Рекоменации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Данны различные игры  родителям по формированию лексико-грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

«Овладение языком является важным условием умственного развития…»

(А.Н. Леонтьев).

Уважаемые родители. У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования, с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.

Вот несколько идей для заданий, которые можно проводить в игровой форме:

  • «Словесный мешок»

Описание: В мешке или коробке находятся карточки с изображениями предметов, животных и т.д. Ребенок тянет карточку и должен описать, что на ней изображено, используя как можно больше слов (например, «Это красная машина. Она большая и быстрая.»).

  • «Сказочный конструктор»

Описание: Дайте ребенку набор картинок с персонажами, предметами и местами. Попросите его составить короткую историю, используя эти картинки. Это развивает не только словарный запас, но и умение строить предложения.

  • «Кто где живет?»

Описание: Покажите ребенку картинки с различными животными и местами их обитания (например, медведь – лес, рыба – река). Попросите его рассказать, какое животное где живет и почему.

  • «Собери предложение»

Описание: Напечатайте или напишите на карточках слова, из которых можно составить предложения. Разложите их на столе и попросите ребенка собрать правильные предложения. Можно усложнить задачу, добавляя прилагательные или глаголы.

  • «Рифмы»

Описание: Назовите слово, а ребенок должен придумать к нему рифму. Можно делать это в формате игры: кто быстрее придумает рифму, тот получает жетон (наклейку).

  • «Угадай слово»

Описание: Один из участников загадывает слово и описывает его без использования самого слова (например, «Это животное, которое мяукает» – ответ: кошка) , а другой участник должны угадать слово.

  • «Словесный дождь»

Описание: Скажите слово, например, «дерево», и попросите ребенка назвать как можно больше слов- прилагательных

  • «Кто что делает?»

Описание: Назовите животное или человека, а ребенок должен придумать действие для него (например, «кот» – «мяукает», «учитель» – «объясняет»). Это помогает развивать глагольный запас.

  • «Сказки на новый лад»

Описание: Возьмите известную сказку и предложите ребенку изменить ее конец или придумать новую версию. Это развивает креативность и умение строить сложные предложения.

  • «Волшебные слова»

Описание: Напишите на карточках различные прилагательные и существительные. Ребенок должен выбрать одну карточку из каждой категории и составить предложение (например, «Синяя машина едет быстро»).

Эти игры помогут детям не только развивать речевые навыки, но и получать удовольствие от процесса обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни»

Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни» ...