"Компоненты устной речи дошкольников"/брошюра.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал будет полезен молодым, начинающим воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_komponenty_ustnoy_rechi_doshkolnikov.docx | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
«Компоненты устной речи дошкольников»
Подготовила
заместитель заведующего по ВМР
Черкашина Е.В.
с. Мильково
2024 год
К задачам (компонентам) устной речи относится:
- Развитие (формирование словаря) - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Формирование грамматического строя речи - морфология (изменение слов по родам, числам, падежам). Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений). Словообразование.
- Воспитание звуковой культуры речи - развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Развитие связной речи - диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание, пересказ, составление рассказа).
- Подготовка детей к обучению грамоте - различение звука и слова, нахождение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), деление слова на слоги, знакомство с предложением.
- Приобщение (ознакомление) детей к художественной литературе - воспитание интереса к художественному слову.
В методике развития речи, можно выделить несколько групп методов.
- Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путём, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, видеороликов.
- Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используется и более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют наглядные приёмы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).
- Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. В детском саду практические методы чаще всего носят игровой характер: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Каждый метод представляет собой совокупность приёмов, служащих для решения задач. Приём - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на: словесные, наглядные, игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приёмы:
- Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям чётко, громко, неторопливо.
- Повторение - преднамеренное неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целю его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребёнком, совместное повторение (воспитателя и ребёнка, или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в чётком руководстве хоровое повторение. Желательно перед хоровым повторением пояснить: «сказать всем вместе, четко, но не громко».
- Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот приём в словарной работе.
- Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различают указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
- Оценка детской речи - развёрнутое мотивированное суждение об ответе ребёнка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развёрнуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Оценка даётся сразу после ответа ребёнка, с тем, чтобы её приняли во внимание при ответе другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребёнку «поучиться» - попытаться справить свой ответ.
- Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Наглядные приёмы - показ иллюстрации, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ артикуляции при произнесении звуков и др.
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приёмы, и просто эмоциональность в применении некоторых приёмов: интригующая интонация голоса в вопросе, озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание и интерес детей к деятельности.
По из обучающей роли приёмы развития речи можно разделить на: прямые и косвенные. Примерами прямых приёмов обучения являются: образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.
Косвенными приёмами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
В методике приёмы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приёмы обучения» используются и другие: «приёмы работы по развитию речи», «приёмы воспитания и правильной речи», «приёмы для решения речевой задачи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...
Родительское собрание на тему: «Развитие компонентов устной речи дошкольников».
Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.Задачи:1. Расширить знания родителей о рече...
Презентация "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"
--- "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"...
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности воспитатель: Строканова О.В....
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности
Словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи, развитие фонематическогослуха, развитие связной речи - компоненты устной речи....
Презентация "Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности"
Презентация к родительскому собранию...
"Компоненты устной речи дошкольников"/консультация.
Материал будет полезен воспитателям. В консультации раскрывается методика развития речи дошкольников....