Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 3 - 5 лет сроком на один учебный год. Составлено на основе ПРОГРАММЫ по развитию речи Оксаны Семёновны Ушаковой.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа)

Жардан Ольга Константиновна

Речевое развитие детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамотности.                                                                                                   Данные задачи решаются на занятиях по развитию речи с детьми 3-5 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

занятия

Программное содежание

Матералы

Методич. литература

1

«Описание  игрушек – кошки и собаки»

- связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;                                

 - словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояния (глаголы), учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;                                            

  - звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков[у] , [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки  [с] - [с`], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.                

Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.

( Р. Р. Ушакова

О. С. ср.гр.  стр. 116)

РТ стр. 1

2

«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

- связная речь: учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта           ( по аналогии с содержанием картины

 - словарь и грамматика:  учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей, активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).          

Картина «Кошка с котятами»

игрушки(кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята; сорока (картинка)

(Р.Р.  

Ушакова

О. С. - ср. гр. стр. 110)

РТ стр.2

3

Описание

 игрушек-собаки и лисы.            Составление

сюжетного

рассказа по

набору игрушек.

- связная речь: учить при описании игрушки называть её признаки, действия, связывать между собой предложения;

- словарь и грамматика:  закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей. Упражнять в использовании форм единственного и множественного числа, формировать             представления о предлогах за,  под, на, в, навыки их применения в речи;                                                

  - звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков[с] - [с`] изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук[с]  длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

Карт. предм. и жив. с зв. (с), (сь) (8 шт.), и нет этого зв. (8 шт.), игр.: собака, лиса, белка и бельч., слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и пор.), ширма; больш. кубик.

(Р.Р

Ушакова О. С.

- ср.гр. стр. 112 )

РТ стр. 3

4

Составление описатель-

ного рассказа о питомцах

Составление описательного рассказа о питомцах

- связная речь: учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта;

- словарь и грамматика:  обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука [с]  в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком [с] и вслушиваться в их звучание.  

 Игрушки – кошка, собака.

(Р.Р. Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 115)

РТ стр.  4

5

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

«Таня, Жучка и котенок»

 - связная речь: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек;                          

  - словарь и грамматика: активизировать в речи слова обозначающие  качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа;                    

 - звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного  звука [з], учить различать на слух различные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.                  

Игрушки – куклы, котёнок, собака, блюдце.

(Р.Р.

 Ушакова О. С. –

ср. гр. 118

РТ стр. 5

6

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

- связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей;                                      

 - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.  

Игр.: собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики бегемотики (по 2 шт.); игр. лесенка с 3мя ступеньками

Р.Р

 Ушакова О. С.-ср.гр. стр. 120

7

Составление сюжетного рассказа по ролям.

- связная речь: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;                                            

 - словарь и грамматика: активизировать в речи слова обозначающие  качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; 

- звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать различные интонацию  удивления, радости, вопроса, вслушиваться в зхвучание слов, выделять в словах заданный звук.

Игрушки – козлёнок,  зайчонок, коза, корова.

Р.Р.

Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 122

  РТ стр. 7

8

Придумыва-ние загадок-

описаний об игрушках.

- связная речь: учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;

- словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей хивотных в именительном и косвенных падежах;

 - звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

Ширма, Петрушка, игрушки – мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.

Р.Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 124

РТ стр. 8

9

Составление рассказа- описания  

по лексической теме «Мебель»

- связная речь: учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем;                            

- словарь и грамматика: учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их названием; уточнить понятие «мебель», учить правильно использовать предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед;  активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.

Р.Р.

Ушакова О. С. -ср. гр.  

стр. 127

РТ стр. 9 

10

Составление рассказа по картине         «Собака со щенятами»

- связная речь: подвести детей к составлению небольшого связного  рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);                                          

 - словарь и грамматика: учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы.                          

Картина «Со-бака со щеня-тами»; игруш. - собака и щеня-та, утки и утя-та, крольчиха и крольчата, сорока

Р.Р.

 Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 129

РТ стр. 10

11

Описание игрушки: белки, зайчика, мышонка.

- связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;

 - словарь и грамматика: учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением;  

- звуковая культура речи: учить слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

Большой медведь, карт. с предм., в названиях кот. есть звук (ш): чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, шкаф.

Р.Р.

 Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 131

РТ стр. 11

12

Составление рассказа       о любимой игрушке.

- связная речь: учить описывать и сравнивать кукол, правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения;                                    

 - словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользовать словами с противоположным значением; закрепить представление о понятие "мебель",                              

  - звуковая культура речи: развивать выразительность в речи.

