Проект по развитию речи "Учимся говорить, играя" (вторая младшая группа)
проект по развитию речи (младшая группа)

Екатерина Александровна Кашина

развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Белочка» №36

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

 «Учимся говорить, играя»

Для детей второй младшей группы

Воспитатель: Кашина Екатерина Александровна

г. Ярославль, 2024

Проект по развитию речи «Учимся говорить, играя»

для детей второй младшей группы

Вид проекта: познавательно-речевой.

Продолжительность проекта: январь - май.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность:

Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.

Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.

Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.

Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.

Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.

Цель проекта:

Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей.

Задачи проекта:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

- развитие активной речи;

- формировать потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

- формировать способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

- формировать поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

- формировать умение понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Предполагаемый результат:

1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;

2. дети научатся самостоятельно играть в настольно- дидактические игры;

3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.

Этапы реализации проекта.

1. Организационно- подготовительный этап:

- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;

- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;

- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных

игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;

- создание предметно-развивающей среды по теме;

- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;

- создание «Центра развития речи» в группе;

- разработка итогового мероприятия .

2. Практический этап:

Образовательная область: «Речевое развитие.

Дидактические игры: - «Опиши предмет»

- «Расскажи мне»

-«Полезные прятки»

-«Чем похожи предметы, чем отличаются»

- «Назови предмет»

- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково»

Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»

- «Один-много»

- «Кто что ест»

-«Назови детенышей животных»

- «Что, где, когда»

-«Что нужно человеку»

- «Что с чем можно делать»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

-«Кому бы позвонить»

Хороводная игра: -«Заинька, походи…»

Русская народная игра: -«Зеркало»

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».

Артикуляционная гимнастика:

«Сытый хомячок» , « Улыбка»,

«Бублик» , «Белочка» ,

«Слоненок» и др.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».

Аппликация: «Консервируем фрукты», «Шарики катятся по дорожке», «Яблоки для ежат», «Листопад, листопад, листья желтые летят».

Лепка: «Оладушки», «Я в лесок пошел, я грибок нашел», «Витамины для ребят», «Баранки».

Театрализованная деятельность:

«Жили у бабуси», «Колобок»,

«Курочка Ряба»

Образовательная область: «Физическое развитие».

Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»

- «У медведя во бору»

- «Лохматый пес»

- «Огуречик»

Пальчиковая гимнастика:

« Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» , «Моторчик»,

«Черепашка»и др.

3. Заключительный этап.

1. Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 3-4 лет).

2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».

3. Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки «Колобок».

Работа с семьей по реализации проекта:

Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)

Беседа:- «Как развивать связную речь дома»

Литература.

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.

4. Интернет- источники.

Приложение.

1. Д/и «Опиши предмет»

Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).

Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.

2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)

Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

3. Д/и «Полезные прятки»

Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.

4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»

Цель: развивать речь и логическое мышление.

5. Д/и «Назови предмет»

Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.

6. Д/и «Составь рассказ по картинке»

Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.

7. Д/и «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).

8. Д/и «Большие и маленькие»

Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.

8. .Д/и «Один-много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.

9. Д/и «Кто что ест»

Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.

10. Д/и «Назови детенышей животных»

Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.

11. Д/и «Что, где, когда

Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:

- Где растут ветки? (На дереве)

- Где растут деревья? (В лесу)

Где растут листья? (На ветке)

Где живут рыбы? (В реке)

12. Д/и «Что нужно человеку»

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.

13. Д/и «Что с чем можно делать»

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.

14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.

Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?

Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.

15. Хороводная игра «Заинька, походи…»

Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.

Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).

16. Русская народная игра «Зеркало»

Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.

Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Сашенька (Оленька) покажет,

Будем дружно выполнять!.

17. Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

18. Д/и «Кому бы позвонить»

Цель: развивать речь; заложить основы этикета.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

19. П/и «Раздувайся пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).

Он летел, летел, летел

И на ветку налетел.

Пш-ш-ш, и лопнул!

(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.

20. П/и «У медведя во бору»

На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь не спит,

Все на нас рычит.

Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.

21. П/и «Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.

22. П/и «Огуречик»

В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают, ловишка их ловит.

23.Пальчиковая гимнастика

"Жил-был зайчик"

Жил-был зайчик –

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"

«Вышла курочка гулять»

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

«Ёжик»

Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

«Моторчик»

 Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

"Черепашка"

Черепашка,черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)

Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)

Черепашка, черепашка медленно ползёт,очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук,выпрямляем левую ладошку,а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).

Черепашка,черепашка в панцире живёт,высунет головку и обратно уберёт(те же движения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»

Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»

В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...

Проект по развитию речи для 2-ой младшей группы «К нам весна шагает»

Проект  по развитию речи для 2-ой младшей группы  «К нам весна шагает». Проект включает в себя наблюдения, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, работу с роди...

Проект Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».

laquo;НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬМИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ, А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ, ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН» СОКРАТ...