Картотека игр для развития речи воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием театрализации
картотека по развитию речи (старшая группа)

Евсегнеева Наталья Анатольевна

Картотека развивает способность понимать собеседника, знакомит детей с понятиями «мимика», «жест», создаёт эмоционально  благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_s_ispolzovaniem_teatralizatsii.docx144.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ города

Новосибирска «детский сад № 353 «Солнышко»

 

 

 

 

Картотека игр для развития речи воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием театрализации 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель Евсегнеева Н.А.

 

 

 

Новосибирск 2023

 

 

 

Задачи: 

  • Развивать способность понимать собеседника;
  • Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест»;

-Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов;

-Создать         эмоционально         благоприятную         атмосферу         для         дружеских взаимоотношений.

Ход:

  • Игра «Назови ласково соседа».
  • Вопросы к детям.
  • Творческое задание.
  • Пантомимические загадки и упражнения.

Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково» (дети, произнося ласково имя сидящего рядом, передают по кругу мяч или шарик).

Вопросы к детям: 

Как вы узнаете друг друга? (По лицу, голосу, одежде, прическе и т.д.)

Как артист изменяет свою внешность для того, чтобы сыграть роль? (Гримируется, наряжается в костюмы и т.д.)

Далее воспитатель предлагает детям пофантазировать, какими бы они хотели видеть себя, если бы в сказке пришлось играть принцессу, Кота в сапогах, охотника, Золушку, Карабаса-Барабаса и др. Дети вместе с педагогом отмечают самый фантастический костюм. Воспитатель хвалит детей за старание.

Педагог рассказывает детям, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Детям разъясняется, что мимика — это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека; жест — движения рук, тела, головы. Затем детям предлагается с помощью мимики изобразить различное настроение, а с помощью жестов что-то, сообщить — например, «иди сюда», «нельзя», «до свидания», «здравствуй» и т.д.

 

Проводится игра «Догадайся, кто я». Водящий ребенок изображает коголибо или что-либо (деда, бабку, животных, какой-либо предмет, растение и др.) с помощью мимики, жестов, а остальные дети отгадывают, что он задумал.

После этого педагог читает детям два стихотворения:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе —

Короля покусали мухи.

* * *

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон — Убежали мыши вон.

Детям предлагается изобразить с помощью мимики и жестов услышанные стихи.

После этого воспитатель еще раз читает каждое стихотворение, а дети с помощью мимики (недовольное лицо короля: нахмуренные брови, сердитый взгляд и т.д.) и жестов (размахивание руками, качание головой, топанье ногами и т.д.) изображают героев.

В заключение педагог хвалит детей за наиболее выразительные находки.

Звучит музыка, и дети покидают зал.

 

 

 

 

Тема 3.  «Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?» Цель: 

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». Содержание: 

  1. Игра «Театральная разминка».
  2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»: Раз, два, три, четыре, пять — Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная». Сказки любите читать?

Артистами хотите стать? Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, Попробуйте его показать.

Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас... А теперь пора пришла Общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

Подошла к концу разминка...

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

В сказку приглашаю вас.

Воспитатель предлагает детям объединиться в группы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержанием». Побуждает детей придумать, о чем могут говорить дед и баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т.д., самостоятельно найти выразительные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом»

Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки), разыгрывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант.

По окончании занятия педагог поощряет детей за артистизм, и под спокойную музыку дети уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Знакомство со сказкой «Теремок» В. Бианки

в старшей группе

 

 

 

Задачи: 

  • Развивать фантазию.
  • Совершенствовать выразительность движений.
  • Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

Ход: 

  • Игра-загадка «Узнай, кто это?»
  • Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».
  • Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

Педагог встречает детей под веселую музыку и предлагает игру «Узнай, кто это?». Перед игрой дети вместе с воспитателем вспоминают о том, как на прошлом занятии они изображали различных персонажей с помощью выразительных движений пальцев рук.

В процессе игры дети изображают с помощью выразительных движений пальцев рук любое животное или предмет. Дети-зрители отгадывают, кто или что это.

После этого звучит музыка, настраивающая детей на слушание сказки:

За ступенькою ступенька —Будет лесенка, Слово к слову ставь складненько —Будет песенка, А колечко на колечко —Будет вязочка.

