РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
(6-7 лет)
1. Согласование существительных с порядковыми числительными |
2. Изменение существительных единственного и множественного числа по падежам |
3. Образование сложных слов |
4. Образование глаголов с помощью приставок |
5. Образование притяжательных прилагательных |
6. Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени |
7. Синонимы, антонимы |
- Согласование существительных с порядковыми числительными
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: согласование существительных с порядковыми числительными
Оборудование: мяч
Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок считает любые слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч обратно
- Изменение существительных единственного и множественного числа по падежам
Игра «Художник» (Родительный падеж)
Цель: образовывание формы родительного падежа
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу «Художник нарисовал кого?» и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет слово
Словарный материал: медведь, собака, белка и тд.
Игра «Кому отдать?» (Дательный падеж)
Цель: образовывание формы дательного падежа
Оборудование: картинки животных
Ход: Ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой (либо картинки подобраны с разным количеством объектов)
«Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.
Игра «Кто больше назовет?»
Цель: образовывание формы винительного падежа
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу «Что можно шить?» или «Что можно связать?» или «Что можно штопать?» или «Что можно завязывать?», или «Что можно надуть?» или «Что можно обуть?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
Словарный материал к «Что можно шить?»: платье, сарафан, рубашку, юбку, сапоги
Словарный материал к «Что можно связать?»: шапку, варежки, шарф, салфетку
Словарный материал к «Что можно штопать?»: носки, чулки, шарф
Словарный материал к «Что можно завязывать?»: ленточки, шнурки, веревку, кушак, канат и тд.
Словарный материал к «Что можно надеть?»: одежду, головной убор и тд.
Словарный материал к «Что можно обуть?»: сандалии, сапоги, кеды и тд
Лото «С кем?» (Творительный падеж)
Цель: образовывание формы творительного падежа
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу «Работает чем?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
Словарный материал: молоток, топор, пила, отвёртка, пассатижи, шуруповёрт…
Игра «Мечты» (Предложный падеж)
Цель: образовывание формы предложного падежа
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу «Мечтает о чём?», кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
Словарный материал: шарик, велосипед, конфета, платье, кукла, щенок, игрушка..
- Образование сложных слов
Игра «Скажи одним словом»
Цель: образование сложных прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет слово
У сороки белые бока, поэтому ее называют - белобокая У синицы желтая грудь, поэтому ее называют - желтогрудая У снегиря красная грудь, поэтому его называют - красногрудый У дятла красная голова, поэтому его называют - красноголовый У вороны черные крылья, поэтому ее называют - чёрнокрылая У дятла острый клюв, поэтому его называют - остроклювым | Заяц с длинным ухом – длинноухий Заяц с коротким хвостом – короткохвостый Бык с длинным рогом – длиннорогий Лиса с рыжим хвостом – рыжехвостая Человек, который любит труд – трудолюбивый Корабль, который ходит быстро – быстроходный Легкие крылья – легкокрылый Бензин, колонка – бензоколонка |
Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник Спортсменка, которая ходит на лыжах - лыжница Спортсмен, который прыгает в воду – прыгун Спортсменка, которая прыгает в воду - прыгунья Спортсмен, который бегает – бегун Спортсменка, которая бегает – бегунья, Спортсмен, который занимается гимнастикой - гимнаст Спортсменка, которая занимается гимнастикой – гимнастка, Спортсмен, который плавает - пловец Спортсменка, которая плавает – пловчиха Лед колет – ледокол Сам катит – самокат Сам летает – самолет Бензин возит – бензовоз Везде ходит – вездеход На земле – наземный Под землей – подземный Железная дорога – железнодорожный Быстро ходит – быстроходный | Листья падают – листопад Снег падает – снегопад Звезды падают – звездопад Разводит сады – садовод Разводит леса – лесовод Сено косит - сенокос Сам ходит - самоход Сам летит - самолет Перевозит лес – лесовоз Воду возит – водовоз Звонит попусту – пустозвон Везде ходит – вездеход База для нефти – нефтебаза Ходит на атомной энергии – атомоход Пыль сосет – пылесос Рыбу ловит - рыболов |
- Образование глаголов с помощью приставок
Игра «Что делают?»
