Статья "Развитие творческого мышления у дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности"
статья по развитию речи
В статьяе говорится о влиянии музыки и театрализованных постановок на мышление детей
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Попова Т. И.,
студентка
Научный руководитель: Галянт И.Г.
к.п.н., доцент, ФГБУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье раскрываются условия развития творческого мышления дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности. Приведены примеры музыкально-театрализованных игр, влияющих на развитие творческого мышления. Представлены три вида театральной игрушки.
Ключевые слова: творческое мышление, воображение, музыкально-театрализованные игры, театральные игрушки.
Popova T. I.
Supervisor: Galyant I. G., candidate of pedagogics Sciences,
associate Professor
DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN PRESCHOOLERS IN MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES
Annotation. The article reveals the conditions for the development of creative thinking of preschool children in musical and theatrical activities. Examples of musical and theatrical games that influence the development of creative thinking are given. Three types of theatrical toys are presented.
Keywords: creative thinking, imagination, musical and theatrical games, theatrical toys
Наше время – это время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные творчески мыслить, умеющие принимать нестандартные решения. В наш век гаджетов дети разучились играть «в живую» игру. А как же творчество, фантазия, мечта? Дети, играющие в электронные игры, мало фантазируют, мечтают они о том, как поскорее прийти домой и сесть за свой гаджет. Детский сад – одно из мест, где дети могут играть вживую, общаться, импровизировать. Талантливых и способных детей не очень много. Творческих подростков значительно меньше. А креативные взрослые – это скорее исключение, чем правило.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками [1].
Заметим, что в широком смысле определение творческого мышления выглядит следующим образом: творческое мышление – это мышление, основанное на воображении. Оно создаёт новые идеи, свежий взгляд на вещи. Оно связывает определённые предметы или вещи так, как их раньше не связывали. Оно обширно и многообразно [2]. Проблемой изучения воображения и творческого мышления детей дошкольного возраста занималось не одно поколение ученых (Л. C. Выготский, Б. М. Теплов, В. В. Медушевский, Б. В. Асафьев, Е. В. Бондаревский, О. С. Газман и многие другие), но она до сих пор является актуальной.
Мы обращаемся к театрализованной деятельности, так как считаем данную деятельность наиболее выразительной и интересной для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежит игра, являющаяся, по мнению Л.С. Выготского, «корнем всякого детского творчества» [3].
Процесс развития творческого мышления детей дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности в детском саду будет более эффективным, если применить следующие педагогические условия:
– создать разнообразную музыкально-театрализованную среду при работе с детьми;
– использовать в работе разножанровые театрализованные постановки;
– планировать постановку театрализованной сказки как итоговое мероприятие тематической недели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Существует большое количество разнообразных музыкально-театрализованных игр, отличающихся в основном спецификой детской театрализованной деятельности. В некоторых дети показывают представление самостоятельно, в которых каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети выполняют роль режиссёра: с помощью игрушек дети показывают любимые сказки, озвучивая своих героев.
Режиссёрские игры – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Тут ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа – объёмного или плоского. Он действует за него, изображая интонацией, мимикой. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.
Артёмова, Л. В. считает, что в играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит основой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия [4].
Подобны режиссёрским играм спектакли, в которых дети используют настольный театр с объемными и плоскостными фигурками (так называемые стендовые театрализованные игры). В них дети на фланелеграфе или экране показывают сказку с помощью картинок (часто вырезанных по контуру). Самым распространенным видом таких театрализованных игр мы можем назвать теневой театр.
По мнению И. Г. Галянт образ выступает центром, основной единицей, объединяющей в себе музыку, слово, движение, цвет, форму, время. Это объединение даёт возможность интеграции содержания целостного развития ребёнка. При этом успешность творческого процесса будет зависеть от того, насколько органично (соразмерно этапам развития) осуществляется включение ребёнка в творческую деятельность и насколько формы, средства и методы деятельности адекватны творческим целям и задачам [5].
Главной задачей современного педагога становится забота о счастливом проживании ребёнком периода детства. Нужно научить детей общаться, придумывать, мечтать! В этом может помочь музыкально-театрализованная деятельность. Во время подготовки инсценировки или драматизации знакомого литературного произведения или сказки с детьми дошкольного возраста необходимо использовать креативные методы, так как сказка создаётся здесь и сейчас. Дети вправе немного досочинить, придумать что-то новое, необычное. Затем показать всем новую никому ещё не известную, только нашу сказку.
Таким образом, театрализованная деятельность эффективно влияет на развитие творческого мышления у детей, развития самостоятельности в принятии решения, способствует процессу самовыражения при помощи театральных художественных средств.
Литература:
1. Майер А.А. Целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования / А.А. Майер // Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014., с.78-84.
2. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г., с.149-152.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. − СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Л. В. Артёмова. М.: Просвещение, 1991.−127 с. ISBN 5-09-001627-5.
5. Галянт И. Г. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях интеграции образовательного процесса / И.Г. Галянт // Дошкольное воспитание. − 2013. − №1. − С.97-100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, уп...
Статья на тему: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест сред...

Использование эвритмии для развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
Практический опят, проведённый в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определёнными неиспользованными резервами в повышении системы эффективности систем...
Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей и речи в музыкально-театрализованной деятельности"
Консультация на тему: "Развитие творческих способностей и речи в музыкально-театрализованной деятельности".Сказкотерапия....
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

