Картотека " Пальчиковые игры "
картотека по развитию речи

Садовщикова Алена Анатольевна

Пальчиковые игры для работы с детьми дошкольного , младшего школьного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

" Пальчиковая гимнастика -пальчиковые игры»

ЧТО ТАКОЕ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА?

Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само название. Это гимнастика, которая выполняется пальцами рук. Они попеременно и одновременно сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие действия под мелодичные стихи-потешки.

ПОЛЬЗА

Психологическое созревание и двигательная активность тесно взаимосвязаны в детском возрасте. Для того чтобы  ребенок умственно развивался, ему необходимо двигаться. За совершенствование речевых навыков отвечает мелкая моторика. Манипуляции с мелкими предметами, целенаправленные движения пальчиками стимулируют работу центра Брока – участка головного мозга, ответственного за моторную организацию речи.

Пальчиковая гимнастика:

  • тренирует мелкую моторику;
  • развивает пространственное мышление, ум ребенка;
  • повышает силу и ловкость пальчиков, готовит их к письму;
  • способствует правильной речи;
  • улучшает память и внимание.


Полезные рекомендации:

  1. Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
  2. Читать потешки следует выразительно подкрепляя действия  мимикой.
  3. Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить ..
  4. Можно делать гимнастику под аудиозапись.
  5. Каждая игра повторяется  не больше 3 раз подряд.
  6. Одно занятие длится 10–15 минут.
  7. Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются. Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
  8. Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

 

