Рекоменации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Данны различные игры родителям по формированию лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
«Овладение языком является важным условием умственного развития…»
(А.Н. Леонтьев).
Уважаемые родители. У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования, с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.
Вот несколько идей для заданий, которые можно проводить в игровой форме:
- «Словесный мешок»
Описание: В мешке или коробке находятся карточки с изображениями предметов, животных и т.д. Ребенок тянет карточку и должен описать, что на ней изображено, используя как можно больше слов (например, «Это красная машина. Она большая и быстрая.»).
- «Сказочный конструктор»
Описание: Дайте ребенку набор картинок с персонажами, предметами и местами. Попросите его составить короткую историю, используя эти картинки. Это развивает не только словарный запас, но и умение строить предложения.
- «Кто где живет?»
Описание: Покажите ребенку картинки с различными животными и местами их обитания (например, медведь – лес, рыба – река). Попросите его рассказать, какое животное где живет и почему.
- «Собери предложение»
Описание: Напечатайте или напишите на карточках слова, из которых можно составить предложения. Разложите их на столе и попросите ребенка собрать правильные предложения. Можно усложнить задачу, добавляя прилагательные или глаголы.
- «Рифмы»
Описание: Назовите слово, а ребенок должен придумать к нему рифму. Можно делать это в формате игры: кто быстрее придумает рифму, тот получает жетон (наклейку).
- «Угадай слово»
Описание: Один из участников загадывает слово и описывает его без использования самого слова (например, «Это животное, которое мяукает» – ответ: кошка) , а другой участник должны угадать слово.
- «Словесный дождь»
Описание: Скажите слово, например, «дерево», и попросите ребенка назвать как можно больше слов- прилагательных
- «Кто что делает?»
Описание: Назовите животное или человека, а ребенок должен придумать действие для него (например, «кот» – «мяукает», «учитель» – «объясняет»). Это помогает развивать глагольный запас.
- «Сказки на новый лад»
Описание: Возьмите известную сказку и предложите ребенку изменить ее конец или придумать новую версию. Это развивает креативность и умение строить сложные предложения.
- «Волшебные слова»
Описание: Напишите на карточках различные прилагательные и существительные. Ребенок должен выбрать одну карточку из каждой категории и составить предложение (например, «Синяя машина едет быстро»).
Эти игры помогут детям не только развивать речевые навыки, но и получать удовольствие от процесса обучения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни»
Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни» ...