Проект "Сто рифмованных улыбок"
проект по развитию речи (старшая группа)

Светлана Анатольевна Кожевникова

Среднесрочный, творческий, коллективный проект, с участием родителей воспитанников старшей группы.

          Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sto_rifmovannyh_ulybok_.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №1 «Ромашка» г. Мирный Архангельская область.

ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ,

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

старшая группа «Букварики»

«Сто рифмованных улыбок…»

                                    Выполнили:

                                                                 Воспитатели: Кожевникова С.А.

                                                                                    Шошина В.Н.

Учитель – логопед Шитякова В.Н.

Г.Мирный

2021

Тема проекта «Сто рифмованных улыбок…»

Вид проекта: среднесрочный, творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников старшей группы.

Продолжительность проекта — 01.12. 2020г. – 29.01.2021г.

Участники проекта: дети старшей группы «Букварики», родители воспитанников, воспитатели логопедической группы, учитель - логопед.

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Актуальность.

Дошкольный возраст - период  интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество.
Далеко не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами:
1.Недостаточной  сформированностью  психических процессов: мышления,   восприятия, воображения.
2.Малым жизненным опытом.
3.Неразвитой языковой способностью.
Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам.
Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни. В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества -присказок. Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками.

Цель проекта.

Способствовать развитию словесного творчества у детей на основе стихотворной рифмы.

Задачи проекта:

  1. Образовательные: развитие связной речи детей, знакомство с рифмой.
  2. Развивающие: развитие познавательной активности, Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие общего звучания речи (темп, дикция, ритм, интонационную выразительность), развитие интереса к родному языку.
  3. Воспитательные: воспитание любви к чтению, воспитание коммуникативности дошкольников и умение работать в группе.

 

Планируемый результат проекта:

Дети и родители создадут мини-книжки собственных стихотворных рифм.

Для достижения цели проекта работа будет организована по трем направлениям, в каждом их которых будут определены дополнительные задачи:

1.Работа по организации предметно-развивающей среды.

2.Работа с родителями.

3.Работа с воспитанниками детского сада.

Методы реализации проекта.

Работа по организации предметно-развивающей среды.

Задача: организация предметно-развивающей среды, способствующей развитию связной речи и соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Работа с родителями:

1.Выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития связной монологической речи детей.

2.Провести ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по данной теме.

3.Организовать постоянное консультирование родителей.

4.Создать условия для активного участия родителей в проектной деятельности.

5.Оформить наглядную информацию по теме проекта. Для достижения общей цели проекта родители должны понимать необходимость проводимой работы и стать активными участниками процесса по развитию связной монологической речи своих детей.

6.Совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе.

7.Оформление консультаций «Читайте детям сказки. Учите пересказу», «Составляем описательные рассказы дома»,

8.Показ открытого мероприятия с детьми по развитию связной монологической речи в рамках «Дня открытых дверей».

Работа с детьми:

1.Изучить состояние связной монологической речи.

2.Создать эффективную речевую среду в группе, способствующую развитию монологической речи.

3.Обследование связной монологической речи.

4.Формирование каталога игр по развитию связной монологической речи.

5.Изготовление совместно с детьми дидактических игр по развитию связной монологической речи.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта:

- в группе будет создана эффективная система работы для качественного развития связной монологической речи детей,

- повысится уровень компетентности педагогов и родителей в области связной монологической речи,

- произойдет понимание и освоение структуры и содержания методики развития связной монологической речи,

 - у детей повысится уровень развития монологической речи,

- возрастет активность всех участников образовательного процесса в проектной деятельности.

Оценка качества реализации проекта.

Будут проанализированы условия организации предметно-развивающей среды.

Результаты работы с родителями будут определены методом опроса, изучением активности их участия в образовательных мероприятиях и проектировании. Так же анкетирование позволит определить уровень удовлетворенности родителей результатами данного проекта и их участием в его реализации.

С целью выявления уровня связной монологической речи, с детьми будут организованы беседы, проанализированы творческие рассказы детей, результаты итоговых тематических мероприятий, результаты проектной деятельности.

Практическая значимость результатов.

Прогнозируя результаты реализации проекта, можно предполагать об его эффективности в использовании работы с дошкольниками и организации взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития связной монологической речи детей. Реализация проекта позволит достичь позитивных результатов в развитии связной монологической речи в семьях воспитанников, значительно повысится уровень развития связной монологической речи детей, повысится компетентность всех участников образовательного процесса в вопросах связной монологической речи. Результаты реализации проекта.