  • Дом
    - Молоточком я стучу,
    (постукивать кулачками друг о друга)
    - Дом построить я хочу.
    (соединить кончики пальцев обеих рук)
    - Строю я высокий дом,
    (поднять выпрямленные ладони вверх)
    - Буду жить я в доме том.
    (похлопать ладоням)
  • Капуста
    - Мы капусту рубим - рубим
    (говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту)
    - Мы морковку трем - трем
    (ручками показывать как мы трем морковку)
    - Мы капусту солим - солим
    (пальчики щепоткой, солим)
    - Мы капусту мнем - мнем
    (ручками "мнем" капусту)
  • Отдыхаем
    - Мы сегодня рисовали,
    (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой)
    - Наши пальчики устали,
    - Наши пальчики встряхнем,
    (встряхивать кистями)
    - Рисовать опять начнем.
    (снова имитировать рисование)
  • Дружба
    - Дружат в нашей группе девочки и мальчики
    (пальцы рук соединяются в "замок")
    - Мы с тобой подружим маленькие пальчики
    (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
    - Раз, два, три, четыре, пять
    (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
    - Начинай считать опять.
    - Раз, два, три, четыре, пять.
    - Мы закончили считать
    (руки вниз, встряхнуть кистями)
  • Отдохнем
    - Наши пальчики проснулись,
    - Потянулись, потянулись…
    - И встряхнулись…
    (выполняем все эти движения)
    - По ладошке побежали
    (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
    - Побежали, побежали,
    - Поскакали, поскакали
    (изобразите эти движения)
    - И устали. Сели отдыхать
    (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
  • Прятки
    (ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно)
    - В прятки пальчики играли
    - И головки убирали,
    - Вот так, вот так,
    - И головки убирали
  • Варежка
    Маша варежку надела:
    (сжать пальцы в кулак)
    "Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал".
    (все пальцы разжать, кроме большого)
    Маша варежку сняла:
    "Поглядите-ка, нашла!
    (разогнуть оставшийся согнутым палец)
    Ищешь, ищешь - и найдешь,
    Здравствуй, пальчик, как живешь?"
    (сжать пальцы в кулачок)
  • Братцы
    Идут четыре брата навстречу старшему.
    - Здравствуй, большак - говорят.
    - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
    Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
    (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
  • Замок
    На двери висит замок.
    (соединить пальцы обеих рук в замок)
    Кто его открыть бы мог?
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    Постучали,
    (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
    Покрутили,
    (покрутить сцепленные руки в запястьях)
    Потянули
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    И открыли.
    (расцепить пальцы)
  • Прятки
    В прятки пальчики играются,
    Открываются,
    (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
    Закрываются.
    (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
  • Зайчики
    Поставьте все пальцы одной руки на стол.
    Вышли зайки на лужок,
    Встали в маленький кружок.
    Раз зайка, два зайка, три зайка,
    Четыре зайка, пять...
    (Пересчитайте заек.)
    Будем лапками стучать.
    (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
    Постучали, постучали
    И устали. Сели отдыхать.
    (Согните пальцы в кулак.)
  • Доброе утро
    Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
    Этот пальчик хочет спать,
    (Загибаем указательный пальчик)
    Этот пальчик лёг в кровать,
    (Загибаем средний пальчик)
    Этот пальчик уж вздремнул,
    (Загибаем безымянный пальчик)
    Этот пальчик уж уснул.
    (Загибаем мизинчик)
    Этот крепко, крепко спит,
    (Загибаем большой палец)
    И тебе он спать велит.
    (берем кулачок ребенка себе в руку, гладим его по голове и желаем спокойной ночи, целуя его)
  • Солдаты
    - Тук-тук!
    Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети:
    - Кто там?
    Мизинцы постукивают друг о друга. Солдаты:
    - Два солдата пришли переночевать!
    Постукивают указательные пальцы. Дети:
    - Спросим у мамы. Мама!
    Постукивают мизинцы. Мама:
    - Что, дети?
    Постукивают безымянные пальцы. Дети:
    - Два солдата пришли переночевать!
    Постукивают мизинцы. Мама:
    - Спросите у папы!
    Постукивают безымянные. Дети:
    - Папа!
    Постукивают мизинцы. Папа:
    - Что, дети?
    Постукивают средние. Дети:
    - Два солдата пришли переночевать!
    Постукивают мизинцы. Папа:
    - Впустите!
    Постукивают средние. Дети:
    - Входите!
    Постукивают мизинцы. Солдаты:
    - Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Войдем!
    Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения.
  • Доброе утро
    Утро встало, солнышко настало
    (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко с лучиками.)
    - Эй, братец Федя, Разбуди соседей!
    (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.)
    Вставай, Большак!
    (Щелчок указательным пальцем правой руки по большому пальцу левой руки.)
    Вставай, Указка!
    (Щелчок по указательному пальцу.)
    Вставай, Середка!
    (Щелчок по среднему пальцу.)
    Вставай, Сиротка!
    (Щелчок по безымянному.)
    И Крошка - Митрошка!
    (Щелчок по мизинцу.)
    Привет, ладошка!
    (Щелчок в центр ладони.)
    Все потянулись и проснулись.
    (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
  • Кораблик
    По реке плывёт кораблик,
    Он плывёт издалека,
    (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
    На кораблике четыре
    Очень храбрых моряка.
    (Показываем поднятые вверх 4 пальца)
    У них ушки на макушке,
    (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
    У них длинные хвосты,
    (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
    Но страшны им только кошки,
    Только кошки и коты.
    (Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
  • Апельсин
    Мы делили апельсин! 
    (руки сцеплены в замок, покачиваем)
    Много нас, 
    (пальцы растопыриваем)
    А он один. 
    (Показываем только один палец)
    Эта долька для ежа, 
    (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
    Эта долька для стрижа, 
    (отгибаем следующий пальчик)
    Это долька для утят, 
    (отгибаем следующий пальчик)
    Это долька для котят, 
    (отгибаем следующий пальчик)
    Эта долька для бобра, 
    (отгибаем следующий пальчик)
    А для волка кожура! 
    (ладони вниз, пальчики растопырены)
    Он сердит на нас, беда! 
    (погрозить пальцем)
    Разбегайтесь кто куда! 
    (сымитировать бег пальцами по столу)
  • Улитка
    Тычет рожками улитка
    (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
    Заперта в саду калитка.
    (Тычет "рожками" в ладонь левой руки)
    Отвори скорей калитку,
    (левая рука "открывает" калитку),
    Пропусти домой улитку
    (правая рука "проползает").
  • Пальчики.
    (большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
    - Пальчик-мальчик,
    Где ты был?
    - С этим братцем
    В лес ходил.
    С этим братцем
    Щи варил,
    С этим братцем
    Кашу ел.
    С этим братцем
    Песни пел!
  • Пятиэтажный дом
    В этом домике пять этажей:
    На первом живет семейство ежей,
    На втором живет семейство зайчат,
    На третьем - семейство рыжих бельчат,
    На четвертом живет с птенцами синица,
    На пятом сова - очень умная птица.
    Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
    На пятом сова,
    На четвертом синица,
    Бельчата на третьем,
    Зайчата - втором,
    На первом ежи, мы еще к ним придем.
  • Доброе утро, здравствуй, Иван
    Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены.
    Доброе утро, здравствуй, Иван 
    (перекрещивают справа налево большие пальцы).
    Доброе утро, здравствуй, Степан 
    (перекрещивают указательные пальцы).
    Доброе утро, здравствуй, Сергей 
    (перекрещивают средние пальцы) и т. д. (все пальцы).
  • «Детки–пальчики».
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Станем пальцы мы считать,
    Сильные, отважные,
    Все такие важные!
    Проговаривая эти фразы, нужно поднять ручки вверх и широко
    расставить пальцы. Затем сгибать их по одному, начав с большого.
    Тихо, тихо, не шумите!
    Деток наших не будите!
    Утром птички запоют
    Наши пальчики встают!
    Вместе с этими фразами нужно покачивать кулачок вверх и вниз.
    На слове «встают» - разжать пальчики и широко их расставить.
  • «Очки»: попросите малыша соединить большой палец и указательный в виде кольца. Это нужно проделать обеими руками. Поднесите их к переносице, имитируя очки.
  • «Стульчик»: ладонь одной руки требуется выпрямить, а другую - сжать в кулак. Теперь нужно соединить обе части стульчика. К нижней части раскрытой ладони прижмите кулак большим пальцем к себе. Когда малыш научится быстро выполнять это задание, на счет «раз» меняйте позицию рук.
  • «Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вперед. Средний и безымянный пальцы - прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.
  • «Пароходик»: необходимо ладони ребром вниз поставить на стол и соединить. Выставить большие пальцы вверх, под прямым углом к ладоням.
                               