Две куклы – большая и маленькая (разный цвет и длина волос); два комплекта цветн. каранда-шей и бумаги

Р.Р.

Ушакова О. С. - ср. гр. стр.135

РТ стр. 12

13

Составление рассказа – описания по лексической теме «Зимняя одежда».

- связная речь:

учить давать описание зимней одежды,                                    

 - словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении, закрепить понятие «одежда»; учить пользовать в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

 - звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Кукла, зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ёжик, медвежонок.

Р.Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр. стр.137  

РТ 12

14

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд».

   - связная речь: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей;        

   - словарь и грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;                                       

 - звуковая культура речи: закрепить представлении о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком                               

Карт.: зимняя одежда, вален-ки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик»

 Р.Р.

Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 140

РТ стр. 14

15

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

 - связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек;

 - словарь и грамматика: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить  умение образовывать названия детенышей;                                                       

  - звуковая культура речи:  закрепить правильное произношение звука[ж] в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко.

Кукла мальчик;

Игрушки – две ёлки, ежиха и ежата; карт. – жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро; картина «Ежи».

Р. Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр.

стр. 142

РТ стр. 15

16

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

- связная речь: учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;                                                        

 - словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки;                                                   

 - звуковая культура речи:  продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Карина « Не боимся мороза», бумажные снежинки на ниточках.

Р.Р.

 Ушакова О. С. –

ср. гр. стр.144

РТ стр. 16

17

Придумывание продолже

ния рассказа «Белочка, заяц и волк».

 - связная речь: учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь;                        

 - словарь и грамматика: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные предложения и простые распространенные предложения;

- звуковая культура речи: учить выделять и четко произносить звук [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Игрушки – ёлочки, волк, белочка, зайчик.

Р. Р. Ушакова О. С. -ср. гр. стр.146  

РТ стр. 17

18

Составление описания внешнего вида.

- связная речь: учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка);                                

 - словарь и грамматика: учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола  хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др.;                            

  - звуковая культура речи: дать представление о том что звуки в словах идут последовательно друг за другом в определенной последовательности.

Кукла Петрушка, демонстрационная линейка.

Р.Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 149

РТ стр. 18

19

Составление рассказа с использова

нием предложен

ных предметов.

 - связная речь: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;

 - словарь и грамматика: упражнять в образовании названий посуды;                        

 - звуковая культура речи: учить правильно произносить звук[ч] , отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

 (Р.Р/ Уш.-ср.гр. стр.150  )

Посуда и продукты – хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице.

Р.Р.  Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 150  

РТ стр. 19

20

 Пересказ рассказа       Е.Чарушина «Курочка».    Сравнение предметных картинок

- связная речь: учить пересказывать рассказ;                                                                 

 - словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;                                                  

 - звуковая культура речи:  учить подбирать слова. Сходные и различные по звучанию.  

Картинки с изображением курицы и цыплят.

Р.Р. Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 152

РТ стр.  20

21

 Описание потерявшихся зайчат по картинкам.

- связная речь: учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;

- словарь и грамматика: упражнять в подборе глагола к существительному;

- звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звук [щ], выделять этот звук в словах

Картинки с изо. разных  зайчат; три щётки – зуб-ная, обувная, одёжная.

Р.Р.

Ушакова О. С. –

ср. гр.

стр. 154

РТ стр. 21

22

Составление рассказа        «День рождения Тани».

- связная речь: учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: упражнять образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; закрепить умение образовывать имена существительные- названия посуды;

- звуковая культура речи: закрепить произношние звука [щ], представление о ом, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. (Р.Р/ Уш.-ср.гр. стр. 155 )

Полочка с кукольной посудой,

картина «Заблудился»

(9, рис. 3)

Р.Р. Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 155

РТ стр. 22

23

Составление описания животных по картинкам.

 - связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект. Его свойства, признаки, действия, давать ему оценку;

- словарь и грамматика: учить составлять сложно подчиненные предложения;

- звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука [щ], учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Игр.: щенок, Петрушка, заяц, кубик; предм.- ящик, щётки, клещи, ширма; изо: лиса, лук, мо-лоток, колёса, лист дерева

Р.Р. Ушакова О. С.

ср. гр.

стр. 156

РТ стр. 23

24

Составление описания по лексической теме «Овощи».

- связная речь: учить описывать овощи, правильно их называть;  

- словарь и грамматика: уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи;  

- звуковая культура речи: продолжать учить вслушиваться в звучание лов, выделять на слух звуки  в словах. Находить слова, сходные по звучанию.

