Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по картине «Дочки – матери» в старшей группе».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель - создание условий для составления рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Улыбка» города Лесосибирска
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по картине «Дочки – матери» в старшей группе».
Паршина Татьяна Валерьевна
воспитатель
старшей группы
МБДОУ Детский сад № 7
«Улыбка»
Лесосибирск, 2020г.
Тема: Составление рассказа по картине "Дочки - матери"
Цель - создание условий для составления рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.
Задачи:
Образовательные - обеспечить целостное восприятие картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины; побуждать детей составлять описательный рассказ по картине, продолжать учить находить слова с заданным звуком.
Развивающие – способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, активизировать словарный запас детей, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления.
Воспитательные - продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.
Детская цель – рассказать Маше, как играют дети в детском саду.
Методические приемы:
словесные - беседа, вопрос, объяснение;
наглядные - картина О.Р. Гофман «Дочки - матери», игрушки, названия которых начинаются на звук [с], [м], [к].
практические - действия с д/и;
игровые - дидактические игры, сюрпризный момент, физминутки.
Оборудование- картинки со звуками [с], [м], [к]; предметные картинки с изображениями игрушек, разрезные картинки, картина О.Р. Гофман "Дочки - матери"
Предварительная работа: беседы о семье, рассматривание семейных альбомов, рисование на тему «Моя семья», сюжетно – ролевые игры «Дочки - матери», «Семья», разучивание упражнения «Любимые игрушки», работа над звуковой культурой речи, закрепление звуков «с», «м», «к», определение их местоположения в словах, нахождение предметов на заданные звуки.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Целый день мы будем вместе...
Целый день мы будем вместе,
Заниматься и играть,
Кушать, спать, петь песни, прыгать,
И, конечно же, гулять!
Рада видеть всех, друзья!
Крикнем весело: "Ура!"
Основная часть
Постановка проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, вы смотрели мультфильм "Маша и медведь?"
Ответы детей.
Воспитатель: Так вот, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение от Маши из этого мультфильма. Маша пишет, что хочет ходить в наш детский сад, но не знает, чем дети в садике занимаются. Поможем Маше?
Ответы детей.
Воспитатель: А как мы можем ей помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: А я запишу на телефон и передам ей все, что вы расскажете.
Артикуляционная гимнастика
Для начала сделаем гимнастику для нашего рта и язычка.
Проговаривание чистоговорок со звуками [с] [м] [к]
Воспитатель: Чем мы занимаемся в детском саду?
Ответы детей.
Воспитатель: А со звуками играем?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите сейчас поиграть со звуками? Тогда повторяйте за мной:
Са-са-са - полосатая оса.
Су-су-су - не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы - есть ли у осы усы?
ка — ка — ка — наша ноша не легка;
ко — ко — ко — убежали далеко;
ку — ку — ку — покупаем мы муку.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!
Воспитатель: Какие звуки вы услышали в начале всех чистоговорок?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Собери игрушки»
Воспитатель: А чем еще мы занимаемся в детском саду?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы делаете, после того, как поиграли игрушками?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите еще поиграть? Вам нужно собрать игрушки в специальные коробочки: в одну - игрушки, названия которых начинаются со звука «с» (слон, сова, собака); во вторую – игрушки со звуком «м» (медведь, мяч, машина, мотоцикл), в третью - названия которых начинаются со звуком «к» (кукла, кубики, коляска, конструктор).
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: А картины мы с вами рассматриваем?
Ответы детей.
Воспитатель: Маша отправила вам картину, хотите ее рассмотреть?
Ответы детей.
Беседа по картине
Воспитатель: Кого вы видите на картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Что делают дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, в какие игры они играют?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины.
Расскажите о том, как они одеты, что они делают.
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, кого изображают эти дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Обратите внимание на девочку в розовой кофточке и голубой юбке.
Расскажите о том, что она делает, где находится. Как вы это поняли?
Ответы детей.
Воспитатель: На заднем плане картины мы видим еще одну девочку. Где она находится? Почему вы так думаете?
Как она одета? Чем она занимается?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта картина?
Детям нравится играть в «Дочки-матери»?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь отдохнем.
Динамическая пауза «Любимые игрушки»
-Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть (дети шагают на месте).
Кукла – куколка, бай – бай,
Поскорее засыпай (укачивание куклы).
Скачет мячик как живой,
Красный, желтый, голубой (прыжки на месте).
В Ваньку – Встаньку поиграем:
Приседаем, приседаем! (приседание).
Воспитатель - А теперь возвращаемся на свои места.
Обучение последовательному изложению своих мыслей по реализации творческого задания.
Воспитатель: Попробуем составить рассказ по картине (педагог обращает внимание детей на картину) по плану. Начнем рассказ с того, кого художник изобразил на картине? Что они делают? Как называется картина?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. О ком вы будете рассказывать потом?
Ответы детей.
Воспитатель: Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют. О ком будете рассказывать потом?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, а затем?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем вы закончите рассказ?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами составили план рассказа по картине.
Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану. Кого моя волшебная палочка выберет, тот и начнет рассказ.
Составление рассказа по картине. Игра «Рассказ по кругу»
Далее педагог приглашает к картине 4-х детей, которые будут составлять рассказ по отдельным фрагментам картины, которые они собрали за столами:
1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери».
Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.
2. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая зеленая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.
3. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь палочка волшебная выберет того, кто расскажет весь рассказ целиком.
Чей рассказ вам понравился больше? Почему? Что помогло вам рассказывать?
Рефлексия
Воспитатель: Чем мы сейчас занимались?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто изображен на картине и что они делают?
Ответы детей.
Я с таким наслаждением слушала ваши рассказы, мне очень понравилось!
(дети оценивают рассказы друг друга)
Воспитатель обращает внимание детей на игровой уголок, говорит, что игрушки заждались своих друзей и предлагает поиграть самостоятельно.
Самоанализ
Целью моего занятия является создание условий для составления рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. обеспечить целостное восприятие картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины. Для этого я использовала словесный метод - беседа по содержанию картины; наглядный метод - наличие самой картины.
2. побуждать детей составлять описательный рассказ по картине. Для этого я создала проблемную ситуацию для повышения мотивации детей через сюрпризный момент, метод волшебной палочки.
3.способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи. Для этого я использовала беседу по картине, задавала детям проблемные вопросы, способствовала ответу полными предложениями.
4. продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая: для этого я спрашивала у детей, чей рассказ им понравился больше и почему;
5. Для развития фонематического слуха предложила детям проговаривание чистоговорок, дидактическую игру "Собери игрушки", цель которой найти игрушки на заданные звуки;
Я считаю, что занятие получилось, детская цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию "Составление творческого рассказа по картине "Кошка с котятами"" в средней группе.
План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию в средней группе.Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Составление описательных рассказов" (с использованием технологии ТРИЗ)
quot;Составление описательных рассказов" (с использованием технологии ТРИЗ)...

Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Весна»
Предполагаемы результат освоения детьми данной темы:Умеют строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов; умеют самостоятельно составлять описательный и повествовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений «Путешествие в королевство Математики» в старшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений«Путешествие в королевство Математики»в старшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики, строим дом».
Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики, строим дом»....