Сядем рядышком тесненько Слушать сказочку. Сказка эта — «Теремок», Знаете ее? — Молчок.

Теремочек расписной,

Он не тот, что был, другой!

В дереве тот домик был,

Очень многим он служил.

Педагог читает детям сказку В. Бианки «Теремок». После этого звучит спокойная музыка, и воспитатель предлагает детям пофантазировать, каким они видят лес, в котором рос дуб. Далее предлагает закрыть глаза, мысленно перенестись в лес, представить кустарники, деревья, травы, цветы и т.д.; пообщаться с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо ветерку, прислушаться к лесным звукам. Дети делятся впечатлениями от «разговора с лесом».

Педагог предлагает представить, как разговаривают листья на деревьях (тихо шелестят, когда ветерок маленький; громко шумят, когда сильный; едва трепещут, если безветренно).

Затем проводится игра-имитация. Один ребенок исполняет роль ветра, остальные дети — деревья с листочками, которые колышутся в зависимости от того, насколько сильно дует ветер.

По окончании игры воспитатель поощряет детей за интересные варианты, выразительность в передаче образа. Звучит музыка, и дети уходят.

Тема 4. «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно» Цель:

  1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к новому произведения.
  2. Учить понятию, логично отвечать на вопросы по содержанию произведения.
  3. Закреплять представление о повадках животных в игре доскажи словечко.
  4. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.
  5. Совершенствовать интонационную выразительность.

Содержание:Погружение в сказочную атмосферу и беседа по содержанию сказки Под музыку, которая звучала на прошлом занятии дети входят в группу. 

-Ребята, догадайтесь пожалуйста, в гости к какой сказке мы сегодня пришли?

 

-Подскажите мне, кто написал эту сказку?

 

-Правильно, Виталий Евгеньевич Бианки, он очень любил писать о природе и о животных с повадками которых он был очень хорошо знаком.

-Давайте вспомним?

-Как появился теремок?

-Каких птиц из сказки вы запомнили?

-Каких зверей?

-Насекомых?

-Кто сначал жил в теремке? Какое прозвище он носил?

Мы         пришли         в         гости         к         сказке

«Теремок» Писатель В.Бианки.

       

 

 

В старом дубе дятел выдолбил дупло.

 

Скворец, дятел, сыч

Белка, куница, медведь.

-Затем?

 

-Затем?

 

-Кто же следующий?

 

 

- А за ней?

 

-Кто же следующим занял теремок?

 

-Кто же появился последним?

 

-Чем закончилась сказка?

 

 

-На какую сказку она похожа?

 

-Что общего у этих сказок?

   

 

-Чем отличаются эти сказки?

 

Пчелы

Дятел

 

Скворец-первый в роще певец.

Сыч- попадешь к нему в гости не хнычь.

 

Белка- по веткам скакалка, по дуплам сиделка.

 

Куница-всех малых зверей убийца.

 

Пчелиный рой- друг за дружку горой.

 

Мишка- вашему теремку крышка.

 

Медведь полез за медом и разломал старый дуб.

 

Сказка похожа на р.н.с.

 

В обеих сказках говорится про теремок в котором живут дикие звери и в конце сказки теремок ломается медведем.

 

В р.н.с. «Теремок» все звери живут дружно, а в сказке «Теремок»

 

 

В.Бианки все звери другие и по очереди выгоняют друг друга из дома.

 

Динамическая пауза  

Зайцы утром рано встали,

Весело играли

 

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

 

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

 

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

 

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

 

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

 

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

 

Прыжки на месте.

 

 

Ходьба на месте.

 

 

Потягивание - руки вперед.

 

 

Прыжки на месте.

 

 

Бег на месте.

 

 

Ходьба на месте.

 

 

Потягивание- руки вверх.

 

Тяжело вздыхает,

Глубокие вдох и выдох.

 

Игра «Доскажи словечко» и характеристика персонажей сказки.  

-Подскажите мне ответ, знаете его иль нет?

Он на ветке все сидит,  

Клювом крепким он кору долбит,

Всех жуков достать хотел

Кто же это...

 

Любит ягоды, орешки,

Прыгает ловко с ветки на ветку

Подскажите кто это...