Реализация проекта проходила на базе МКДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Ромашка», в логопедической группе «Букварики».

Реализация проекта осуществлялась по трём направлениям:

 1.Организация развивающей среды.

 2.Работа с родителями.

3.Работа с детьми.

На начальном этапе было проведено педагогическое наблюдение, в результате которого было отмечено, что дети допускают много ошибок при произнесении слов с двумя и тремя слогами (искажения, усечения), в построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте (потом, потом..., он смотрит, он пошел...). Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание, что, в конечном итоге, свидетельствует о слабом развитии связной речи у детей группы.

Во время совместной деятельности уделялось большое внимание заучиванию наизусть стихотворений, считалок, загадок, пословиц, поговорок. Педагогами учитывалась мимика, интонация, ритмичность. Так как заучивание является отличным методом тренировки памяти, то использовался метод наглядного моделирования (схемы и таблицы). При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повысился интерес, внимание, речевая активность. Очень были интересны для детей игры: «Объяснялки», во время которой дети учились составлять высказывания-рассуждения, используя сложноподчиненные предложения, «Я – рекламист», где в форме рекламного сообщения ребенок по рисункам рекламировал свой товар, при этом составляя подробный описательный рассказ и высказывая свое мнение о предмете. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при составлении пересказа, описания проводилась индивидуальная работа в вечернее время.

В группе были созданы благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности детей: широко использовались различные виды театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание художественной литературы, составление собственных моделей для описания, раскладывание в правильной последовательности серии сюжетных картинок и составления рассказов по ним. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию монологической речи работа проводилась как фронтально, так и с подгруппами детей. Также был составлен перспективный план по развитию монологической речи, по которому и велась коррекционная работа .

В непосредственно- образовательную деятельность по речевому развитию входило составление различных рассказов-описаний (о предмете или объекте, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картине, по пересказу (выборочный, краткий, без опоры на наглядность, с использованием моделирования, по рисунку и др.), творческого рассказывания (по аналогии, придумывание продолжения и завершения

рассказа, составление рассказа по опорным словам и на предложенную тему, составление рассказа по собственному рисунку).

 В рамках реализации проекта была организована целенаправленная работа с семьями воспитанников. Для родителей были организованы: анкетирование и беседы, индивидуальные консультации, мастер-классы, оформление информационных стендов, участие родителей в проектной деятельности и создании развивающей среды. Постоянное взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей, безусловно, дало положительные результаты. Родители стали больше внимания уделять культуре собственной речи и речевому развитию детей. Изменилось отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители сменили позицию созерцателя на позицию единомышленника и активного помощника в работе по развитию речи детей и создании развивающей среды. В результате реализации проекта педагогами группы была изучена научная и методическая литература, систематизированы знания по развитию связной монологической речи старших дошкольников. Опыт работы был обобщен и представлен в виде презентации  в мае 2019 года.

Хотелось бы отметить следующие достижения:

Повысился уровень развития связной монологической речи детей.

Предложения стали более распространенными.

В речи детей стали преобладать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речь детей стала более образной.

Улучшилась психологическая обстановка в группе, дети более дружелюбны и внимательны (к взрослым и друг другу).

Повысилась компетентность родителей в вопросах связной монологической речи детей.

Повысился интерес к участию в проектной деятельности и словотворчеству.

Использовались новые, эффективные формы сотрудничества.

Анализируя результаты данного проекта, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности использования представленной системы работы в профессиональной деятельности педагога.

Продукт проекта.

Создать мини- книжки  собственных рифм.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап.

-Диагностика уровня знаний и умений детей посредствам беседы по сказкам.

-Анкетирование родителей теме: «Развиваем у детей связную речь».

-Обозначение родителям существующей проблемы по теме проекта.

-Знакомство родителей с проектом.

-Подбор литературы, оборудования.

-Разработка конспектов, пособий.

-Совместное участие в обогащении развивающей среды. Сбор и оформление наглядного материала.

Основной этап.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВС ДЕТЬМИ

1.Беседа «Наши правила». Составление правил нашей группы.

Задачи:

-Закреплять навыки построения простого предложения.

-Формировать в детях понимание необходимости соблюдения правил поведения и взаимоотношений в группе.

