Проект «Мнемотехника»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Галина Врадий

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotehnika.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «РОМАШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

Проект

«Мнемотехника»

Воспитатель : Врадий Г.С

Пояснительная записка

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников

– очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение

информации, и конечно развитие речи.

Участники проекта: воспитатель – Врадий Г.С, дети и родители группы.

Тип проекта: Долгосрочный

Срок реализации проекта: Сентябрь 2019 - май 2022 г.

Цель: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для познавательно-речевого развития дошкольников.
  2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
  3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов. #1057;пособствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;
  1. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  2. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира; #1057;пособствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,

ответственности;

9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники

Принципы:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Организация учебного процесса:

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для детей среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Использование мнемотехники в процессе развития речи имеет два аспекта:

  • служит определённым методом познания;
  • является программой для анализа новых явлений.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно- пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
  • картинографию;
  • коллажи;
  • планы-схемы;
  • мнемотаблицы.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково- символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения;
  • контрастные рамки и др.

В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании речи:

  • наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;
  • создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С. Выготский).

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

  • дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу.

Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

  • использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
  • решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка;
  • специальную организацию пространственно-развивающей среды;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности

Приём использования детского рисунка можно считать весьма эффективным при обучению пересказу.

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Пересказ — более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой- то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно- графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

  • Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
  • Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
  • Беседа по содержанию текста.
  • Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
  • Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

Составление рассказов по сюжетной картине.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине.

Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель

Этапы использования мнемотаблиц:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
  • Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Ожидаемые результаты:

-развитие психических процессов (различные виды памяти, внимание, мышление);

  • развитие умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

-значительно развились у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

  • повысить познавательный интерес и активность детей;
  • расширить круг знаний о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;
  • активизировать словарный запас;
  • преодоление робости, застенчивости, умение высказывать свои мысли и мнение.

Учебно-тематический план:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально- регионального, внутриучрежденческого и вариативная часть учебно- тематического плана.

Учебно-тематический план состоит из трех частей:

учебно-тематический план первого года обучения (средняя группа); учебно-тематический план второго года обучения (старшая группа).

учебно-тематический план третьего года обучения (Подготовительная группа).

Перспективный план работы проекта «Мнемотехника»

Средняя группа

Сентябрь.

  1. Чтение стихотворения «Листопад». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Листопад». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
  3. Чтение стихотворения «Белый мишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  4. Заучивание наизусть стихотворения «Белый мишка». Д/игра «Что перепутал Буратино».

Октябрь.

  1. Чтение стихотворения «Компот». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Компот». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
  3. Чтение стихотворения «Киска». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  4. Заучивание наизусть стихотворения «Киска». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Ноябрь.

  1. Чтение стихотворения «Подарки осени». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
  3. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».
  4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

Декабрь.

Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
  2. Д/игра «Убери лишние картинки».
  3. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

Январь.

  1. Чтение стихотворения «Дятел». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Дятел». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
  3. Чтение стихотворения «Дикие животные». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  4. Заучивание наизусть стихотворения «Дикие животные». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Февраль.

  1. Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает».
  3. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».
  4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

Март.

  1. Чтение стихотворения «Мой мишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению».
  3. Чтение стихотворения «Белка шалунишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  4. Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».

Апрель.

  1. Чтение стихотворения «Космонавт». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Космонавт». Д/игра «Какой картинки не хватает».
  3. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
  4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

Май.

  1. Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
  2. Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает».
  3. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
  4. Повторение знакомых стихотворений. Викторина «Говорушки»

Перспективный план работы проекта «Мнемотехника»

Старшая группа

СЕНТЯБРЬ

  1. «По дороге в детский сад». Составление описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана.
  2. Работа с мнемотаблицей стихотворение Е. Трутневой «Листопад».
  3. Отгадывание мнемозагадки

ОКТЯБРЬ

  1. Расскажи про осень.
  2. Составление рассказа «Моя семья».
  3. Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев. "(мнемодорожка)

НОЯБРЬ

  1. Расскажи о профессии.
  2. Расскажи о своем селе.
  3. Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина. мнемодорожка)
  4. Русская народная сказка «Жихарка».

ДЕКАБРЬ

  1. Расскажи о зиме.
  2. Русская народная сказка «Снегурочка». #1057;тихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова. ЯНВАРЬ
  1. Моё здоровье.
  2. Стихотворение Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова. #1044;икие животные.

ФЕВРАЛЬ

#1052;ои игрушки. #1057;тихотворение «Два флота». #1052;ои защитники.

#1056;усская народная сказка «Каша из топора».

МАРТ

  1. Как я помогаю маме.
  2. Стихотворение «Сказки слушать я люблю». #1057;аамская народная сказка «Чахкли».

#1056;асскажи о деревьях.

АПРЕЛЬ

#1056;асскажи о весне. #1057;тихотворение #1058;ранспорт.

#1057;оставление творческих рассказов.

МАЙ

  1. Расскажи о своем крае.
  2. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В.Степанов. #1056;асскажи о цветах.

Перспективный план работы проекта «Мнемотехника»

Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ.

  1. Расскажу я вам ребята.
  2. Работа с мнемотаблицей"Осень"
  3. Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)

4Д. игра"Составь мнемодорожку"(закрепление стихотворения"Осень"

ОКТЯБРЬ.

1Работа с мнемодорожкой"Деревья осенью" 2 Отгадывание мнемозагадки

  1. Упражнения "Рисуем слова"
  2. Заучивание пальчиковой гимнастики"Ветер по лесу гулял. "

НОЯБРЬ.

1 Составление предложений об осени (мнемокарточки) 2 Пересказ сказки "Листопадничек"

3 Составление описательных рассказов по плану лексических тем 4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Огород"

ДЕКАБРЬ.

  1. Работа с мнемотаблицей "Зима"
  2. Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака
  3. Упражнение"Шпионы"(дети кодируют информацию)
  4. Рисуем сказку (придумывают свою)

ЯНВАРЬ.

  1. Составление предложений о зиме.
  2. Составление рассказа по картине"Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку)
  3. Дид. игра"Придумай сказку сам"(мнемокарточки)

ФЕВРАЛЬ.

  1. Отгадывание мнемозагадки.
  2. Заучивание скороговорки по мнемотаблице. 3 Играем с мнемокубом.

4 Составление описательных рассказов по лексическим темам.

МАРТ.

  1. Работа с мнемотаблицей "Весна"
  2. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)
  3. Дид. игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)

АПРЕЛЬ.

  1. Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.
  2. Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель,с крыши капает капель. "
  3. Пересказ сказки Снегурочка (мнемотаблица) 4 Отгадывание мнемозагадки.

МАЙ.

  1. Заучивание стихотворений к выпускному о школе.
  2. Итоговое совместное с родителями мероприятие:"Мнемотехника-это здорово"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

quot;Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"...

Проект Мнемотехника.Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Тема:  «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам»Сроки проекта: февраль – май 2016 г.Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель дошкольной разновозр...

проект "Мнемотехника"

проект по развитию речи  "Мнемотехника"...

Проект "Мнемотехника"

презентация проекта "Мнемотехника"...

Проект "Мнемотехника в формирование ФЭМП"

Применение мнемотехники в математике...

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»...