Методическое пособие "Фетровая сказка" ("Сказки из фетра")
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Линник Надежда Николаевна
Дидактическое пособие "Фетровая сказка" – фетровая книга  для развития и обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста. 
Пособие предназначено для использования воспитателями в образовательной деятельности и для самостоятельной игры детей. 
Цель: создание условий для развития творческой активности детей и формирования восприятия сказок через театрализованную деятельность. 
Задачи: развивать самостоятельность, инициативу, любознательность, познавательную мотивацию, воображение, творческую активность и моторику рук, обогащать словарный запас.
Пособие является элементом развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивает общение, насыщенно, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №108

Методическое пособие по равитию речи для детей младшего вораста «Фетровая сказка»

                                   (Сказки из фетра)

Автор Линник Надежда Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г.Иркутск, 2022

                                                «Чтение книг - тропинка, по которой  умелый,

умный, думающий воспитатель найдёт путь к сердцу ребёнка».

(Сухомлинский В.А.)

В деле обучения и воспитания детей главным инструментом для учителей, педагогов и родителей являлась и является книга. Она интеллектуально развивает детей на самых разных этапах развития и познания окружающего мира. А если это будет необычная книга? А если она не бумажная, а фетровая? Если она придумана и сделана своими руками? В такую книжку можно заложить любую обучающую программу для индивидуального обучения. Почему фетр?  Потому что этот материал легкий, приятный на ощупь, интересный и безопасный для детей. Все герои сказок изготовлены из фетра и являются пальчиковыми.

Данное пособие рассчитано для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ценность этого пособия в том, что оно может использоваться и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей.  Это развивающее пособие для наших детей в группе, а для меня - методическое пособие, большое подспорье в моей работе, которое может постоянно пополняться. Это отличный помощник в общении с ребенком.  Думаю, это повлияет на то, что дети будут сочинять свои сказки сами. Это совокупность дидактических и речевых игр, игровых заданий. Оно помогает мне погрузить детей в творческую деятельность и сделать мои занятия эмоциональными и интересными.

Надев на пальчик игрушку, ребенок перевоплощается в сказочного героя, это  ему помогает справиться с волнением.  Малыш становится актером, он входит в роль, забывая о своих страхах и стеснениях. Заучивая реплики, меняя интонации, ребенок быстро пополняет словарный запас. Движения пальчиками являются отличной гимнастикой для развития мелкой моторики, способствует активизации мыслительных процессов, речевому развитию, готовит руку к письму.  

 Цель данного пособия - создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Формирование развития восприятия сказок у детей раннего возраста.

Задачи пособия:

- развивать самостоятельность и инициативу воспитанников;

- развивать любознательность, познавательную мотивацию, развивать воображение и творческую активность;

-обогащать словарный запас;

- развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, развивать моторику рук.

Данное пособие - как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы.

Пособие из фетра обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, взрослых, содержательно - насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно, безопасно.

В пособии представлены сказки: «Колобок», «Курочка рябя», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Три поросёнка». Оно будет пополняться страницами с новыми сказками и сказочными героями в соответствии с возрастом детей.

Методические рекомендации

по использованию пособия «Фетровая сказка»

Рассказывание сказки с одновременным показом героев из пособия.

Цель: развитие у детей внимания, памяти, усидчивости. Обучение детей рассказыванию сказок.

  1. «Пропавший герой».

Цель: развитие внимания у детей.

Ход игры: педагог обращает внимание детей на героев сказки. Предлагает запомнить их. Затем говорит: «Ночь» и дети закрывают глаза. В это время педагог убирает одну игрушку и произносит: «День». Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кто пропал?».

  1. «Сделай так, как в сказке было».

 Цель: развитие наблюдательности и внимания у детей.

Задачи: развивать грамматический строй речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Ход игры.

Первый вариант: воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к сказке. Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке.

Второй вариант: воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к сказке и сознательно допускает одну или две ошибки. Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив геров в правильной последовательности.

Третий вариант: воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода. Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание.        

Четвертый вариант: воспитатель раздает сюжетные карточки детям в руки, и они выстраиваются с ними в правильной последовательности.

  1.  «Сказки на новый лад».

 Цель: развитие фантазии, воображения и связной речи.

Ход игры: после прочтения сказки воспитатель предлагает детям придумать концовку к сказке на новый лад. В данной игре детям необходима помощь воспитателя.

     4. «Расскажи сказку».

Цель: формирование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.

Задачи: развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.

Ход игры: дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности; театрализованная постановка сказки по ролям; игры на пространственное ориентирование: «Назови кто за кем», «Далеко-близко».

5. «Составь сказку».

Цель: стимулирование умения детей самостоятельно играть по мотивам

сказки, строить высказывания.

6. «Что сначала — что потом».

Цель: стимулирование умения детей самостоятельно выстраивать сюжет по мотивам сказки, учить вступать в общение со взрослым с помощью речи и игровых действий.

7. «Волшебные предлоги».

Цель: знакомство с разнообразием предлогов, учить понимать и правильно употреблять их в предложении, в своей речи. Разыгрывание и обыгрывание сказочного сюжета с помощью данного пособия.

Познавательная игра

 «Угадай сказку или сказочного героя по загадке»

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»)

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

            Да спасли…пирожки.

(«Маша и медведь»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.

 («Три медведя») 

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?

(«Три поросёнка»)

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»)

«Репка»

«Маша и медведь»

«Три поросёнка»

«Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".

Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Дидактическая игра игра- сказка "Колобок" из фетра

Дидактическая игра-сказка «Колобок» - это новый взгляд на уже давно знакомую сказку. Данная игра позволяет не только ближе познакомиться с персонажами сказки, помогает лучше её запомнить, но и даёт ре...

Авторское дидактическое пособие, сказка "Колобок" из фетра

Дидактическое пособие предназначенно для работы над автоматизацией звука Л, развитием связанной речи, над выразительностью....

Памятка для родителей «Сказка… Сказка? Сказка!»

Содержание памятки направлено на решение вопросов по речевому направлению деятельности ДОУ сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по у...

СКАЗКА? СКАЗКА! "Сказка в жизни детей"

В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок.Они считают, что сказки могут испугать малышей, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие.В итоге многие дети уже в садике ...