 -Закрелять у детей навыки ведения переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.

-Развивать коммуникативные способности.

2. Праздник наших мам.

Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин день».

Задачи:

-Формировать навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на план-схему.

-Упражнять в образовании прилагательных.

 

3.Весна.

Составление описательного рассказа «Весна наступила».

Задачи:

-Формировать знания по составлению рассказа с опорой на предметные картинки.

-Упражнять в распространении предложений определениями.

4. Дикие животные.

Пересказ сказки «Три медведя» по серии картинок

Задачи:

-Формировать умение пересказывать сказку по серии картин.

-Развивать логическое мышление.

-Распространять предложения путем введения определений.

5. Перелетные птицы.

1)Пересказ рассказа «Ласточка».

Задачи:

-Формировать умение пересказывать с опорой на схему.

- Формировать знания составления сложносочиненных предложений.

2) Конкурс чтецов к празднику «День птиц».

Цель: Продолжать учить детей выразительно читать стихи, составлять интересные, логичные, описательные рассказы  про птиц.

Задачи:

-расширять представления о перелетных и зимующих птицах, их образе жизни , о связи с окружающей средой;

- воспитывать эмоционально –положительное отношение к птицам  и любовь к природе;

-развивать речевую активность детей;

-активизировать словарь дошкольников по теме «Птицы».

6.Семья.

Составление рассказа по серии картинок «Бабушкин шарф».

Задачи:

-Формировать навыки составления рассказа по серии картинок.

-Активизировать словарь по теме..

7.Наш город.

1).Составление рассказа по сюжетной картине «Наш город».

Задачи:

-Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

-Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

 2).Составление рассказа по серии картинок «На улице».

Задачи:

-Формировать навыки составления рассказа по серии картинок.

-Развивать логическое мышление

8. Космос .

Составление рассказа по своему рисунку «Полет в космос».

Задачи:

-Продолжать учить детей строить фразу из 4-6 слов .

-Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения

- Продолжать развивать речевую активность детей;

-Активизировать словарь дошкольников по теме «Космос».

9. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

10.Разучивание присказок, поговорок, пословиц.

11. Инсценировки, драматизации прочитанных произведений. Создание атрибутов для игр – драматизаций.

12.Игры-фантазирования по книжкам –малышкам «Дело было так….».

13.Загадки о героях прочитанных произведений.

14.Посещение спектаклей.

15.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Совместное сочинение сказок.

16.Продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, летка картинок сказок с помощью тестопластики).

17.Презентация своей книжки-малышки каждым ребенком с родителем на заседании детско-родительского клуба «Содружество».

Заключительный этап. 

1.Выставка детских работ «Придумай сказку».

2.Изготовление изготовление книжек-малышек «Дело было так….» родителями и детьми.

3. Презентация проекта в форме представления своей книжки-малышки каждым ребенком с родителем на заседании детско-родительского клуба «Содружество».

Список литературы:

1М.М.Алексеева , Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников», М.Академия, 2000.

2.Ельцова О.М, Горбачевская Н.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.

3.Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2004.

4.М.Андрепасова «Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению» (Дошкольное воспитание,2007,№3)

 5.В.Д.Прокопьева «Учимся сочинять стихи и загадки», Ростов н/Д : Феникс, 2011.

 6.Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г.

7. Г.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М. Просвещение , 1988.

8.Г.А. Туманова, Ф.А.Сохина «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», М. Просвещение , 1991.

 9.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2002.

10.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 1984

Приложение.

Комплекс игровых заданий и упражнений из серии

«Подбери рифму»

  1. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, а затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так                               моток – каток – поток

Ток – тук – так                                 батон – бутон – бетон

Бык – бак – бок                               будка – дудка – утка

Дам – дом – дым                            нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном                           клетка – плётка – плёнка

  1. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – буфет – букет – буфет

Дудка – будка – будка – будка

  1. Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак – так – бак – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

  1. Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

  1. Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на УШКО, Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, НЕ ВЕРЬ – От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой ДОРОГОЙ! Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже СТОЛ, Поздним вечером … (сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две СЕСТРИЧКИ, Отыскали где-то … (спички, щётку, ножик)

Опустела МОСТОВАЯ, И уехали … (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка МЫШКЕ: - До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный ПЁС, У него в чернилах … (лапа, шея, нос)

В выходной пошли КУДА-ТО, Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит ДАТЬ, Краски, карандаш, … (ручку, тетрадь, книгу)

  1. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте не ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки, Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!» - Отвечает … (грузовик)

Мы собрали васильки, На головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи … (туч)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша … (кошка)

  1. Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …

На крючок в реке попал? … Может всё, хоть ростом мал?

