Занятие "У бабушке в деревне"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

В помощь воспитателю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_babushki_v_derevne.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Приобщение к истокам русской народной культуры  воспитанников второй младшей группы»

Воспитатель высшей квалификационной

категории: Марьина С.В.

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .
Задачи: 
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;
-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество,
самостоятельность;
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы: «Русская изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами, прялка и т. п.) ; игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству детей.
Предварительная работа: регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.

Ход:


Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в нарядный стилизованный русский костюм). Хозяюшка приветливо здоровается с детьми, предлагает им оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы обихода, вещи. Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку, коромысло с ведрами и т. п. Хозяюшка уточняет назначение этих предметов. Затем предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола. Интересуется у детей, умеют ли они загадки разгадывать. Дети отвечают утвердительно. Тогда Хозяюшка обращает внимание детей на деревянный сундучок, стоящий у печки и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:

-Мохнатенький, усатенький,
Молочко пьет, песенки поет.
(
дети отгадывают - кот, котик)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Хозяюшкой проговаривают 
потешку:
-Как у нашего кота – шубка очень хороша,
-Как у котика усы – удивительной красы,
Зубки белые, глазки смелые.

Хозяюшка ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :
-Идет, идет рогами трясет, травки просит:
«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е. »
(
дети отгадывают – коза)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:
-Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.
Кто каши не ест, кто молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!

Поставив козу рядом с котиком, Хозяюшка загадывает следующую загадку:
-Полем идет, травку жует, мычит :
«Му-у, му-у», -кто же это, не пойму?
(
дети отгадывают – корова)
Хозяйка достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:
-Ты, Буренушка, ступай, в чистом поле погуляй;
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Хозяюшка загадывает последнюю загадку:
-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?
(дети отгадывают – петушок)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:
-Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Хозяюшка предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что Петушок- это птица!
Хозяюшка:
-Что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!
Проводится физминутка «Петя, Петенька, петух»:

-Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!
(Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны)
-Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :
(Дети идут по кругу друг за другом, руки- крылья – назад)
-Ку- ка- ре-ку-у-у!
(
Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями)
(Игра проводится два раза.)

Хозяюшка приглашает детей вернуться в избу и обращает их внимание на курочку (мягкая игрушка) в лукошке на лавке у печи. Просит детей угадать, из какой сказки пришла курочка. Интересуется, любят ли детки сказки ; какие сказки знают? Пока дети отвечают, второй воспитатель отводит к большому сундуку мальчика и девочку из группы (хорошо владеющих связной речью) и помогает им переодеться в сказочных бабу и деда (сарафан, фартук, платок, косоворотка, борода, треух). Когда Хозяюшка предлагает детям присесть на лавку, артисты уже готовы. Хозяюшка радуется появлению артистов, отдает им курочку в лукошке. Обращаясь к детям, сидящим на лавке, спрашивает: «Какая сказка у нас в гостях? » (Зрители- дети называют «Курочка Ряба»). Хозяюшка просит всех детей помочь ей рассказать эту сказку. Напоминает детям, что сказку нужно рассказывать спокойным, неторопливым голосом – голосок звучит, как ручеек журчит. Хозяюшка начинает рассказывать сказку, останавливаясь и давая возможность детям договаривать слова и фразы. Дети – артисты с помощью жестов и мимики исполняют свои роли. Хозяюшка с помощью игрушки – мышки участвует в драматизации.
Закончив повествование словами : «Вот и сказке конец! А кто слушал- молодец! », Хозяюшка предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и говорит:
-А ну, ребятки, вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (
Дети кружатся) .
-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие ребятки-цыплятки, становитесь за мной.
(Дети становятся друг за другом стайкой.) 
Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять»:
«Цыплята» шагают за «курочкой», высоко поднимая колени и хлопая «крылышками».
-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Курочка» поворачивается к «цыплятам» и грозит им пальчиком, «цыплята» делают то же самое.
-Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!
«Курочка» и «цыплята» гребут «лапками».
-Лапками гребите, зернышки ищите.
Гладят себя «крылышками» по животу.
-Съели толстого жука, дождевого червяка.
Наклоняются, отставляя «крылышки» назад, выпрямляются, запрокидывая голову.
-Выпили водицы полное корытце!
«Курочка»: «Ко- ко –ко, ко- ко- ко, не ходите далеко, а то лисонька придет и цыпляток унесет! Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»
«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается всех обнять, погладить.
Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!»
(Все вместе кружатся.) 