 

Неуклюжий, косолапый,

Может громко он реветь,

Спит в берлоге,

Лижит лапу

Это бурый наш ...

 

Что за птица,

Клюв крючком,

Видит ночью как днем. Каждый шорох ночью слышит

И охотится на мышек...

Дятел

       

Белка

   

Медведь

 

 

 

 

 

 

Сыч, сова  

- Опишите мне ребята, дятел любит трудиться, как мы можем о нем сказать, какой он?

 

-Сыч выгнавший скворца, злой, как о нем можно сказать, какой он?

 

-Скворец- много натаскал всего в гнездо, обустроил его, какой он?

 

-Белка - тоже дупло обустроила, хлопотала, как мы о ней скажем?

 

-Страшная куница, гроза маленьких зверей, кто она?

 

-Пчелка целыми днями работает, кто она?

 

-А медведь, какой  он?

Дятел - трудолюбивый

 

 

Сыч - злобный, злой

 

 

Скворец- хозяйственный

 

Белка-хлопотунья.

 

 

Куница-хищница.

 

 

Пчелка-труженица.

 

 

Несговорчивый, нетерпеливый.

     

Тема 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил Цель: 

  1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
  2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. Содержание: 
  1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.
  2. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

Звучит уже знакомая музыка, которая настраивает детей на встречу со сказкой В. Бианки «Теремок», воспитатель предлагает, по желанию, выразительно рассказать эту сказку (чтобы охватить как можно больше детей, пересказ идет по частям).

Затем детям предлагается, проявив творчество и фантазию, изобразить дуб с дуплом (индивидуально или небольшими группами).

Дети в парах работают над выразительностью образов героев, ведя диалог скворца и сыча, сыча и белки, белки и куницы и т.д. Педагог наблюдает за детьми и помогает при необходимости.

По окончании занятия воспитатель хвалит детей за старание, и они уходят под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Тема 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

  1. Учить узнавать героя по характерным признакам.
  2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения. Содержание: 
  1. Игра «Угадай героя».
  2. Драматизация сказки.

Воспитатель встречает детей знакомой им музыкой, приглашая вновь встретиться с чудесной сказкой В. Бианки «Теремок».

Проводит игру «Угадай героя сказки» (водящий описывает любого героя из сказки, а дети, по его описанию, догадываются, о ком идет речь).

После этого воспитатель предлагает детям проявить свои способности и показать сказку В. Бианки «Теремок», нацеливая их на то, что героев много и участвовать могут все (по желанию). Предлагает самостоятельно распределить роли (педагог может играть вместе с детьми), Далее воспитатель и дети определяют игровое пространство. Проводится драматизация сказки (воспитатель при необходимости помогает детям).

По окончании занятия педагог хвалит детей за исполнительское умение и творчество словами:

Все артистами сегодня побывали, Сказку «Теремок» мы показали. Все старались, были молодцы,

Похлопаем друг другу от души!

Звучит музыка, дети прощаются со сказкой.

 

 

     

   

Тема 3. Учимся говорить по-разному

  1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи,
  2. Развивать интонационный строй речи у детей.
  3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
  4. Развивать коммуникативные способности. Содержание: 
  1. Вводная беседа.
  2. Введение. Объяснение понятия «интонация».
  3. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

Педагог встречает детей, используя слова-приветствия, эмоционально акцентируя их. Проводит вводную беседу, направленную на осознание того, как важно говорить эмоционально, передавая в речи не только содержание, но и чувства. Вопросы к детям: 

Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно говорить, общаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, умение понять другого, мягкое прикосновение, жесты, ласковый взгляд, добрый голос.)

Можем ли мы все эти средства назвать волшебными, необыкновенными?

Почему?

Далее дети вместе с педагогом приходят к выводу, что большое значение в общении имеет, каким голосом мы говорим. Вводит понятие об интонации (интонация — повышение и понижение голоса; произношение, выражающее наши чувства).

Далее проводится ряд интонационных упражнений.

Детям предлагается по очереди повторить слова, фразы с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом).

Педагог напоминает стихи А. Барто «Наша Таня», «Бычок», «Зайка» и др., а дети, рассказывая их, интонируют каждое слово, выражая свои чувства.

Детям предлагается найти нужную интонацию и успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть, и т.д. (Ролевое проигрывание ситуаций.)

В конце занятия педагог вместе с детьми повторяет, что такое интонация, и под спокойную музыку дети уходят.

 

 

 

 

Тема 4. Учимся четко говорить

  1. С помощью сказки развивать фантазию детей.
  2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Содержание: 
  1. Погружение в сказочную ситуацию.
  2. Введение понятия «скороговорка».
  3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».
  4. Физкультминутка «Буратино».
  5. Обобщение.

Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает их и рассказывает сон: «Ко мне прилетела птичка. Она была необыкновенная, и звали ее удивительно — Говорун. Птичка разговаривала со мной, и я ее понимала, наверное, от того, что это был сон. Проснувшись, я не могла вспомнить, как эта птичка выглядела. Может, вы мне поможете? Как, повашему, могла выглядеть сказочная птица Говорун (выслушивает детей, соглашаясь с ними, рисуя словесный сказочный портрет птицы).

Далее воспитатель предлагает детям подумать, почему птица зовется Говорун. Выслушав версии детей, обобщает, что птица не просто говорила, а говорила быстро, четко, понятно, что даже она — человек — понимала ее.

Далее сообщает детям, что птица Говорун рассказывала скороговорки. Вводит понятие «скороговорка» (можно предложить детям подумать, что такое скороговорка). Обобщает, что скороговорку придумали для того, чтобы не только скоро, быстро говорить, но и четко, понятно, как птица Говорун.

Далее читает детям скороговорку:

Мед медведь в лесу нашел.

Мало меду, много пчел.

Предлагается игра «Едем на паровозике», Дети садятся на «паровозик» (имитация руками) и медленно повторяют скороговорку несколько раз, заучивая ее таким образом» Затем «колеса крутятся» быстрее, темп скороговорки увеличивается. Игра повторяется 2—3 раза, пока дети не научатся проговаривать скороговорку быстро и четко.

Затем педагог рассказывает детям, как она во сне играла с птицей Говоруном. Предлагает ребятам поиграть в игру «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук, Наклониться надо, друг!

После нескольких проигрываний дети по просьбе педагога еще раз обобщают, что такое скороговорка, для чего она нужна, вспоминая, какую скороговорку выучили.

Воспитатель благодарит детей за старание и предлагает научиться говорить другие скороговорки так же быстро и четко, как сказочная птица Говорун.

 

Тема 1. Раз, два, три, четыре, пять — стихи мы будем сочинять Цель:

  1. Уточнить понятие «скороговорка».
  2. Развивать у детей дикцию,
  3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».
  4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
  5. Учить работать вместе, сообща, дружно. Содержание:
  1. Повторение понятия «скороговорка».
  2. Игра «Едем на поезде».
  3. Введение понятия «рифма».
  4. Дидактическая игра «Придумай рифму».
  5. Физкультминутка.
  6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Педагог встречает детей скороговоркой: Рада вас, друзья, встречать, В своем зале развлекать. Наши встречи хороши, Веселимся от души!

Дети вместе с педагогом вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Далее они, по желанию, произносят любые скороговорки, (Если дети к этому не готовы, можно использовать игру «Едем на поезде» и выучить любую другую скороговорку.)

Затем педагог рассказывает детям, что птица Говорун ночью во сне опять прилетала к ней. Они сочиняли стихи. Читает стишок, который получился у них:

Погляди — павлин какой — Хвост, как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом — Прослывешь большим глупцом!

(Если детям непонятно, кто такой павлин, показать его на иллюстрации.)

Далее воспитатель говорит о том, что для того, чтобы стихи получилось складными, нужно к слову придумать рифму. Вводит понятие «рифма» — когда слова заканчиваются одинаково. Например: палка — скакалка, каша — Маша, воробей — ... (просит ребят самим придумать слово).

После этого дети находят рифму в стихотворении, придуманном педагогом и птицей Говорун (какой — расписной, хвостом — глупцом... ).

Проводится игра «Придумай рифму» (дети придумывают рифму к словам: друг (лук), дело (смело), ель (мель), жук (утюг), ворона (корона), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), зола (дала), свет (рассвет), нос (пес) и т.д.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру «Бабочка» (физкультминутка), которую показала птица Говорун.

Спал цветок и вдруг проснулся  

Голова опущена, руки

Больше спать не захотел.

на коленях, спина расслаблена.

Шевельнулся, покачнулся,

Плавное движение

Взвился вверх и полетел.

рук вверх, потягивание.

Солнце утром лишь проснется,

Маховые движения

Бабочка кружит и вьется.

руками, кружение.

Игра повторяется 2—3 раза.

В конце занятия воспитатель предлагает детям самим сочинить стихотворение, и если птица Говорун прилетит к ней еще раз во сне, то она обязательно прочтет ей это стихотворение,

(Например, можно взять такую строчку:«По тропинке во весь дух...»)

Педагог записывает стихотворение, которое получилось у детей, хвалит их за старание и вместе с ними приходит к выводу о том, что стихотворение получилось, потому что есть рифма.

Завершая занятие, педагог говорит детям, что будет ждать птицу Говорун, чтобы рассказать ей стихотворение, придуманное ребятами. Звучит музыка, дети уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем Цель: 

  1. Создать положительный эмоциональный настрой.
  2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.
  3. Закрепить понятие «рифма».
  4. Поощрять совместное стихосложение. Содержание: 
  1. Погружение в сказочную атмосферу.
  2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
  3. Физкультминутка.
  4. Придумывание рифмующихся слов.

Под веселый мотив педагог встречает детей и говорит о том, что птица Говорун прилетала вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое сочинили ребята. И птица Говорун сочинила еще одно стихотворение для детей:

На лугу поспела кашка,

Кашку ест корова Машка» Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет! Вопрос к детям: 

Какие слова в этом стихотворении рифмуются? (Кашка — Машка, обед — нет.)

Проводится игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов»:

палка, галка, скалка, свалка; нос, пес, воз; лук, тук, мук; салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т.д.

Затем проводится физкультминутка. Повторяются игры «Буратино» и «Бабочка» (см. предыдущие занятия).

Далее педагог говорит о том, что птица Говорун прислала детям веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти это слово-рифму.

Предлагает ребятам помочь птичке. (Стихи написаны на листе бумаги, педагог вписывает в них слово после того, как его придумывают дети.)

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой ... (мыли)

Каждый тут в лесу талант — И певец, и ... (музыкант)

Без работы, хоть убей,

Жить не может ... (муравей)

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для ... (нас)

Кто один имеет рог? Отгадайте! ... (носорог) Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — ... (осьминог) В реке большая драка:

Поссорились два ... (рака) Слон шагает по дороге Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост. У слона огромный ... (рост) Если будешь ты все знать,

То получишь в школе ... (пять)

Педагог благодарит детей за помощь. Вместе с детьми приходит к выводу, что помогает сочинять стихи рифма. Предлагает детям самим дома сочинить стихи и рассказать их затем всем ребятам. Звучит музыка, и дети уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Рассказываем про любимые игры и сказки Цель: 

  1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
  2. Учить связно и логично передавать мысли.
  3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
  4. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Содержание: 
  1. Вводная беседа.
  2. Рассказы детей по ассоциациям.
  3. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

Педагог встречает детей и предлагает рассказать о своих любимых играх так, чтобы другим было понятно, как в них играть, (Некоторые игры, по желанию детей, проигрываются» Педагог может предложить детям любую подвижную игру.)

Педагог и дети, беседуя, приходят к выводу, что игр много, причем кому-то нравятся одни игры, а кому-то совсем другие, так как каждый имеет свои интересы и предпочтения.

Затем педагог просит детей рассказать о своих любимых сказках, почему они им нравятся. Обобщает, что и сказки могут нравиться разные: у каждого свой вкус. Побуждает детей рассказать, какие интересы есть у каждого.

Рассуждая, чем хороши сказки, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что в сказки можно играть, их интересно слушать»

Далее воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Хвостатый хвастунишка», выражает надежду, что она понравится детям, они полюбят ее героев и захотят поиграть в нее.

Вопросы к детям:

Какой был петушок в сказке? (Хвастливый, гордый.)

Какими средствами выразительности можем мы это передать? (Голосом, мимикой, жестами.)

