РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Нещадым Надежда Николаевна

Речевые игры для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry._6-7_let.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

(6-7 лет)

1. Согласование существительных с порядковыми числительными

2. Изменение существительных единственного и множественного числа по падежам

3. Образование сложных слов

4. Образование глаголов с помощью приставок

5. Образование притяжательных прилагательных

6. Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени

7. Синонимы, антонимы

  1. Согласование существительных с порядковыми числительными

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: согласование существительных с порядковыми числительными

Оборудование: мяч

Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок считает любые слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч обратно

  1. Изменение существительных единственного и множественного числа по падежам

Игра «Художник» (Родительный падеж)

Цель: образовывание формы родительного падежа

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу «Художник нарисовал кого?» и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет    слово

Словарный материал: медведь, собака, белка и тд.

Игра «Кому отдать?» (Дательный падеж)

Цель: образовывание формы дательного падежа

Оборудование: картинки животных

Ход: Ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой (либо картинки подобраны с разным количеством объектов)

«Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.

Игра «Кто больше назовет?»

Цель: образовывание формы винительного падежа

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу «Что можно шить?» или «Что можно связать?» или «Что можно штопать?» или «Что можно завязывать?», или «Что можно надуть?» или «Что можно обуть?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

Словарный материал к «Что можно шить?»: платье, сарафан, рубашку, юбку, сапоги

Словарный материал к «Что можно связать?»: шапку, варежки, шарф, салфетку

Словарный материал к «Что можно штопать?»: носки, чулки, шарф

Словарный материал к «Что можно завязывать?»: ленточки, шнурки, веревку, кушак, канат и тд.

Словарный материал к «Что можно надеть?»:  одежду, головной убор  и тд.

Словарный материал к «Что можно обуть?»: сандалии, сапоги, кеды и тд

Лото «С кем?» (Творительный падеж)

Цель: образовывание формы творительного падежа

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу «Работает чем?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

Словарный материал: молоток, топор, пила, отвёртка, пассатижи, шуруповёрт…

Игра «Мечты» (Предложный падеж)

Цель: образовывание формы предложного падежа

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу «Мечтает о чём?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

Словарный материал: шарик, велосипед, конфета, платье, кукла, щенок, игрушка..

  1. Образование сложных слов

Игра «Скажи одним словом»

Цель: образование сложных прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок  возвращает  мяч и называет    слово

У сороки белые бока, поэтому ее называют -  белобокая

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют -  желтогрудая

У снегиря красная грудь, поэтому его называют -  красногрудый

У дятла красная голова, поэтому его называют  - красноголовый

У вороны черные крылья, поэтому ее называют  - чёрнокрылая

У дятла острый клюв, поэтому его называют  - остроклювым

Заяц с длинным  ухом – длинноухий

Заяц с коротким хвостом – короткохвостый

Бык с длинным  рогом – длиннорогий

Лиса с рыжим  хвостом  – рыжехвостая

Человек, который любит труд – трудолюбивый

Корабль, который ходит быстро – быстроходный

Легкие крылья – легкокрылый

Бензин, колонка – бензоколонка

Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник

Спортсменка, которая ходит на лыжах - лыжница

Спортсмен, который  прыгает в воду – прыгун

Спортсменка, которая прыгает в воду - прыгунья

Спортсмен, который  бегает – бегун

Спортсменка, которая бегает – бегунья,

Спортсмен, который  занимается гимнастикой - гимнаст

Спортсменка, которая  занимается гимнастикой – гимнастка,

Спортсмен, который  плавает - пловец

Спортсменка, которая  плавает – пловчиха

Лед колет – ледокол

Сам катит – самокат

Сам летает – самолет

Бензин возит – бензовоз

Везде ходит – вездеход

На земле – наземный

Под землей – подземный

Железная дорога – железнодорожный

Быстро ходит – быстроходный

Листья падают – листопад

Снег падает – снегопад

Звезды падают – звездопад

Разводит сады – садовод

Разводит леса – лесовод

Сено косит - сенокос

Сам ходит - самоход

Сам летит - самолет

Перевозит лес – лесовоз

Воду возит – водовоз

Звонит попусту – пустозвон

Везде ходит – вездеход

База для нефти – нефтебаза

Ходит на атомной энергии – атомоход

Пыль сосет – пылесос

Рыбу ловит - рыболов

  1. Образование глаголов с помощью приставок

Игра «Что делают?»

