Можно ли нарисовать движение
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Ермолаева Леся

Даннрое занятие формирует у детей представление о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Использована технология деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaeva_l.yu_.rar1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент

социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений

Администрация МО ГО «Воркута»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 41 («Белоснежка»)

Конспект проблемно-эвристического занятия

по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Можно ли нарисовать движение?»

Автор:

Ермолаева Леся Юрьевна,

воспитатель старшей группы

г. Воркута, 2014 г.

Цель: 

Формирование представления о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Развитие диалектического мыслительного действия – объединение противоположностей.

Материалы:

Альбомные листы, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением движущихся объектов, плоскостное изображение солнца.

Предварительная работа:

Проведение ряд дидактических, малоподвижных, словесных игр: «Летает – не летает», «Быстро – медленно», «Покажи движение», «Земля, воздух, вода», «Назови действие».

Наблюдение за движущимися объектами на прогулке.

Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за  ростом фасоли.

Методические рекомендации:

В процессе проведения совместной деятельности воспитателя с детьми, педагог дает возможные способы изображения движущегося объекта на бумаге и демонстрирует воспитанникам, что движение отразить в рисунке очень сложно, так как движение на рисунках — продукт работы нашего воображения. В данном случае важно принятие ребенком диалектической задачи и проживание им проблемно-противоречивой ситуации, подразумевающей то, что предмет на рисунке и движется и не движется одновременно.

Ход:

Структура занятия

Деятельность воспитателя

деятельность детей

Приветствие,

сплочение коллектива на предстоящую деятельность  

Игра на развитие коммуникативных навыков «Солнечные лучики»

Зарядка для пальцев

А теперь поздороваемся с нашими помощниками – пальчиками.

Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони.

Доброты они хотят.

Если пальчики заплачут – трясем кисти.

Их обидел, кто – то значит.

Наши пальцы пожалеем – моем руки

Добротой своей согреем – дышим на них поочередно.

К себе ладошки мы прижмем – поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем – гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть

немножко – скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат.

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке)

Дети складывают ладошки на ладонь взрослого и одновременно здороваются.

Дети массажируют пальчики, подготавливая их к предстоящей продуктивной деятельности.

Введение в проблемную ситуацию.

Беседа

- Ребята, как вы думаете, двигаться могут только живые объекты или неживые тоже? Наш детский сад может двигаться? Почему? А дерево? А если дует ветер, дерево движется? Как? А занавеска на окне? Назовите предмет, который может двигаться. Как  он может двигаться? (Отвечая, дети применяют освоенные ранее способы аргументирования).

 - Как вы думаете, можно нарисовать эти предметы в движении так, чтобы было видно, как они движутся?

 

Рассматривание иллюстраций

- Посмотрите на картинку. Что делает конь? Как художник изобразил движение?

 – Что делают дети? Ворона? Что движется на этой картинке?

  -  Как можно нарисовать машину, чтобы из рисунка было видно, что она не стоит на месте, а двигается»?

 - Что это? (Вулкан). Он сейчас спит или извергается? А как можно изобразить извержение вулкана?

 Дети отвечают на вопросы

Продуктивная деятельность

- А сейчас, придумайте какой-нибудь предмет, он может быть живым или неживым, и нарисуйте его так, чтобы было понятно, что он движется.

Самостоятельная деятельность детей

Динамическая пауза

+ развитие речи.

Музыкальная игра «Мой дядя весельчак» Игра проводится в кругу:

У меня есть дядя,

Мой дядя – весельчак,

Когда мой дядя пляшет,

Руками машет так!

Эх, руки, руки, руки.

Эх, руки, делай так!(играющие хлопают в ладоши и напевают )

Эх, руки, руки, руки.   

Эх, руки, делай так! (любые махательные движения)

Повторяют движения за воспитателем

Актуализация знаний и затруднение в проблемной  ситуации.

Открытие «нового знания»

Рассматривание рисунков и обсуждение

- Давайте посмотрим на рисунок, который нарисовал Рома. Действительно ли видно, что машина движется?» и т.д. (Поощряю поисковую активность детей, показывая каждую новую «находку»).  

- Ребята, а скажите, машина уехала или осталась на листе? А мальчик убежал с листа? и т.д.

- Предметы на ваших рисунках неподвижные или подвижные? Они переместились куда-то в другое место с листа бумаги?

- Значит можно нарисовать движение или нет?

Воспитатель в ходе поисковой беседы подводит детей к пониманию, что движение нарисовать нельзя

В ходе обсуждения дети постепенно приходят к выводу: изобразить движение невозможно.

Рефлексия

- Посмотрите, вопрос был один, а сколько мнений?

- Что вас удивило?

- Что для вас было самым трудным. Что легким?

Что мы думали в начале занятия, а к какому выводу пришли в конце?

Что для нас осталось загадкой?

Что мы можем рассказать родителям?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб Рекомендация для родителей на тему: "Сказку можно нарисовать"

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Стоит только начать рассказывать сказку, как дети, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствуе...

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

Данная подборка стихов выполнена в соответствии с возрастом детей. Короткие стихи для заучивания можно дополнять простыми движениями по тексту, что более эффективно для запоминания и интересно детям.

Подборка стихов про осень для детей.А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях в...

«Изучать правила движения можно не скучно, а весело и вкусно!»

Родительское собрание по ПДД в средней группе детского сада...

Конспект "Можно ли нарисовать пейзаж без кисточек и карандашей?"

Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе, с использованием не традиционных материалов: штампов, деревянных шпажек, трубочек для коктейля....