Далее дети передают образ хвастливого петушка либо голосом, либо мимикой и жестами, либо объединяя все воедино.

После этого педагог поощряет детей за импровизацию и прощается с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился Цель: 

  1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
  2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации — тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев. 3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Содержание: 
  1. Беседа по содержанию сказки.
  2. Слушание сказки с музыкальными фрагментами.
  3. Физкультминутка.
  4. Рассматривание иллюстраций к сказке.
  5. Характеристика персонажей сказки.

Педагог встречает детей под любой сказочный мотив (он будет сопровождать встречу с детьми на протяжении всего блока занятий по сказке «Хвостатый хвастунишка»). Сообщает детям, что сегодня их вновь ждет сказка «Хвостатый хвастунишка».

Вопросы к детям: 

Кто главный герой сказки?

Каких еще героев вы запомнили?

Кто больше понравился и почему?

Далее воспитатель предлагает детям еще раз послушать сказку, но уже с музыкальными фрагментами, нацеливая на то, что музыка тоже служит средством выразительности и передает характер каждого героя. Например, если это лиса, то музыка плавная, если ворона, то музыка низкая, тяжелая и т.д. Музыка также помогает передавать настроение персонажей. Например, когда петушок хвастался собой — музыка возвышенная, когда он пришел в лес и увидел лису — музыка затихает, как бы передавая страх. Музыкальные фрагменты, характеризующие каждого персонажа и их действия, подбирает музыкальный руководитель заранее по просьбе воспитателя и записывает на аудиокассету.

Затем педагог проводит физкультминутку:

Каждый день петушок

(ходьба по залу)

Делает зарядку,

 

Очень нравится ему

 

Все делать по порядку:

 

Весело шагать,

(ходьба на жесте)

Крылья поднимать,

(руки вверх)

Приседать и вставать,

(приседания 4-6 раз)

Прыгать и скакать,

(10 прыжков)

Весело кричать: «Ку-ка-ре-ку!» Игра повторяется 2—3 раза.

 

Далее вниманию детей предлагаются иллюстрации к сказке

«Хвостатый хвастунишка». Дети рассматривают их и по просьбе воспитателя описывают характер героев (петушок — гордый, лиса — хитрая, ворона — умная, сорока — хлопотунья и т.д.).

В заключение педагог вместе с детьми делает вывод, что иллюстрации помогают лучше понять характер персонажей и их взаимоотношения. Звучит сказочный мотив, который оповещает, что пора прощаться со сказкой. Воспитатель благодарит детей за старание, и они уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой Цель:

  1. Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности.
  2. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. Содержание:
  1. Погружение в сказку.
  2. Пантомимические упражнения.
  3. Интонационные упражнения.

Педагог встречает детей подим уже знакомый мотив и просит догадаться, в гости к какой сказке зовет музыка.

Вопросы к детям:

Сколько героев в сказке «Хвостатый хвастунишка»?

Назовите животных, птиц.

После этого дети по просьбе педагога и своему желанию, пантомимически изображают персонажей из сказки. Затем анализируют, какие средства выразительности использовали при этом (телодвижения, жесты, мимику).  

Воспитатель, рассуждая, подводит детей к тому, что вести диалог между героями помогает голос как средство выразительности, что у героев сказки разные голоса и они изменяется в зависимости от настроения, ситуации.  

Например, у петушка в начале сказки, когда он хвалит себя, голос звонкий, гордый; затем, когда его чуть не съела лиса, — голос дрожит от страха, становится тихим и испуганным.

После этого дети в парах разыгрывают диалоги между персонажами, которых они выбирают. Например: петух и сорока; сорока, петух и ворона; петух и лиса. Педагог наблюдает за детьми, поправляет, если в этом есть необходимость.

Затем дети меняются ролями, и диалог повторяется.

По окончании занятия звучит музыка, оповещающая детей, что встреча со сказкой подошла к концу. Педагог благодарит их за умение выразительно вести диалог между героями, которых они изображали, за индивидуальность и неповторимость, прощается с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался Цель: 

  1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  3. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Содержание: 
  1. Отгадывание загадок.
  2. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».
  3. Драматизация сказки,
  4. Заключительный танец.