Вдруг Хозяюшка предлагает детям прислушаться. Все слышат кудахтанье курочки. Вместе подходят к лукошку с курочкой и замечают, что оно полно яиц! (Яйцо- пластиковый контейнер для игрушки от киндер-сюрприза, сверху – белый пластилин.) Хозяюшка рассказывает детям, что скоро праздник – Светлая Пасха. К этому дню люди пекут куличи и красят яйца. Предлагает подумать детям, как и чем можно украсить яйца. Дети рассматривают яйца, замечают, что они из пластилина. Догадываются, что можно украсить зерном, бусинками. Хозяюшка выставляет на стол чечевицу, горох в мисках. Дети берут яйца, усаживаются за столы, начинают украшать яйца, катая их в мисках. Хозяюшка помогает, подбадривает, хвалит, радуется вместе с детьми. Затем яйца выкладываются на блюдо, все любуются ими.

Конспект занятия

«Приобщение к истокам

русской народной культуры

 воспитанников второй младшей группы»

Воспитатель высшей квалификационной

категории: Марьина С.В.

  

 

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .
Задачи:
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;
-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество,
самостоятельность;
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы: «Русская изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами, прялка и т. п.) ; игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству детей.
Предварительная работа: регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.

Ход НОД:

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

 Вместе за руки возьмемся

И друг друга улыбнемся.


Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла посылка

 (открывает, достает письмо: «Дорогие ребята! Все что в этом волшебном сундуке вам поможет отправиться в интересное путешествие. Вам очень – очень понравиться! Счастливого пути! ») нас приглашают в путешествие! Вы хотите отправиться в путь за интересным приключением? (ответы детей).

Воспитатель: А поможет нам найти дорогу вот этот клубочек, скажем ему вместе волшебные слова.

Ты катись, катись клубок

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки

Где прошли бы наши ножки.

Воспитатель: Вот мы и пришли! Ребята, вы попали в русскую старину, в далеком прошлое. Русский дом – изба называется. Повторим вместе, как называется русский старинный дом?  (Дети повторяют) В таких избах давним - давно жили в России. А вот – хозяйка этой избы, (говорит за нее) -  приходите, гости дорогие, видите, как в избе у меня чисто, светло и уютно.

Хозяйка: А сейчас я вас превращу в девиц красавиц и добрых молодцев!

Хозяйка: Приходите, присаживайтесь. Тепло ли вам у меня? А вы знаете ребята, от чего в русской избе тепло и уютно?

 

Воспитатель: От русской печи, она и кормит, она и греет!

Воспитатель: А с самоваром вы знакомы?

В нем готовили чай. (Рассматривание самовара) Да, любили люди из самовара чай попить. В русской избе все было сделано руками людей. Мебель была самодельная, деревянная очень простая Сундук для вещей. В избе сундуки всегда стояли на видном месте. Столы и лавки для сиденья за столом были длинные, ребята, потому, что семья были большие, все жили вместе. Ребята, а посмотрите, что стоит на столе? (ответы детей).

Воспитатель: Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Это различные кувшины: для молока, для меда. Они сделаны из глины.

А это ребята что?

Дети: Деревянные ложки.

Воспитатель: Правильно!

Каждый, делая какую – то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия росписью или, например, резьбой. Ой, ребята, а у меня на столе еще стоит шкатулка. Как же сразу мы её заметили. Она тоже сделана руками человека, из дерева и украшена резьбой. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотри! А здесь спрятали отгадки к загадкам.

Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:

И так первая загадка:

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался ….. (Колобок)

1.Кто испек колобок?

2.Куда покатился колобок?

3.Кого встретил по дороге колобок?

4.Кто съел колобка?

 

Слушаем следующую загадку:

Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали

В огороде урожай собирали.

- Правильно, мы попали в сказку «Репка».

 

Слушаем следующую загадку:

Зайка в нём жил и лягушка-квакушка,

 Волк, и лисичка, и мышка-норушка,

 Только медведь поместиться не смог,

С треском разрушился наш … .

Ответ: (Теремок)

 

Слушаем следующую загадку:

Как то мышка невеличка

На пол спросила яичко.

Плачет баба, плачет дед

Что за сказка, дай ответ

Ответ: (Курочка Ряба)

(Звук плача)

Воспитатель: Ребята, кто же так плачет, что у вас случилось?

Дети: Курочка снесла, нам яичко не простое, а золотое. А оно разбилось?

А давайте мы с вами попробуем обыграть.

