Итоговое НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грунина Дарья Васильевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоговое НОД по развитию речи36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД по развитию речи в старшей группе

 «На помощь Федоре»

Воспитатель: Грунина Д.В.

Цель: обобщить знания, полученные в течение года.

Задачи:

Развивающие: 

1.Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, поддерживать беседу, не бояться высказывать своё  мнение.

2. Развивать память, внимание, мелкую моторику.

3. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями воспитателя и своими товарищами.

4. Способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, координации речи с движением.

Обучающие:

1.Продолжать учить детей называть и различать посуду, правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы, употреблять в речи антонимы, обогащать словарный запас детей.

2.Продолжать учить детей выразительно читать стихи.

3.Закреплять умение детей употреблять существительные в единственном и множественном числе.

4.Закреплять умение детей использовать разные способы образования слов.

5.Закреплять умение детей определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

6. Закреплять умение детей пользоваться прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к художественному слову.

2.Воспитывать умение детей слушать и слышать воспитателя и своих товарищей.

3.Воспитывать стремление помогать взрослым.

Материал (демонстративный и раздаточный):

Портрет К.И. Чуковского, мяч, мольберт, картинки с различной посудой, разрезные картинки «посуда», раскраски «Посуда» на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание посуды, чтение сказки К.И. Чуковского, отгадывание и разучивание загадок о посуде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Мирон:  Доброе утро! - птицы запели -

               Добрые люди встали с постели;

               Прячется вся темнота по углам,

               Солнце взошло и идет по делам!

Воспитатель:  Давайте улыбнемся и подарим  хорошее настроение гостям и друг другу! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Вы готовы?

Дети:  Да!

Воспитатель: Игра называется «Скажи наоборот». (Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч каждому ребёнку и называет слово, а дети говорят противоположное значение этому слову, например, горький – сладкий).

Холодно – тепло

Слабый – сильный

Высокий – низкий

Пасмурно – солнечно

Большой – маленький

Девочка – мальчик

Веселый – грустный

Сухой – мокрый

Длинный – короткий

Светлый – темный

Горький – сладкий.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, обнаружила на столе странное письмо. Я вам его сейчас прочитаю, может быть, вы поймёте, о чём оно. «Злая волшебница заколдовала … Если вы выполните все задания, то поможете мне». Вот такое письмо. А к нему прилагается целый список заданий. Ребята, давайте поможем тому, кто написал это письмо?

Дети: Да!

Воспитатель: слушайте первое задание. Вам нужно разгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон… (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелка)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, для чего нужна посуда?

(Ответы детей: кушать из неё, пить воду, сок и т.д.)

Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Слушайте второе задание: «Стихотворение о посуде».

Воспитатель: А сейчас Эмилия Х поможет нам справиться с этим непростым заданием и расскажет нам, для чего нужна посуда.

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд - варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: спасибо, Эмилия, за то, что помогла справиться с этим заданием.

Упражнение для щек и губ

Кувшины с узким и широким горлышком (вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой»).

Самовар (надувать обе щеки одновременно).

Воспитатель: Ребята, слушайте следующее задание.  Как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).

- Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский, воспитатель показывает портрет писателя).

- Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

- Чем заканчивается сказка «Федорино горе»? (ответы детей)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что было бы, если бы посуда не простила Федору? (ответы детей)

Воспитатель:  ребята, пока посуда  Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась и  раскололась на части.  Дети, скажите, какая посуда прочная и  надёжная.

(Ответы детей: фарфоровая, металлическая, деревянная, глиняная).

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, прочная ли посуда из пластика?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

(Ответы детей: потому что она тонкая и легко ломается).

Воспитатель: здорово, мы с вами справились и с этим заданием. Следующее: «Собери разбитую посуду». Ребята, а как же мы с вами сможем собрать разбитую посуду? Что с нами может случиться? (ответы детей: поранимся).

Дети, вы не расстраивайтесь, я знаю, как нам выполнить это задание. У вас на столах лежат картинки, разрезанные на части. Когда вы их соберёте в целую картинку, то у вас получится один из предметов посуды.

Воспитатель: Ребята, проходите на свои места.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник, кастрюля, чашка, сковорода, тарелка, дуршлаг).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Игра «Один - много»

Ребята, скажите: один – чайник, а много – чайников;

                            одна чашка – много чашек;

                             одна кастрюля – много кастрюль;

                             одна тарелка – много тарелок.

Игра «Назови ласково»

Дети, как назвать ласково эту посуду? (ответы детей: чайничек, чашечка, кастрюлька, тарелочка).  

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним.

Игра «Сравни»

Дети проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят суп).

3. Почему вилка не может выполнять работу ложки? (У вилки есть зубчики, с помощью которых неудобно есть суп).

Воспитатель:  Сейчас мы с вами поиграем, обратите внимание на экран. Давайте с вами вспомним, какая бывает посуда, из чего ее изготавливают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Нож из стали – стальной

Ребята, вы знаете, что каждому продукту есть место в посуде, а самой посуде на кухне.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку).

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Соль у нас в …(в солонке).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Воспитатель: Дети, проходите на ковер, вставайте в круг. Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, вот – вот  (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу (прыжки на месте)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: молодцы, мы справились с этим заданием. Слушайте следующее задание.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши». Правила игры очень простые. Когда я буду называть гласный звук, вы хлопаете в ладоши, когда согласный прячете руки за спиной. Но прежде чем мы начнем,  давайте вспомним, как определить гласный звук или согласный? (ответы детей).

 Молодцы, а теперь давайте поиграем. (Воспитатель проводит игру).

Ребята, у вас на столе листочек с заданием. Я предлагаю вам взять простой карандаш и определить:

Где находится звук «Ч» в слове чашка: в начале, середине или в конце слова? Где находится звук «Ж» в слове ложка? Где находится звук «К» в слове чайник?

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы, почти все,  помогаете маме мыть посуду. А как вы это делаете об этом, вы сейчас расскажете. Проходите на ковер.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это к нам пришёл? (Федора).

Федора вас благодарит за то, что вы справились со всеми заданиями и помогли  вернуть посуду.

 Вот о чём говорилось в письме. Это Федора просила нас о помощи.

Федора  больше не будет  посуду обижать, будет посуду и любить и уважать!

Федора посуду так тщательно мыла, что стёрла все рисунки. Вы не могли бы ей помочь, раскрасить посуду?

Воспитатель: ну, что ребята, поможем Федоре?

Дети: да!

Дети раскрашивают посуду и дарят её Федоре. Федора благодарит детей.

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

— Из какой посуды мы кушаем? (Столовая).

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....