  • Тема: Части тела

«Это я»Это глазки. - Вот, вот.
Это ушки. - Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох! устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

  • «Весёлый человечек»
    Я – веселый человечек,
    Я гуляю и пою.
    Я – веселый человечек,
    Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
    Разотру ладошки сильно,                                        Растирают ладони.
    Каждый пальчик покручу,
    Поздороваюсь с ним сильно
    И вытягивать начну.         Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
    Руки я затем помою,                                              Потирают ладони.
    Пальчик к пальчику сложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.                                  Складывают пальцы в замок.
                                                              
  •  «Дружные пальчики»
    Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
    Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
    Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
    Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
    А большой с мизинцем братцем
    Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
  •   « Варежка»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

  • Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

  • Моя семья

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

  • Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

  • Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

  • Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

  • Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

  • Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.

  • Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
- Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
- Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
- Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

  • Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

  • С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

  • Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

  • Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

  • Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

  • Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки, 
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать, 
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

  • Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

  • Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Источник
 Для занятий с дошкольниками рекомендую использовать   книги «Пальчиковая гимнастика» следующих авторов:

  • Е. Б. Шмелева;
  • Е. А. Ульева;
  • Е.Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова;
  • Т. Н. Щербакова «Кулачки-ладошки».
  • Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», - Детство-Пресс, 2010 г.
  • Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008. - 64 с.: ил. - (Серия "Мастер-класс логопеда").
  • «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» сост. Калинина Т.В
  • Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников автор:Е.С. Анищенкова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/27/kartoteka-palchikovyh-igr-dlya-detey-4-5-let

https://pedsovet.su/dou/6812_palchikovye_igry_dlya_detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Пальчиковые игры"

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

картотека Пальчиковые игры

Материал рекомендуется для родителей и воспитателей по развитию у детей мелкой моторики и речи....

Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»

Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...

Картотека " Пальчиковые игры"

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....

картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"

папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...