Проект "Удивительные буквы"
материал по развитию речи

Яковлева Ирина Сергеевна

Проект "Удивительные буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_udivitelnye_bukvy.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Организация детской проектной деятельности

Название проекта: «Удивительные буквы»

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

                   

           Выполнили:

                                           Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.

                                                             воспитатели МАДОУ Д/с №9 «Калинка»

                                               Яковлева И. С. учитель-логопед.

Назарово

                                                      2024 г.

Название проекта: «Удивительные буквы»

В настоящее время и педагоги, и родители сталкиваются с проблемой преемственности ступеней образования. Программа ДОУ включает в себя формирование предпосылок обучения грамоте. У детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи»,  как правило, встречаются нарушения произносительной стороны речи, фонематических процессов, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, пространственных представлений. Поэтому дети с ОНР испытывают трудности в запоминании букв, в чтении и написании слов. 

Для успешной адаптации в начальной школе необходимо помочь детям с освоением азбуки, чему способствует использование игровых технологий. Это и является главной целью проекта «Удивительные буквы». Наивысший эмоциональный отклик вызывает у детей совместная с родителями творческая деятельность.  В. А.  Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка». 

Творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения, развивать мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные способности. Важным моментом является высокий интерес и устойчивая мотивация детей к знакомству с буквами. Воспитанники с гордостью представляют сделанную своими руками букву и с интересом рассматривают, используют в игровой деятельности буквы других ребят.  

Цель проекта: развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой посредствам игровых технологий.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с акустическим и графическим образом букв русского языка.

2. Развивать фонематические процессы, закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Развивать высшие психические процессы у детей (восприятие, память, мышление, воображение). 

4. Развивать коммуникативные и творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному контакту педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

5. Мотивировать родителей к активному участию в реализации проектной деятельности. 

6. Повысить уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок у детей к обучению грамоте, к профилактике нарушений чтения и письма.  

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта.

- ННОД (интеграция образовательных областей).

- Работа с родителями.

- Продуктивная деятельность.

- Рассматривание иллюстраций, картинок.

- Чтение художественной литературы.

-Беседы.

Предполагаемые  результаты:

  • Дети знакомы с акустическим и графическим образом букв, умеют читать и печатать буквы в тетради.
  • Дифференцируют понятия «звук – буква», владеют навыками фонематического анализа и синтеза слов. 
  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок к обучению грамоте, профилактике нарушения чтения и письма. 
  • Налажен эмоциональный контакт педагогов и родителей с детьми через совместную творческую деятельность. 

Сценарий совместной деятельности по решению задач

(основные шаги реализации проекта).

  • Выбор темы проекта.
  • Постановка проблемы.
  • Составление плана проекта.
  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Подборка дидактических, развивающих игр и упражнений по теме.
  • Подборка необходимого материала.
  • Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.
  • Работа с  педагогами и родителями по данной теме.

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта.

Дети:

  • ННОД: «По дороге к азбуке», «Буквы потерялись».
  • Лепка «Моя любимая буква».
  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).
  • Рисование «Изобрази букву».
  • Дидактические игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
  • СРИ: «Мудрая Сова», «Школа», «Я-ученик».
  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».
  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.
  • Конструирование «Выдуманная буква».

Родители:

  • Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

Итоги проекта:

 - Фотовыставка «Удивительные буквы».

- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».

- Оформление мини-музея «Чудо буковка».

- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: дети подготовительной группы «Мальвина».

Воспитатели: Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.

Учитель-логопед: Яковлева И.С.

Родители детей.

Интеграция образовательных областей.

 

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка «Моя любимая буква».

  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).

  • Рисование «Изобрази букву».

  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».

- Закреплять умения

лепить предметы различной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости.

- Развивать творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному отклику между детьми через совместную деятельность.

- Развивать творческие способности детей, воображение.

- Расширять словарный запас детей, совершенствовать умения слушать; развивать память, мышления детей.

2

Речевое развитие

  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- Формировать коммуникативные умения ребенка с помощью коллективной деятельности.

- Расширять словарный запас; совершенствовать навыки логического мышления, умение излагать  мысли последовательно.

-  Совершенствовать умения использовать уменьшительно-ласкательные слова; развивать творческие способности у детей.

-Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.

3

Познавательное развитие

  • ННОД «По дороге к азбуке».

  • ННОД «Буквы потерялись».

  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».

- Формировать умения узнавать  буквы русского алфавита через игровую деятельность, развитие интереса к овладению грамоте. Формирование и развитие навыка чтения слогов. Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).

- Закреплять умения выделять заданный звук в слове. Способствовать созданию чувства сплоченности

коллектива, положительного

эмоционального настроя.

- Развивать познавательный интерес к чтению художественной литературы.

4

Социально-коммуникативное развитие

  • СРИ: «Мудрая  Сова», «Школа», «Я-ученик».

  • Коммуникативные игры:

«Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».

  • Дидактические

игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».

  • Конструирование

 «Выдуманная буква».

- Развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности.

- Формировать умения устанавливать контакт и доверия друг к другу; учить оказывать помощь; закреплять знания о буквах.

- Актуализировать знания детей по составлению схемы слова. Формировать умения разгадывать ребусы, загадки.

- Упражнять в конструировании букв из магнитного конструктора.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

- Изучение необходимой литературы.

- Привлечение родителей  к реализации  проекта «Удивительные буквы».

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Центр «Рисовалочка»: образец «Изобрази букву».
  • Центр «Почитай-ка» (художественная литература):

М. Раскатов «Пропавшая буква»;

 Е. Ульева «Букварь в сказках»;

А. Лугарев «Буквоград».

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: Зима.

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 22.01.2024 г.  по 16.02.2024 г.)

 пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

4 неделя января

2

Аналитический

Анализ собранной информации и разработка содержания проекта: «Удивительные буквы»

1 неделя февраля

3

   

Практический

Активная деятельность педагогов, родителей и детей.

Дети:

  • ННОД: «По дороге к азбуке», «Буквы потерялись».
  • Лепка «Моя любимая буква».
  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).
  • Рисование «Изобрази букву».
  • Дидактические игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
  • СРИ: «Мудрая Сова», «Школа», «Я-ученик».
  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».
  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.
  • Конструирование «Выдуманная буква».

Родители:

  • Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

В течение реализации проекта

4

Презентационный

Итоги проекта: 

- Фотовыставка «Удивительные буквы».

- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».

- Оформление мини-музея «Чудо буковка».

- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

3 неделя февраля

5

Контрольный

Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение.

Организационные формы работы над проектом

 пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

ННОД

- «По дороге к азбуке».

- «Буквы потерялись».

В течение реализации проекта

2

Рисование

- «Изобрази букву».

В течение реализации проекта

3

Аппликация

- «Буква моего имени» (из различного материала).

В течение реализации проекта

4

Лепка

- «Моя любимая буква».

В течение реализации проекта

5

Чтение художественной литературы

- М. Раскатов «Пропавшая буква»,

Е. Ульева «Букварь в сказках»,

А. Лугарев «Буквоград».

В течение реализации проекта

6

СРИ

-  «Мудрая Сова».

- «Школа».

  «Я-ученик».

В течение реализации проекта

7

 Дидактические игры

- «Ребусы».

- «Прочитай по первой букве».

- «Играем со звуками».

- «Зашифрованное слово».

 - «Схемы слов».

В течение реализации проекта

8

Творческое рассказывание детей по темам

- «Буква потерялась».

- «Выходной день у буквы А» и др.

В течение реализации проекта

9

Коммуникативные игры

- «Угадай букву».

- «Где спряталась буква?».

- «Какая буква неправильная?».

- «Допиши букву».

В течение реализации проекта

10

Конструирование

- «Выдуманная буква».

В течение реализации проекта

11

Беседы

- «Готов ли я к школе?».

- «Как разгадывать ребусы».

В течение реализации проекта

12

Взаимодействие с родителями

- Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».

- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

- Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

В течение реализации проекта

Форма проведения презентации:

  • Фотовыставка «Удивительные буквы».
  •  Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».
  • Оформление мини-музея «Чудо буковка».
  • Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

Список литературы:

1. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» подготовительная группа. – Москва: Центр педагогического образования 2008

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов- на- Дону: Феникс,2012.

3. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва ОНИКС 2009.

4. Сахипова С. Г. Читаем детям. - Ленинград: Просвещение, 1987.

5. О маме. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...