Блюдо с овощ. (мул.):морковь,помидор, огур., лук, свёкла, капуста, редис, картоф., репа, разн. фрукты (2-3); картина «Брат и сестра на качелях.

Р.Р.  Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 158

РТ стр. 24

25

Употребле-ние в речи слов с пространст-венным значением.

- связная речь: продолжать учить составлять описания предметов, игрушек;                                                                   

- словарь и грамматика: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе- дальше, впереди- сзади);  

- звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки [л]- [л`], выделять на слух эти звуки в словах со звуками [л]- [л`], закреплять умение подчеркнуто произносить звуки, определять первый звук в слове.

Игр. в назв. кот. есть звуки (л) – (ль); картинки с изо.   дом. и диких животных в назв. кот. есть звуки (л) – (ль)

Р.Р.

Ушакова О. С. ср.гр. стр. 160

РТ стр. 25

26

Пересказ рассказа Н.

- связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей;                                                      

Пол. с куколь-ной пос. 2

Р.Р.  

Калининой «Помощни

ки»

 - словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;                                                    

 - звуковая культура речи: закреплть представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками- [с], [ш].

сахарницы, 2 хлебницы, ра-зные по форме, мат., размеру), блюдо для печ.

Карт. «Саша и снеговик»

Ушакова О. С. -

ср.гр.

 стр. 162

РТ стр.26

27

Описание внешнего вида животных.

- связная речь: продолжать учить составлять описания предметов;  

 - словарь и грамматика: упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу- хочет, хотим- хотят);  

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение  звуков [л]- [л`], изолированных, в словах и фразах, учить выделить этот звук в речи; правильно пользовать вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Игр.: лош., бел. волк, лиса, козлёнок, котё-нок, ослик,  жеребёнок, собака; ёлка из зелёной флане-ли и игр. к ней

Р.Р.

 Ушакова О. С. -ср. гр. стр. 164

РТ стр.  27

28

Составление рассказа по картине «Куры».

- связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ по картине;  

- словарь и грамматика: учить сравнивать по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят;  

- звуковая культура речи: закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.  

Картина «Куры» (10, рис. 2), звуковые часы (7), демонстрационная линейка (7)

Р.Р.

 Ушакова О. С. – ср. гр. стр. 167

РТ стр. 28

29

Составление описаний персонажей сказки «Теремок».  

- связная речь: учить составлять описание предметов;  

- словарь и грамматика: учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»;    

- звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки [р]- [р`], подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.  

Карт. – тигр, персонажи сказки «Теремок»; мелкие игрушки – фишки.

Р.Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 170

РТ стр. 30

30

Определе-ние специфических признаков предмета.  

- связная речь: учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки;

- словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.    

Кукла, матрёш-ка, фишка, пи-рамидки, лен-точки, шарики, лошадки, коле-чки, башенки (по 2 шт.). Кар-тина «Избушка на курьих ножках»

Р. Р.

Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 172

РТ стр. 30

31

Определе-ние предме-та по его специфическим признакам.

 - связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;  

- словарь и грамматика: учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;      

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р]- [р`], учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и сно произносить слова и фразы, насыщенные [р]- [р`],  произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом.  

Мешочек  с овощами и фруктами (морк., огурец, яблоко, апель-син, редис, ли-мон; предметы в названии кот есть звуки (р)-(рь) (рыба).

Р.Р.

Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 174

РТ стр. 31

32

 Описание

внешнего вида детенышей животных.  

- связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида

предметов, их характерных признаков;  

- словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида;  

- звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносится в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова

 Медвеж., бель-чонок, цыплё-нок, щенок, слонёнок, же-ребёнок счёт-ная лесенка с 3мя ступень-ками, «Звуко-вые часы», инд. звук. линейки,

инд. звук. часы.

Р. Р.

 Ушакова О. С. - ср. гр. стр. 176  

      РТ стр.32                       

Литература:

1.  Развитие речи детей 3 -5 лет. – 3 изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).

2. Ушакова О. С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 32 с. (Развитие речи).

Составитель перспективного плана по речевому развитию детей 3 – 5 лет воспитатель Жардан О. К.

МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области по речевому развитию в старшей группе. Февраль-май

Февраль 1 неделяЗанятие 1. Беседа на тему «О друзьях и дружбе»Цель:Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.стр. 80Занятие 2. Рассказывание по теме &la...

Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в раннем возрасте

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности по речевому развитию в раннем возрасте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...

Методическая разработка "Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе"

quot;Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе"...