Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по картине «Дочки – матери» в старшей группе».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Цель - создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dochki_-_materi.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Улыбка» города Лесосибирска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи  «Составление рассказа по картине «Дочки – матери» в старшей группе».

Паршина Татьяна Валерьевна

воспитатель

старшей группы

МБДОУ Детский сад № 7

«Улыбка»

Лесосибирск, 2020г.


Тема: Составление рассказа по картине "Дочки - матери"

Цель - создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.

Задачи:

Образовательные - обеспечить целостное  восприятие  картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины; побуждать детей составлять описательный рассказ по картине, продолжать учить находить слова с заданным звуком.

Развивающие – способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, активизировать словарный запас детей, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления.

Воспитательные - продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Детская цель – рассказать Маше, как играют дети в детском саду.

Методические приемы:

словесные - беседа, вопрос, объяснение;

наглядные - картина  О.Р. Гофман «Дочки - матери», игрушки, названия которых начинаются на звук [с], [м], [к].

практические - действия с д/и;

игровые - дидактические игры, сюрпризный момент, физминутки.

Оборудование- картинки со звуками [с], [м], [к]; предметные картинки с изображениями игрушек, разрезные картинки, картина О.Р. Гофман "Дочки - матери"

Предварительная работа:  беседы о семье, рассматривание семейных альбомов, рисование на тему «Моя семья», сюжетно – ролевые игры «Дочки - матери», «Семья», разучивание упражнения «Любимые игрушки», работа над звуковой культурой речи, закрепление звуков «с», «м», «к», определение их местоположения в словах, нахождение предметов на заданные звуки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Целый день мы будем вместе...

Целый день мы будем вместе,

Заниматься и играть,

Кушать, спать, петь песни, прыгать,

И, конечно же, гулять!

Рада видеть всех, друзья!

Крикнем весело: "Ура!"

Основная часть

Постановка проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, вы смотрели мультфильм "Маша и медведь?"

Ответы детей.

Воспитатель: Так вот, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение от Маши из этого мультфильма. Маша пишет, что хочет ходить в наш детский сад, но не знает, чем дети в садике занимаются. Поможем Маше?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем ей помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: А я запишу на телефон и передам ей все, что вы расскажете.

Артикуляционная гимнастика

Для начала сделаем гимнастику для нашего рта и язычка.

Проговаривание чистоговорок со звуками [с] [м] [к]

Воспитатель: Чем мы занимаемся в детском саду?

Ответы детей.

Воспитатель: А со звуками играем?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите сейчас поиграть со звуками? Тогда повторяйте за мной:
Са-са-са - полосатая оса.
Су-су-су - не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы - есть ли у осы усы?

ка — ка — ка — наша ноша не легка;    
ко — ко — ко — убежали далеко;    
ку — ку — ку — покупаем мы муку.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Воспитатель: Какие звуки вы услышали в начале всех чистоговорок?

Ответы детей.

Дидактическая игра  «Собери игрушки»

Воспитатель: А чем еще мы занимаемся в детском саду?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы делаете, после того, как поиграли игрушками?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите еще поиграть? Вам нужно собрать игрушки  в специальные коробочки: в одну  - игрушки, названия которых начинаются со звука «с» (слон, сова, собака); во вторую – игрушки со звуком «м» (медведь, мяч, машина, мотоцикл), в третью - названия которых начинаются со звуком «к» (кукла, кубики, коляска, конструктор).

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: А картины мы с вами рассматриваем?

Ответы детей.

Воспитатель: Маша отправила вам картину, хотите ее рассмотреть?

Ответы детей.

Беседа по картине

Воспитатель: Кого вы видите на картине?

Ответы детей.

Воспитатель:  Что делают дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, в какие игры они играют?

Ответы детей.

Воспитатель:  Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины.

Расскажите о том, как они одеты, что они делают.

Ответы детей.

Воспитатель:  Как вы думаете, кого изображают эти дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите внимание на девочку в розовой кофточке и голубой юбке.

Расскажите о том, что она делает, где находится. Как вы это поняли?

Ответы детей.

Воспитатель: На заднем плане картины мы видим еще одну девочку. Где она находится? Почему вы так думаете?

Как она одета? Чем она занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта картина?

Детям нравится играть в «Дочки-матери»?

Ответы детей.

Воспитатель:  Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь отдохнем.

Динамическая пауза «Любимые игрушки»

-Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла – куколка, бай – бай,

Поскорее засыпай (укачивание куклы).

Скачет мячик как живой,

Красный, желтый, голубой (прыжки на месте).

В Ваньку – Встаньку поиграем:

Приседаем, приседаем! (приседание).

Воспитатель - А теперь возвращаемся на свои места.

Обучение последовательному изложению своих мыслей по реализации творческого задания.

Воспитатель: Попробуем составить рассказ по картине (педагог обращает внимание детей на картину) по плану. Начнем рассказ с того, кого художник изобразил на картине? Что они делают? Как называется картина?

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно. О ком вы будете рассказывать потом?

Ответы детей.

Воспитатель: Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют. О ком будете рассказывать потом?

Ответы детей.

Воспитатель:  Хорошо, а затем?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем вы закончите рассказ?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами составили план рассказа по картине.

Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану. Кого моя волшебная палочка выберет, тот и начнет рассказ.

Составление рассказа по картине. Игра «Рассказ по кругу»

Далее педагог приглашает к картине 4-х детей, которые будут составлять рассказ по отдельным фрагментам картины, которые они собрали за столами:

1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери».

Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.

2. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая зеленая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.

3. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь палочка волшебная выберет того, кто расскажет весь рассказ целиком.

Чей рассказ вам понравился больше? Почему? Что помогло вам рассказывать?

Рефлексия

Воспитатель:  Чем мы сейчас занимались?

Ответы детей.

Воспитатель:  Кто изображен на картине и что они делают?

Ответы детей.

Я с таким наслаждением слушала ваши рассказы, мне очень понравилось!

(дети оценивают рассказы друг друга)

Воспитатель обращает внимание детей на игровой уголок, говорит, что игрушки заждались своих друзей и предлагает поиграть самостоятельно.

Самоанализ

Целью моего занятия является создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. обеспечить целостное  восприятие  картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины. Для этого я использовала словесный метод - беседа по содержанию картины; наглядный метод - наличие самой картины. 

2. побуждать детей составлять описательный рассказ по картине. Для этого я создала проблемную ситуацию для повышения мотивации детей через сюрпризный момент, метод волшебной палочки.

3.способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи. Для этого я использовала беседу по картине, задавала детям проблемные вопросы, способствовала ответу полными предложениями.

4. продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая: для этого я спрашивала у детей, чей рассказ им понравился больше и почему;

5. Для развития фонематического слуха предложила детям проговаривание чистоговорок, дидактическую игру "Собери игрушки", цель которой найти игрушки на заданные звуки;

Я считаю, что занятие получилось, детская цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию "Составление творческого рассказа по картине "Кошка с котятами"" в средней группе.

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию в средней группе.Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Весна»

Предполагаемы результат освоения детьми данной темы:Умеют строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов; умеют самостоятельно составлять описательный и повествовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений «Путешествие в королевство Математики» в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений«Путешествие в королевство Математики»в старшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики, строим дом».

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи  "Составление сюжетного рассказа  по картине  «Мы играем  в  кубики, строим  дом»....