"В мире много сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerashchenko.odt27.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект НОД  «В мире много сказок »

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие;

познавательное  развитие;

речевое  развитие;

художественно – эстетическое развитие.

Программное содержание:

 -расширить представления детей о видах  сказочного жанра;

 -продолжать учить детей  давать оценку поступкам персонажей сказок;

 -развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

- развивать  способности творческого самовыражения;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость,  эмпатию.

Материалы и оборудование.  Диск с записью песни: «В гостях у сказки»,  иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь»,   проектор,  ноутбук,  экран,  слайды с изображением волшебных предметов,  карандаши, альбомные листы, «волшебный сундучок».

Ход занятия

Дети входят  в зал под звуки песни «В гостях у сказки».

1.Организация

Воспитатель.  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

 Дети отвечают.  О сказках.

Воспитатель: Что такое сказка?  Откуда к нам пришли сказки?     Какие бывают сказки?

 Дети отвечают. 

Воспитатель:  Сказка -  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает.

Я-Сказочница.  Принесла волшебный сундучок, но потеряла ключи. И теперь открыть сундучок можно, только назвав три вида сказок.

Ребята,  приглашаю вас совершить  увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир.   

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

2.Игра «Угадай и назови»  2  и 3 слайд

          Воспитатель загадывает  загадку, а дети называют  сказку.

Воспитатель:

Если б он не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса  за темные леса.

 («Кот, лиса и петух»)

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела.

(«Три медведя»)

 Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

 Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка  и волк»)

Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки

и попали к волку в пасть.

 («Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля»)

 Воспитатель: Кто  герои этих сказок? 

 Дети отвечают

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

3.Физминутка.

  Девочка по лесу шла,              дети шагают на месте

 И на домик набрела,                соединяют руки над головой домиком

 Видит, что хозяев нет.             потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

 На столе стоит обед.                левую руку сжать в кулачок, сверху положить   правую ладонь)

 Из трёх чашек похлебала,      показать, как кушают

 В трёх постелях полежала.     ладошки сложить вместе под щечку

          -Чем отличаются  сказочные персонажи  от настоящих животных?

 Дети отвечают

Воспитатель:     Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются

Воспитатель: Какая  в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

 Дети отвечают.

Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

 Какие дурные качества  характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках?   Какие положительные     черты характера прославляются?

  Дети отвечают

Ира «Соотнеси пословицу со сказкой»  Слайд №4

Воспитатель:  В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

Воспитатель:  О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми.  Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

 В них  также рассказывалось  о каких-то ситуациях  только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.   Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

4.Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:   Самые древние сказки – это волшебные сказки.   Они начинаются словами: « В  тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».   В  волшебных сказках   происходит  превращение.

(Если у ребят возникнут затруднения,  можно провести игру «Доскажи словечко»: «Гуси -        (лебеди)», «Аленький (цветочек)», «Цветик-семицветик», «Крошечка-Хаврошечка»).

Дети отвечают.

Воспитатель:   С какими нечистыми силами обычно сражается герой?  

 Дети отвечают. 

 Воспитатель:  С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой  сражается  не в одиночку, на помощь  герою приходят чудесные помощники  и волшебные предметы.  

 Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

 Дети отвечают.

Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

5. Игра  «Из какой сказки волшебный предмет?» ( Слайды  № 5,6,7)

 Воспитатель:   В конце волшебных  сказок  герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?  

          Дети отвечают.

Воспитатель:  Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.  Добро вознаграждается, а зло наказывается.   Герой  волшебной сказки должен пройти через  испытания,  которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

Релаксация «Сказочный лес»

Чему учат сказки?  Что может  произойти с человеком, если он поступает плохо?

 Дети отвечают.

 Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.  Ребята, все  вы читали сказку «Царевна-лягушка»  а теперь давайте представим, что было, если бы главный герой этих сказок повел себя по-другому.

6.Творческое задание - слайд №8

«А если бы  Колобок  из сказки не был бы таким глупым,  и не сел на нос лисе,  то…….».

Воспитатель: В волшебных сказках у героев были  предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас нарисует свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

7.Творческое задание «Нарисуй свой волшебный предмет» (дополнительное  задание)

Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.

 Воспитатель:   Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится  умным, добрым и  справедливым.   Какие виды сказок  вы знаете?

Вот мы и открыли волшебный сундучок. А здесь для вас подарочки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире много сказок

Все мы любим сказки и взрослце и дети.С сказками у нас связаны самые добрые воспоминания, смелость ловкость силу, быстроту проявляют герои разных сказок. Вместе с детьми и мы отправимся в путеше...

В мире много сказок

С чего уместнее всего начать наш разговор осказке ?  Конечно, с волшебной сказки, причем наиболее традици-онной по форме (сказка-... путешествие)  с  элементами  героиче...

Сценарий развлечения « Поле - чудес "В мире много сказок"»

Цели: Образовательные- закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в п...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в средней группе «В мире много сказок»

Конспект занятияпо развитию познавательных способностей и речи в средней группе«В мире много сказок»...

В мире много сказок

Интегрированное занятие по развитию речи (средний возраст)В мире много сказок Цель:Формирование и стимулирование способности детей к желанию активно участвовать в определённых занятиях.Задач...

Конспект проведения образовательной деятельности в группе старшего возраста детей 6-7 лет Тема: «В мире много сказок»

Конспект проведения образовательной деятельности в  группе старшего возраста детей 6-7 лет...