Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания
консультация по развитию речи

Митина Вера Борисовна

Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.

Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: сайт:

Тема: «Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания»

Подготовила:

Митина В. Б.,

учитель - дефектолог высшей

квалификационной категории

Рубцовск, 2024 г.

Цель: знакомство педагогов с методикой работы над рассказами цепной структуры с использованием предметно-графической схемы.

Уже несколько лет в работе над связной речью воспитанников с общими нарушениями речи использую цепные рассказы. Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.

Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема. Стрелки обозначают глагольные слова и показывают связь между словами в предложении. Новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Преимущества работы с цепными рассказами:

+ дети с интересом работают с предметно-графическими схемами;

+лучше и быстрее запоминают и пересказывают рассказ;

+ применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.

Методика цепных рассказов была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году. Под цепной связью понимается «Структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем».

Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте.

Как показывает собственный опыт работы и изучение литературы, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в дошкольном возрасте, особенно с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения. Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.

Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.

На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.

Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его.

А в дальнейшем без усилий, самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями. Предлагаю познакомимся с правилами построения цепного текста и составления рассказ по графической схеме.

Методика проведения занятия

Предлагаю рассмотреть методику на примере рассказа «Соня и собака»

1 этап: взрослый читает детям рассказ. Перед этим обязательно предлагает послушать рассказ и запомнить о ком! или о чем! рассказ.

«Соня и собака»

Около дома был сад.

В саду росла высокая сосна.

Под сосной стояла скамейка.

На скамейке сидит Соня.

Соня увидела собаку.

Собаку Соня накормила колбасой.

2 этап: Составляется предметно - графический план (схема)

На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только записывать его мы будем не словами, а картинками».

Прямоугольник — это первое слово в предложении (субъект), далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие, второе слово — это еще одно слово(предсубъект) Все это вместе составляет одно предложение.

Далее взрослый предлагает найти предметные картинки к первому предложению и правильно заполнить ими строчку.

В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают» данное предложение и переходят к последующему.

Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно заполняют всю схему (предметно - графический план).

3 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.

Предлагаем детям соединить стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку.

Примерная схема. Стрелки можно рисовать маркерами на доске или вырезать отдельно.

Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.

4 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков - символов.

голубой треугольник - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Какой, какая, какое? какие? ), желтый круг - наречие, отвечает на вопрос (когда? как? откуда? где? )

Дополним предложения:

Около дома был (какой?) фруктовый сад.

В саду росла высокая сосна.

Под сосной стояла (какая?) деревянная скамейка.

На скамейке сидит Соня.

Соня увидела собаку.

Собаку Соня накормила (какой?) вкусной колбасой.

5 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные с изменением.

Важно: ориентируйтесь на силы конкретного ребенка. Если пересказ дается трудно, то 4-ый этап на первых порах можно опускать

Рассказы цепной структуры: автоматизация, дифференциация звуков в связной речи с использованием предметно-графической схемы. Авторы: Гордеева Т.В., Копсергенова З.М., Губанова М.В. 24 цветные страницы А4 + методичка, 2018IMG

Пособие содержит иллюстрированный материал, который поможет закрепить в связной речи ребенка, поставленные звуки. Использование наглядной опоры при пересказе текстов помогает добиться эффективности в коррекционной работе. В рассказах представлены тексты цепной структуры (по методике В.К. Воробьевой). Вместе с формированием правильного произношения у ребенка так же формируется навык пересказа.

Пособие включает в себя 24 схемы рассказов и тексты к ним.

Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям, гувернерам.

Данное пособие станет незаменимым помощником для родителей и педагогов, которые хотят помочь ребёнку поскорее закрепить в речи труднопроизносимые звуки. Яркие картинки, занимательные рассказы превратят сложный процесс автоматизации звуков в увлекательное занятие.

Работа с пособием

Педагог демонстрирует ребенку схему рассказа и знакомит его с содержанием текста. После чего педагог еще раз проговаривает текст построчно и просит ребенка повторить за ним каждое предложение с опорой на схему. В заключение ребенок пересказывает рассказ самостоятельно.

Рекомендуется пересказать текст несколько раз с опорой на схему и без неё.

Фрагмент пособия: ..

Литература:

1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.

4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999

5.

6. Рассказы цепной структуры: автоматизация, дифференциация звуков в связной речи с использованием предметно-графической схемы. Авторы: Гордеева Т.В., Копсергенова З.М., Губанова М.В. 24 цветные страницы А4 + методичка. Издательство: Национальный книжный центр, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ текста цепной организации «Как кошки ходили на работу»

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»

Применение данной технологии позволяет облегчить  и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...

Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино

Методика работы  по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания  позволяет  успешно  использовать  тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....