"Компоненты устной речи дошкольников"/брошюра.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкашина  Елена Владимировна

Материал будет полезен молодым, начинающим  воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_komponenty_ustnoy_rechi_doshkolnikov.docx79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

«Компоненты устной речи дошкольников»

C:\Users\Zam\Desktop\1mcGYjv82dw.jpg

 

Подготовила

заместитель заведующего по ВМР

Черкашина Е.В.

с. Мильково

2024 год

   

 К  задачам (компонентам) устной речи относится:

  1. Развитие (формирование словаря) - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Формирование грамматического строя речи  - морфология (изменение слов по родам, числам, падежам). Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений). Словообразование.
  3. Воспитание звуковой культуры речи - развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  4. Развитие связной речи - диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание, пересказ, составление рассказа).
  5. Подготовка детей к обучению грамоте - различение звука и слова, нахождение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), деление слова на слоги, знакомство с предложением.
  6. Приобщение (ознакомление) детей к художественной литературе - воспитание интереса к художественному слову.

В методике развития речи, можно выделить несколько групп методов.

  1. Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путём, чаще всего применяя изобразительные  средства, показ картин и фотографий, видеороликов.
  2. Словесные методы  в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям  художественные произведения, предусмотренные программой. Используется и более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому  во всех словесных  методах применяют наглядные приёмы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).
  3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. В детском саду практические методы чаще всего носят игровой характер: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Каждый метод  представляет собой совокупность  приёмов, служащих для  решения задач. Приём - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:  словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приёмы:

  • Речевой образец  - правильная, заранее отработанная  речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям чётко, громко, неторопливо.
  • Повторение - преднамеренное неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы)  с целю его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребёнком, совместное повторение  (воспитателя и ребёнка, или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в чётком руководстве хоровое повторение. Желательно перед хоровым повторением пояснить: «сказать всем вместе, четко, но не громко».
  • Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот приём в словарной работе.
  • Указания -  разъяснение детям, как надо действовать, как  достичь требуемого результата. Различают указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
  • Оценка детской речи  - развёрнутое мотивированное  суждение об ответе ребёнка, раскрывающее степень усвоения знаний  и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развёрнуто могут оцениваться  ответы лишь некоторых детей. Оценка даётся сразу  после ответа ребёнка, с тем,  чтобы её приняли во внимание  при ответе другие дети. Оценка чаще касается  положительных сторон  речи.  Если же  были отмечены  недостатки, можно предложить ребёнку «поучиться» - попытаться справить свой ответ.
  • Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные приёмы -  показ иллюстрации, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ артикуляции при произнесении звуков  и др.

В развитии речи дошкольников очень важны  игровые приёмы, и просто эмоциональность в применении некоторых  приёмов: интригующая интонация голоса в вопросе, озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций  повышает внимание и интерес детей  к деятельности.

По  из обучающей роли приёмы развития речи можно разделить на: прямые и косвенные. Примерами  прямых приёмов обучения являются: образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Косвенными приёмами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

В методике приёмы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приёмы обучения» используются и другие: «приёмы работы по развитию речи», «приёмы воспитания и правильной речи», «приёмы для решения речевой задачи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Родительское собрание на тему: «Развитие компонентов устной речи дошкольников».

Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.Задачи:1. Расширить знания родителей о рече...

Презентация "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"

--- "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"...

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности воспитатель: Строканова О.В....

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи, развитие фонематическогослуха, развитие связной речи - компоненты устной речи....

"Компоненты устной речи дошкольников"/консультация.

Материал будет полезен воспитателям. В консультации раскрывается методика развития речи дошкольников....