ПРОЕКТ (презентация) "Если трудно рассказать, можно всё нарисовать!"
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Валентиновна Похлебаева

Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_esli_trudno_rasskazat._2021.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: воспитатель Похлебаева Е.В. 2021 МДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида» г.Луга Педагогический проект «Если трудно рассказать, можно все нарисовать!» ( Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР )

Слайд 2

Что такое мнемотехника ? Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки.

Слайд 3

Паспорт проекта Цель проекта: повышение уровня знаний и компетентности родителей в вопросах развития речевой активности детей дошкольного возраста. Задачи: повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание активно участвовать в воспитании и развитии своего ребенка; развивать коммуникативную функцию речи дошкольников при помощи мнемотехники; собрать методический комплект, состоящий из мнемотаблиц и мнемодорожек ; установить партнерские отношения с семьями воспитанников для создания атмосферы общности интересов родителей и ДОО.

Слайд 4

Тип проекта: коррекционно – развивающий, информационный, творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год. Участники проекта: родители и их дети старшего дошкольного возраста, учитель - логопед, воспитатели. Ожидаемые результаты: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; активное включение родителей в коррекционно – развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; систематическое самостоятельное использование родителями библиотеки методических материалов с использованием мнемотехники; активное использование мнемотехники заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает их рассказы связными и последовательными, поможет запоминать стихи наизусть, а также, будет способствовать развитию долговременной памяти.

Слайд 5

Актуальность проекта: Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы современного дошкольного образования, так как при увеличении количества детей с речевыми нарушениями часто отсутствует возможность оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОО. Педагогам и специалистам в ДОО необходимо активно привлекать всех родителей для участия в коррекционно-развивающем процессе развития своих детей. Ни для кого не секрет, что у многих дошкольников существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушено звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому необходимо помочь родителям научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни в домашних условиях. При развитии связной речи у детей вполне обоснованно использование такой творческой методики как мнемотехника, эффективность которой очевидна наряду с общепринятыми методиками. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, а наличие зрительного плана - схемы делает их рассказы и сказки более чёткими, связными и последовательными. Особенности методики – применение не изображения предметов, а применение символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используются дом, а для обозначения диких и лесных животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы , мнемодорожки и схемы служат эффективным дидактическим материалом в развитии связной речи детей. Многогранные достоинства и доступность использования этого метода в семье привели к выбору темы этого проекта.

Слайд 6

Этапы проекта 1 этап (сентябрь) Подготовительный (информационно-аналитический) Задачи: 1.Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах детского речевого развития с помощью анкетирования. Обработать анкетные данные. 2. Отобрать методические материалы по теме проекта ( создать тематические альбомы). 3. Изучить методическую литературу по теме «Мнемотехника для детей». 4. Создать родительский чат для общения и обмена информацией.

Слайд 7

2 этап (октябрь-апрель) Основной (практический) Задачи: 1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников на базе ДОО. Составить перспективный план работы по теме проекта и реализовать его. 2. Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей по теме проекта. Собрать иллюстративный материал с использованием мнемотаблиц , опорных картинок, алгоритмов. 3. Привлечь родителей с детьми к созданию дома творческих мини-проектов с приемами мнемотехники для участия в конкурсе.

Слайд 8

Средства и методы проекта на 2 этапе: - проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурса чтецов и других нетрадиционных форм работы с родителями. - проведение индивидуальных консультаций (по необходимости). - создание информационно-методического стенда «Памятки для родителей» (ежемесячное обновление теоретического материала по теме проекта). - презентация методической копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячное обновление практического материала по темам ). - ведение «Альбома успехов» ребенка (ежемесячное заполнение с родителями)

Слайд 9

Месяц Задания Сентябрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень». 2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» по мнемотаблице . Октябрь 1. Работа с мнемотаблицей «Расскажи о любимой игрушке ». 2. Пересказ сказки «Теремок» по составленной мнемотаблице . Ноябрь 1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам . 2. Заучивание стихотворений об осени по мнемотаблицам . 3. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке . Декабрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» 2. Заучивание стихотворений к Новому году по мнемотаблицам . Январь 1. Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищевой по мнемотаблице . 2. Описание диких и домашних животных по мнемотаблице . Февраль 1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам . 2. Заучивание стихотворений к 23 февраля по мнемотаблицам . 3. Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки . Март 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Весна». 2. Заучивание стихотворений к 8 Марта по мнемотаблицам . 3. Описание птиц по мнемосхеме. Апрель 1. Заучивание стихотворения «Апрель» по мнемотаблице . 2. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме. Май 1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам . 2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха» по мнемотаблице . Перспективный план работы с детьми

Слайд 10

Перспективный план работы с родителями Месяц Мероприятие Сентябрь Анкета для родителей «Мнемотехника». Октябрь Консультация на тему «Использование мнемотехники для развития речевой активности у детей дошкольного возраста». Ноябрь Памятка «Принципы работы с мнемотаблицами » Декабрь Привлечение родителей к созданию альбомов с мнемотаблицами Январь Консультация «Речевые игры с использованием мнемотехники в семье». Февраль Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» Март Конкурс чтецов - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» Апрель Презентация методической копилки с альбомами. Май Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

Слайд 11

3 этап (май) Заключительный Задачи: 1. Проанализировать эффективность проведенной работы с родителями в процессе реализации проекта (анкетирование) 2. Проанализировать эффективность проведенной работы с детьми в процессе реализации проекта (мониторинг речевого развития детей). 3. Поделиться опытом работы с коллегами в ДОО ( проведение мастер-класса )

Слайд 12

Итоговые результаты у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; у детей появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок и загадок ; словарный запас детей и развитие связной речи выходят на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость , учатся свободно держаться перед аудиторией;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли нарисовать движение

Даннрое занятие формирует у детей представление о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Использована технология деятельностного подхода....

Презентация "Если очень захотеть можно в космос полететь!"

Гипотеза Почему моя ракета не смогла совершить "первый полёт?"...

Детско-родительский проект "Лэпбук на трудный звук"

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: Ö ростом количества детей с речевыми н...

Конспект "Можно ли нарисовать пейзаж без кисточек и карандашей?"

Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе, с использованием не традиционных материалов: штампов, деревянных шпажек, трубочек для коктейля....

Проект на тему « Трудно птицам зимовать — надо птицам помогать»

Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое и трудовое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положител...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

ПРОЕКТ "Если трудно расссказать, можно всё нарисовать!"

Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР...