много комнат.
Стена – стены – много стен.
Этаж – этажи – много этажей (многоэтажный).
Подъезд – подъезды – много подъездов.
Балкон – балконы – много балконов.
Бревно – брёвна – брёвен.
Окно – окна – много окон.
Форточка – форточки – форточек.
Лестница – лестницы – много лестниц.
Дверь – двери – дверей.
Звонок – звонки – звонков.
Крыша – крыши – много крыш.
Труба – трубы – много труб.
Антенна – антенны – много антенн.
Подвал – подвалы – подвалов.
Замок – замки – замков.

Игра «Мы считаем»

Цель: образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Одна комната – две комнаты – пять комнат.
Одна большая комната – две большие комнаты – пять больших комнат.
Один дом – два дома – пять домов.
Один многоэтажный дом – два многоэтажных дома – пять многоэтажных домов.
Одно окно – два окна – пять окон и т.д.

Игра «Если в доме два этажа»

Цель: образование относительных прилагательных.
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом
одноэтажный.
Если в доме много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом
многоэтажный.
Два этажа – дом …
(двухэтажный).
Три этажа – дом …
(трёхэтажный).
Пять этажей – дом …
(пятиэтажный).
Десять этажей – дом …
(десятиэтажный).

Игра «Мой, моя»

Цель:согласование существительных с личными местоимениями.
МОЯ – лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна.
МОЙ – этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

Игра «Назови, какой?»

Цель:образование относительных прилагательных.
Дом из соломы – соломенный;
дом из кирпича – кирпичный;
дом из камня – каменный;
дом из дерева – деревянный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Планета...

Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Пл...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре...

Паспорт педагогического проекта «Город, в котором я живу»

Паспорт педагогического проекта «Город, в котором я живу»...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...

Паспорт педагогического проекта "Город, в котором я живу"

Тема проектаГород, в котором я живуАдресация проектаПодготовительная группаАктуальность проектаПосле беседы, посвящённой наступающему дню города, дети задались вопросом: Какие интересные места есть в ...