Педагог встречает детей под знакомую им музыку словами:

Сказка долгожданная в гости к нам спешит, Музыка знакомая об этом говорит. Сказка вам, ребята, приготовила загадки. Что это за герои — узнаете в отгадках.

Он хвастливый очень-очень, Ходит гордо, между прочим.

Хвастунишка в лес попал,

Чуть совсем там не пропал. (Петушок.)

Дети по просьбе воспитателя изображают перед зеркалом различное состояние петушка (гордый, испуганный), затем имитируют все вместе движения, которые соответствуют каждому его настроению. Очень юркая она,

Быстро говорит слова, Но гордится так собой.

Что же это за герой? (Сорока.)

Дети имитируют движения сороки (быстрые, ловкие), голосом торопливым ведут монолог.

Очень старая, большая,

Петушку совет дала,

Голос грубый очень низкий,

Вы узнали, кто она? (Ворона.)

Дети двигаются на корточках, переваливаясь, медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.

Очень хитрая она,

Чуть не съела петуха. (Лиса.)

Дети двигаются плавно, ступают легко, взгляд у них хитрый, голосок в монологе ласковый.

Очень храбрый и отважный, Спас от смерти хвастуна, У него ружье большое.

Догадайтесь, кто он, друзья? (Охотник.)

Дети идут уверенным шагом, вскидывают ружье и прицеливаются.

 

 

Петя без хвоста остался, Чуть лисе он не попался.

Догадались вы, друзья,

Кто на смех поднял Петуха? (Птичий двор.)

 

Дети, по желанию, изображают любого обитателя птичьего двора, представляя его по-своему,

Далее педагог предлагает поиграть в эту сказку. Для этого детям раздаются карточки, где изображены герои, роли которых они будут исполнять (карточки по количеству детей с рисунками, героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника, обитателей птичьего двора — кур, гусей, уток, индюшек и т.д.). Если кому-то из детей не понравится герой, которого он должен изобразить, воспитатель предлагает решить эту ситуацию другим детям (например, поменяться ролями с кем-нибудь).  

Далее воспитатель вносит элементы костюмов; дети наряжаются, размечают игровое пространство: лес, птичий двор; устанавливают декорации: елки, речку (голубая ткань) и т.д. Проводится драматизация. Роль автора исполняет педагог»

По окончании звучит «Танец маленьких утят», и все герои танцуют этот веселый танец.

Заканчивает занятие педагог словами под знакомый музыкальный мотив:

Постарались вы, ребята,

Верю, сказка очень рада,

В путь пора ей собираться

И с ребятами прощаться, К нам же сквозь пургу и вьюгу Сказка новая спешит,

Вам подарит радость встречи, Вас она повеселит!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочиняем новую сказку Цель: 

  1. Развивать у детей творческое воображение,
  2. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.
  3. Совершенствовать навыки групповой работы.

Содержание:

  1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».
  2. Беседа по содержанию.
  3. Сочинение продолжения сказки. А

Педагог встречает детей и говорит, что сегодня их ждет новая сказка «Кораблик» В. Сутеева, Читает сказку, по окончании которой задает вопросы:

Все ли герои сказки были настоящими друзьями?

Почему лягушонок не захотел строить кораблик и помочь своим друзьям, а стал смеяться над ними?

Как вы думаете, весело ли было мышонку, цыпленку, муравью и жучку, когда они плыли по речке? Далее педагог проводит физкультминутку: Друзья все вместе спозаранку Утром делают зарядку.

Дружно, дружно потянулись,

Раз — нагнулись, два — нагнулись, Руки шире разведем

И наклонимся потом. Встали дружно, раз-два, И закончилась игра.

Повторяется 2—3 раза.

После этого воспитатель предлагает детям пофантазировать, что могло произойти с героями сказки и чем могло закончится их путешествие. В ходе придумывания сказки педагог по мере надобности помогает ребятам выстроить ее сюжет.

По окончании занятия воспитатель хвалит детей за получившуюся интересную сказку и прощается с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ

Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей ид...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр по ПДД.

laquo;Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости ...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»

           Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин».

Программные задачи: -формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин;-развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;-продолжать знакомить детей с професси...

Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...