Цель: образование глаголов с помощью приставок при; у; за

Оборудование: мяч

Ход: Педагог называет слово и приставку, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

при

у

за

Ехать

Идти

Бежать

Лететь

Приехать

Придти

Прибежать

Прилететь

Уехать

Уйти

Убежать

Улететь

Заехать

Зайти

Забежать

Залететь

  1. Образование притяжательных прилагательных

Игра «Чей? Чья? Чье?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванино ухо и тд

Игра «Чья голова?» и «Чей хвост»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу  -  ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает фразу

У вороны - воронья

У рыси – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

У лисицы – лисий

У вороны – вороний

У зайца – заячий

У медведя – медвежий

У волка – волчий

У кошки – кошачий

У белки – беличий

У коровы - коровий

.

  1. Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Игра «Закончи предложение»

Цель: образование сравнительной степени прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

Кошка ласковая, а котенок - ласковее

Козленок спокойный, а коза - спокойнее

Щенок игривый, а котенок - игривее

Корова добрая, а теленок - добрее

Лошадь резвая, а жеребенок - резвее

Собака большая, а пес - больше

У овцы шерсть мягкая, а у ягненка - мягче

У крольчихи уши длинные, у крольчонка менее длинные

Свинья упитанная, поросенок - менее упитанный

Конь выносливый, лошадь – менее выносливая

Коза крупная, козел – более крупный

Корова добрая, теленок – более добрый

Крольчиха пугливая, крольчонок - более пугливый

Щенок лохматый, пес – более лохматый

Кот ловкий, кошка – более ловкая

У ягненка шерсть кудрявая, у овцы – более кудрявая

Тарелка маленькая, а тарелочка меньше

Чайничек горячий, а чайник горячее

Озеро глубокое, а море глубже

Ёлочка высокая, а ель выше

Ручей широкий, а река шире

Юбочка длинная, а юбка длиннее

Игра «Измени слово»

Цель: образование превосходной степени прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно

Кролик пугливый, крольчонок - пугливейший

У теленка хвост длинный, а у быка – длиннейший

У барана шерсть мягкая, а у ягненка – наимягчайшая

Собака добрая, а щенок – наидобрейший

Лошадь сильная, а конь – сильнейший

Кролик трусливый, а крольчонок – наитрусливейший

Козленок бодливый, а козел – бодливейший

Поросенок ленивый, а боров – ленивейший

Котенок шустрый, а кошка – шустрейшая

7.  Синонимы, антонимы

Игра «Скажи наоборот»

Цель: подбор противоположных признаков предметов - антонимов.

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно

веселый – грустный

быстрый – медленный

красивый – безобразный

пустой – полный

худой – толстый

умный – глупый

трудолюбивый – ленивый

тяжелый – легкий

трусливый – храбрый

твердый – мягки

светлый – темный,

длинный – короткий

высокий – низкий

острый – тупой

горячий – холодный

больной – здоровый

широкий – узкий

глубокий – мелкий

сильный – слабый

жидкий – густой

темно — светло

друг - враг

день - ночь

радость - печаль

потолок - пол

жара - холод

зло - добро

правда - ложь

говорить - молчать

покупать - продавать

поднимать - опускать

бросать - поймать

прятать - искать

зажигать - тушить

одеть - раздеть

потерять - найти

положить - убрать

дать - взять

налить - вылить

хорошо - плохо

тяжело - легко

высоко - низко

далеко - близко

Игра «Похожие слова»

Цель: подбор схожих по смыслу слов – синонимов

Оборудование: мяч

Ход: Педагог называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг

Грусть — радость — печаль

Еда — очистки — пища

Танец — пляска — песня

Бежать — мчаться — идти

Думать — хотеть — размышлять

Шагать — сидеть — ступать

Слушать — глядеть — смотреть

Трусливый — тихий — пугливый

Старый — мудрый — умный

Бестолковый — маленький — глупый

Смешной — большой — огромный

Игра «Скажи, похоже»

Цель: подбор схожих по смыслу слов – синонимов

Оборудование: мяч

Ход: Педагог бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок называет слово и бросает мяч обратно

думать - размышлять

открыть - отворить

отыскать - найти

зябнуть - мерзнуть

поразить - удивить

шалить - баловаться

забавлять – развлекать

приятель - друг

грусть - печаль

еда - пища

пляска - песня

бежать - мчаться

прощать - извинять

звать - приглашать

реветь - плакать

мчаться - нестись

вертеться - крутиться

опасаться - бояться

бросать – кидать

шагать - ступать

глядеть - смотреть

трусливый - пугливый

мудрый - умный

бестолковый - глупый

большой — огромный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр

Речевые игры для детей 5-6  лет...