Составление рассказа по картине " Жатва"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галактионова Юлия Леонидовна

При составлении рассказа по картине  важна самостоятельность детей. Дети в старшей группе . способны не только рассказывать о содержании картины, но и придумывать предыстории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_tema.docx265.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе тема : «Хлеб на нашем столе».

Составление рассказа по картине «Жатва»

Цель :связная речь ;способствовать умению составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания ;

Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в  пословицах ;

Звуковая культура речи : уточнять и закреплять правильное произношение звуков [Ж]  и  [Ш]  ; способствовать умению различать эти звуки , отчётливо и внятно произносить эти звуки   [Ж] , [Ш] выделять их в словах. ( Рожь, жатва, пшеница, женщины ,кувшин, дедушка, мужчина, фуражка…)

Материал :  картина «Жатва» , картинка с изображением комбайна в поле, предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий ( ватрушки, пирожки, калачи…)

Воспитатель : За лесом усатое море лежит,                                                                                                                                 Волна за волною по морю бежит.                                                                                                                          Пройдет по волнам великан-пароход,                                                                                                                            И каждую каплю с собой заберет.

Что это ?

Дети : Комбайн

Воспитатель : Правильно. А что делает комбайн?

Дети : Убирает пшеницу с поля.

Воспитатель выставляет картинку с изображением комбайна в поле.

Воспитатель : раньше, когда не было машин, тракторов, комбайнов люди вручную убирали хлеб в полях. Время уборки хлеба называлось «Жатва», что означает срезать- сжимать .

Давайте рассмотрим картину ,которая называется «Жатва»

Выставляется картина.

C:\Users\1311099\Downloads\zhatva-dlya-detej-002.jpeg

Воспитатель : Кто изображён на этой картине?

Дети : Люди. Мальчик,  2 женщины и 2 дедушки.

Воспитатель : Что делают люди на этой картине?

Дети: Убирают пшеницу. Одна женщина срезает колосья серпом. Вторая пьет из кувшина. Один дедушка связывает колосья, другой косит косой. .Мальчик им помогает, носит срезанные колосья.

Воспитатель : Давайте рассмотрим, как одеты люди.

Дети : У женщин платки, длинные юбки, фартуки и кофты. У Мужчин брюки, рубахи , сапоги .Один мужчина в фуражке. Мальчик одет в рубаху и брюки, на ногах , скорее всего лапти.

Воспитатель : Как вы думаете , в какую погоду происходит это событие?

Дети : скорее всего день- солнечный, видна тень от людей и на поле не видно тени от туч.

Воспитатель на доске записывает высказывания и простые предложения детей. Затем зачитывает всё  вышесказанное. Предлагает детям придумать рассказ по этой картине , использовав в нём слова и предложения , которые они только что говорили.

Воспитатель может сам начать рассказ с предложения «С приходом осени настала пора жатвы , как только выдался тёплый солнечный день, люди отправились в поле…»

Дети составляют рассказ используя присоединительные союзы и союзные слова ( когда, пока, как только, куда, где, откуда, как, что, чтобы, потому что, оттого что, так как, если , для того чтобы, несмотря на то что, поэтому , так что).

При составлении сложноподчинённых предложений воспитатель помогает, задавая вопросы (Какой? Как долго? Куда? Где? Откуда? Как ? Каким образом? Почему? Отчего ? По какой причине? При каком условии? Зачем? Для чего? С какой целью?  Не смотря на что? ).

Воспитатель может записывать предложения . После составления рассказа , зачитывает оба варианта ,  Интересуется у детей , который из рассказов им понравился больше, интересней и почему ?

Ответы детей . Второй вариант оказался интересней, насыщеннее информацией и красивой структурой предложений.

Проводится физ .минутка.

Ручки, спляшите разок-                                Ручки выставляют перед собой, ладонями в верх, вниз.

Будет вам завтра пирог!                                Делают  горизонтальные хлопки перед собой,          

Ах, вы мои , мастерички,                              Разводят руки в стороны, поворачиваются влево

Быстрые ручки-сестрички1                          Разводят руки в стороны, поворачиваются вправо.

Яблочный будет пирог,                                Приседают.

Только спляшите разок!                             Делают танцевальные движения.

Воспитатель проговаривает поговорку: «Хлеб бросить, труд не уважать

Воспитатель : как вы можете объяснить эти слова? Почему так говорят?

Дети высказывают свои предположения.  (Чтобы собрать урожай , нужно  много трудиться. Работа найдётся и старому человеку и ребёнку. Работать в поле нужно не один день, а с весны до осени. Хлеб нужно беречь, потому-то потрачено много сил и времени.) Могут опираться на только что составленный рассказ.

Речевая игра «Я угощу..»

Дети встают в круг, в руках у них картинки с изображением хлебобулочных изделий. Обращаются друг к другу по имени к рядом стоящему , составляя предложение « Я угощу Машу..» ( По- возможности можно сказать : пирожком, хлебушком,  лепёшкой, пирожным, ватрушкой,  сушкой…)

Итог.

Оценивается работа каждого ребёнка.

Можно пройти за столы нарисовать или слепить угощение своему другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...