(Слова для постановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачку дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - … Зеленеет на окне …

Волейбольная висит … Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Я опять задачу дам – всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот? … Детям мамочка плетёт? …

С гор спускается, течёт? … Что за скользкий, ровный лёд?

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

  1. Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

фантик – бантик, лифт – банан, манка – банка, кабина – фонтан, винт – бинт, кошка – мошка, крупа – молоко, коса – ковёр.

  1. Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно:

палка – селёдка и палка – скакалка; мышка – шишка и мышка – кошка; гном – дом и гном – дам; моряк – казак и моряк – Марина; качели – лимонад и качели – карусели.

  1. Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:

Не случайно у сестрички, С фантиками (бантиками) две косички.

Пёс Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный зуб (суп).

Испугалась, плачет внучка – Укусила её ручка (Жучка).

  1. Рифмобол.

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка …

  1. Рифма – помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:

Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ)

На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ)

Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)

По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день, В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК)

На себе везёт непрытко, Домик собственный … (УЛИТКА)

  1. Рифма – обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)

  1. Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:

Топор, шар. Топоры – шары.

Банка, танк. Банки – танки.

Флаг, утюг. Флажок – утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка.

«Загадки-рифмовки»

Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они не только будят фантазию и воображение, но помогают получить первые представления о рифме. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.

 

  • Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
  • У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
  • В реке большая драка: поссорились два… (рака)
  • Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
  • Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
  • Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)
  • Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
  • Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)

  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, 
    Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) 
  • "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – 
    И покраснела… (божья коровка) 
  • Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней) 
  • Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: 
    Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) 
  • Злая, как волчица. Жжется, как горчица! 
    Что это за диво? Это же… (крапива) 
  • В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: 
    Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)

 

«Загадки-обманки»

После того, как малыш будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что по- труднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

 

  • С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна) 
  • Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья) 
  • Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка) 
  • Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин) 
  • В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка) 
  • Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь) 
  • Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка) 
  • На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух) 
  • В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк) 
  • Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: 
    ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин) 
  • По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел) 
  • Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь) 
  • По горной круче проходил обросший шерстью …крокодил (козёл)
  • Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)
  • Под луною песню петь сел на веточку…медведь (соловей)
  • Фрукты хоботом берёт толстокожий …бегемот (слон)
  • К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поёт
    Старательная…муха (пчела) и собирает мёд.
  • Клубком свернулся – ну-ка тронь! Со всех сторон колючий…конь (ёж)
  • Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул…слон (кенгурёнок)
  • Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей…петух (лев).

Игра «Доскажи слово»

Цель: упражнение детей в изменении глагола по родам.

Маша в гости к нам …(пришла).

Нас с тобой она…(нашла).

Петя в гости к нам …(пришел).

Нас с тобой он здесь… (нашел).

Счастье в гости к нам…(пришло).

Нас с тобой оно…(нашло).

Цель: упражнение детей в согласовании существительных с числительными.

меня есть два банана. Любит есть их обезьяна.

меня в большой корзинке, Есть две маленьких малинки.

тебя банана…(два).

морковка лишь…(одна). У тебя малинки…(две). Одна тебе, другая мне.

Возле дома во дворе

Друга два, подружек…(две).

Ну а солнышко…(одно).

Светит ярко нам в окно.

Сколько булочек в корзинке? …(две).

конфет в руке у Зинки?

..(две). Сколько на столе бананов? …(два).

бутылок лимонада? …(две).

Ну, а сколько здесь печенья? …(два).

Сколько банок здесь варенья? … (две).

Сколько плиток шоколада? …(две).

в коробке мармелада?... (два).

котлет на блюде этом? …(две). Книг написанных поэтом? …(две). Сколько глаз у тети Розы? …(два). Сколько веточек мимозы? …(две)

Сколько мальчиков у нас?…(два).

Сколько девочек у на?…(две).

Сколько зайцев здесь у нас?…(два).

зайчих у нас здесь ?…(две). Сколько козликов у нас? …(два). Сколько белочек у нас?… (две). И барашков тоже?….(два).