Ребята, в какой сказке мы оказались? А вы сможете продолжить сказку.

Сейчас я буду начинать, а вы ее продолжите:

Тянут потянут…..

Высоко сижу ….

Не садись на пенек……..

Заяц посторожил избушку лубяную……

Я от дедушки ушел ….

Дед бил бил….

Кто, кто в теремочке живет….

Козлятушки, ребятушки……..

 

Воспитатель: Предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и говорит:
-А ну, ребятки, вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (
Дети кружатся) .
-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие ребятки-цыплятки, становитесь за мной.
(Дети становятся друг за другом стайкой.)
Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять»:
Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»
«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается всех обнять, погладить.
Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!»
(Все вместе кружатся.)

Воспитатель: И вот подошло к концу наше путешествие.

Ребята давайте мы с вами поиграем.

Я буду вам подбрасывать мяч, а вы отвечайте.

- Где мы с вами побывали сегодня?

-А, что тебе запомнилось во время путешествие?

-А, кто мне скажет какую сказку, мы с вами обыгрывали?   

Конспект занятия

 «Русские традиции» во второй младшей группе

Цель: формировать знания и представления о русских народных традициях и предметах быта.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с предметами быта; учить детей слушать потешку, проговаривать слова; отвечать на вопросы; упражнять в подборе существительных к глаголу; раскатывать и сплющивать комочек при лепке из солёного теста.

Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей; развивать представление об окружающем мире, воображение.

Воспитывающие: воспитывать интерес к игре-занятию, результатам работы, аккуратно работать при лепке из соленого теста.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Материал: тесто для лепки, дощечки, салфетки, поднос.

Ход занятия

Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся

по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

— Здравствуйте.

— А что означает слово «Здравствуйте»? (Ответы детей.)

— Здравствуйте от слова «здравие» — «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

— Ребята, а кто мне скажет, как называется наша страна, в которой мы живём?

Правильно, мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь.

Я приглашаю вас в путешествие в прошлое, мы узнаем, как жили люди на Руси, а поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

(Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу. Дети заходят в избу, где их встречает бабушка Арина)

Бабушка Арина: здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен, а вы загадки любите отгадывать, послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Стою я у печи, помощницы своей, посмотрите, какая она у меня расписная, красивая. В каждой избе была печь. Строилась она из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печь не только обогревала избу. Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Давайте посмотрим, какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

А что бы в печь поставить горячий чугунок, нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

-Что это? (Сковорода). Что готовят на сковороде? (Ответы) На сковороде еще оладушки пекут. Для этого нужно замесить тесто, потом налить его в сковородку, а сковородку в печку посадить, и получатся оладушки: очень вкусные, румяные, душистые. Ой, засиделись мы, давай попляшем!

Звучит русская народная мелодия, дети выполняют движения по тексту.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала

Нике дала, Маше дала

Дане дала, Никите дала.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Бабушка Арина: ой, ребята, я совсем забыла, скоро дедушка придет. Он тоже любит оладушки, а у меня все кончились, поможете

мне? Давайте каждый слепит оладушек дедушке.

Дети садятся за стол, где на досках лежит тесто для лепки.

Бабушка Арина: давай разомнём наши пальчики.

Шел старик дорогою

Увидел козу безрогую

Давай коза попрыгаем

Ножками подрыгаем

А коза бодается

А старик ругается.

(Бабушка Арина показывает приемы лепки. Дети лепят оладушки.

В конце занятия собирает оладушки на поднос, при этом поощряя каждого ребенка).

Бабушка Арина: спасибо ребятки. Ой, детишки пора вам в группу. Прощайте, приходите ко мне в гости еще.

Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
( 2-ая младшая группа)


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.


Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. ( показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
( 2-ая младшая группа)
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. ( показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.
Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие во второй младшей группе "У бабушки в деревне"

Это комплексное занятие с использованием разных видов деятельности (музыкальной, речевой, изобразительной) для закрепления у детей представлений о лете, о домашних животных...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню»

Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и                 птицах.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню»

Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и                 птицах.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню»

Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и                 птицах.Задачи:...

Развитие речи.Домашние животные у бабушки в деревне.

Составитель : Буслаева Татьяна Алексеевна.        .                                    ...

у бабушки в деревне

Интегрированное занятие по окружающему миру....

Развлечение по развитию речи на тему"У бабушки в деревне"

Знакомство  детей с р.н. загадками о домашних животных,повторить с детьми р.н. потешки и сказки....