И овечек тоже ?…(две).

Ну, а сколько поросят? …(двое).

А, вот, сколько здесь котят? …(двое).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении приставок.

Мы с тобой подпрыгнем.

Через ямку …(перепрыгнем).

На скамеечку…( запрыгнем).

Из коробки…(выпрыгнем).

Мы с тобой пойдем,

  • это здание…(войдем). И за линию …(зайдем).
  • обуви…(пройдем).

Мы быстро побежим

  • за дом мы …(забежим). Мы к забору…( подбежим).

  • от Коли …(убежим).

Мы конфеты принесли.

Через стол…(перенесли).

Из столовой …(вынесли).

И от вас их …(унесли).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении окончаний имен существительных во мн. числе.

Адрес – (адреса).

Чудо - … (чудеса).

Берег -…(берега).

Вечер - …(вечера).

Поезд - …(поезда).

Провод - …(провода).

Сторож - …(сторожа).

Доктор - …(доктора).

Цель: правильное использование предлогов.

Вот идет гном

Он зашел …(в дом).

Ресничками моргнул

  • сел он …(на стул). Посмотрел кругом, А кошка … (под столом). Крикнул он «Кис-кис!», А кошка … (на карниз). Птица тут одна Летала … (у окна).

  • она потом

Залетела … (в дом).

Рассердила гнома,

Выгнал он ее … (из дома).

Гном ушел спать

  • лег он … (на кровать). А где же его кошка?

Спит рядом … (у окошка).

Чем хороши рифмовки? Рифмовки, в частности «Доскажи слово», - это игра. Лексико-грамматическое оформление речи или автоматизация произнесения звуков речи без игры весьма скучна для ребенка. А игровая рифмовка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к игровым упражнениям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.

Игры.

Игра «Доскажи словечко»

Вариант. (Используется на начальных этапах знакомства детей с рифмовкой.) Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он старается, добиваясь

рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишье во всех трех вариантах.

Вариант.

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, по смыслу назвать последнее слово без вариантов сразу.

Носит кто большущий рог

Ну, конечно, ... (носорог, бульдог, бегемот)

Тара-тара-тара-рам

Так звучит наш ... (барабан, гармонь, скрипка)

Круглый,. сладенький на вкус

Наш зелененький ... (яблоко, арбуз, киви)

Нет прекрасней красоты

Чем садовые ... (бабочки ,цветы, лейки).

Кто слонихе шлет поклон?

Ну, конечно, это ... (дельфин, слон, белка)

Грациозно по дорожке

Ходит ласковая ... (кошка, обезьяна, крокодил)

Столько слез и столько мук,

Когда мама чистит ... (картофель, морковь, лук)

У коровы есть ребенок

Это маленький ... (теленок, поросенок, зайчонок)

В небеса она стремится

Ну, конечно, это ... (Бабочка, шарик, птица)

Вся в иголках тихо-тихо

Под кустом сидит... (ежиха, лиса, заяц)

Веселится детвора

Значит началась ...(викторина, праздник, игра)

Полевой цветок -

Голубой... (василек).

Жужжит, мешает слуху

Назойливая... (муха).

Мед приносит всем она,

То работница... (пчела).

Ночью светит всем она –

Это желтая... (луна).

Завтра будет день опять,

Будем мы с тобой ...(гулять).

  • облаков привет нам шлет Пассажирский... (самолет). Падают на травку капли, По болоту ходит... (цапля). Я сижу на лавочке, Вокруг порхают ...(бабочки). Роет землю мужичок - Это длинный... (червячок).

Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка, способствует формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в короткий срок.

Фонематические рифмовки

Фонематические рифмовки – это система тренировочных упражнений в стихотворной форме, позволяющая значительно активизировать речевую деятельность ребенка, направленная на автоматизацию произносительных навыков отдельных звуков, слов речи.

Цели использования фонематических рифмовок:

  • развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;
  • активизация лексико-грамматической структуры устной речи;
  • автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов в речи;

  • работа над просодической стороной речи (темп, ритм, паузы, дыхание, интонирование, ударение);
  • выражение эмоций и развитие творческих способностей.

Фонетические рифмовки могут сочетаться с фонетической ритмикой и движениями в ходе произношения слогов, словосочетаний и специальных двустиший, четверостиший, для обработки произношения тех или иных звуков.

Игра "Веселые стихи»

Цель данных рифмовок: провести коррекцию речи, а именно автоматизацию уже поставленных звуков, в доступной для детей форме – игре.

1-ый вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

-Все идут, (ут-ут-ут)

поют. (ют-ют-ют)

А сейчас (час-час-час) Только час. (час-час-час) Красота. (та-та-та) Чистота. (та-та-та)

Мы пошли (ли-ли-ли)

  • нашли. (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин) Мандарин. (ин-ин-ин) Хорошо (шо-шо-шо)

  • смешно. (но-но-но) Мы пришли (ли-ли-ли) Принесли (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин)

Мандарин. (ин-ин-ин)

2-ой вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети два раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

ВЕСНА

Ручеек журчит, бежит, (ит-ит).

Солнышко сюда спешит, (ит-ит)

Скоро соловей споет - (ет-ет)

Это к нам весна идет (ет-ет).

ЛЕТО

Распахнули мы окно (но-но).

Лето рыжее вошло (ло-ло)

Разноцветным стал лужок (ок-ок)

Загорает мой дружок (ок-ок)

ЗИМА

Все кругом белым-бело. (ло-ло)

Много снега намело. (ло-ло)

  • валеночках я иду (ду-ду) По холодному по лду. (ду-ду)

ОСЕНЬ Падают листочки, (ки-ки)

Вянут все цветочки. (ки-ки) Осень к нам пришла. (ла-ла) Дождик принесла. (ла-ла)

3-ий вариант

Воспитатель зачитывает незаконченную рифмовку. Ребенок старается, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. Далее, когда дети выучат рифмовку, один ребенок (по усмотрению воспитателя) может читать, а остальные договаривать слово.

Например, рифмовки на автоматизацию звука «Ж»

Цель: автоматизация звука «ж»

Зажужжал и сел на сук

Ранним утром майский …(жук).

Не заставил долго ждать,

Стал он песенку … (жужжать).

Несет блюдо, вилки, нож

К ужину колючий еж.

За столом ждут медвежата

И колючие … (ежата).

Медвежонок неуклюжий

Не проходит мимо … (лужи).

Танец на воде он свой закружит

Лапой топает по … (луже).

Сидя в луже, ест он грушу.

Любит мишка чудо- …(лужу).

Игра: «Лишнее слово по звучанию».

Цель: развитие фонематического слуха.

Сначала рекомендуется упражнять детей, используя легкие варианты, затем – сложные.

Легкие варианты:

Высоко, глубоко, молоко, хорошо;

Цветок, мотылек, теремок, бегемотик;

Держу, сижу дружу, хочу ;

Сторожа, ежа, ужа, игла.

Сложные варианты:

Высоко, глубоко, хорошо, молоко;

Цветок, мотылек, бегемотик, теремок;

Хочу, держу, сижу дружу;

Сторожа, ежа, игла, ужа.

Далее я называю слоги, на которые дети сочиняли рифмовки.

Например, заданный слог «-ко».

Ко-ко-ко, по утрам пьем молоко;

Ко-ко-ко, в нашей речке глубоко;

Ко-ко-ко, по утрам пьем молоко;

Ко-ко-ко, светит солнце высоко.

Например, заданный слог «-ок».

Ок-ок-ок, катится к нам колобок;

Ок-ок-ок, у нас дома есть цветок;

Ок-ок-ок, стоит в поле теремок;

Ок-ок-ок, там летает мотылек.

Например, заданный слог «-жу».

Жу-жу-жу, я в руках цветы держу;

Жу-жу-жу, я в окошечко гляжу;

Жу-жу-жу, я секрет вам не скажу;

Жу-жу-жу, свой рисунок покажу.

Например, заданный слог «-жа».

Жа-жа-жа, я в лесу нашла ежа;

Жа-жа-жа, не боимся мы ужа;

Жа-жа-жа, ходят ночью сторожа;

Жа-жа-жа, сладкого бы мне коржа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рифмованные правила по безопасности детей в быту.

Восприятие жизненно важных правил безопасности вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко ...

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

Рифмование как способ подачи образовательного материала

Статья о применении кратких стихов, рифмовок на занятиях с дошкольниками....

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

"Составление дошкольниками рифмованых текстов"

Консультация для педагогов и родителей...

Буклет для родителей "Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов"

Развитая связная речь - одно из условий успешного обучения ребенка в школе....