Цель: образование глаголов с помощью приставок при; у; за
Оборудование: мяч
Ход: Педагог называет слово и приставку, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
при | у | за | |
Ехать Идти Бежать Лететь | Приехать Придти Прибежать Прилететь | Уехать Уйти Убежать Улететь | Заехать Зайти Забежать Залететь |
- Образование притяжательных прилагательных
Игра «Чей? Чья? Чье?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванино ухо и тд
Игра «Чья голова?» и «Чей хвост»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу - ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает фразу
У вороны - воронья У рыси – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья | У лисицы – лисий У вороны – вороний У зайца – заячий У медведя – медвежий У волка – волчий У кошки – кошачий У белки – беличий У коровы - коровий |
.
- Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени
Игра «Закончи предложение»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
Кошка ласковая, а котенок - ласковее Козленок спокойный, а коза - спокойнее Щенок игривый, а котенок - игривее Корова добрая, а теленок - добрее Лошадь резвая, а жеребенок - резвее Собака большая, а пес - больше У овцы шерсть мягкая, а у ягненка - мягче | У крольчихи уши длинные, у крольчонка менее длинные Свинья упитанная, поросенок - менее упитанный Конь выносливый, лошадь – менее выносливая Коза крупная, козел – более крупный Корова добрая, теленок – более добрый Крольчиха пугливая, крольчонок - более пугливый Щенок лохматый, пес – более лохматый Кот ловкий, кошка – более ловкая У ягненка шерсть кудрявая, у овцы – более кудрявая |
Тарелка маленькая, а тарелочка меньше Чайничек горячий, а чайник горячее Озеро глубокое, а море глубже Ёлочка высокая, а ель выше Ручей широкий, а река шире Юбочка длинная, а юбка длиннее |
Игра «Измени слово»
Цель: образование превосходной степени прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово и бросает мяч обратно
Кролик пугливый, крольчонок - пугливейший У теленка хвост длинный, а у быка – длиннейший У барана шерсть мягкая, а у ягненка – наимягчайшая Собака добрая, а щенок – наидобрейший Лошадь сильная, а конь – сильнейший Кролик трусливый, а крольчонок – наитрусливейший Козленок бодливый, а козел – бодливейший Поросенок ленивый, а боров – ленивейший Котенок шустрый, а кошка – шустрейшая |
7. Синонимы, антонимы
Игра «Скажи наоборот»
Цель: подбор противоположных признаков предметов - антонимов.
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно
веселый – грустный быстрый – медленный красивый – безобразный пустой – полный худой – толстый умный – глупый трудолюбивый – ленивый тяжелый – легкий трусливый – храбрый твердый – мягки светлый – темный, длинный – короткий высокий – низкий острый – тупой горячий – холодный больной – здоровый широкий – узкий глубокий – мелкий сильный – слабый жидкий – густой темно — светло | друг - враг день - ночь радость - печаль потолок - пол жара - холод зло - добро правда - ложь говорить - молчать покупать - продавать поднимать - опускать бросать - поймать прятать - искать зажигать - тушить одеть - раздеть потерять - найти положить - убрать дать - взять налить - вылить хорошо - плохо тяжело - легко высоко - низко далеко - близко |
Игра «Похожие слова»
Цель: подбор схожих по смыслу слов – синонимов
Оборудование: мяч
Ход: Педагог называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг Грусть — радость — печаль Еда — очистки — пища Танец — пляска — песня Бежать — мчаться — идти Думать — хотеть — размышлять | Шагать — сидеть — ступать Слушать — глядеть — смотреть Трусливый — тихий — пугливый Старый — мудрый — умный Бестолковый — маленький — глупый Смешной — большой — огромный |
Игра «Скажи, похоже»
Цель: подбор схожих по смыслу слов – синонимов
Оборудование: мяч
Ход: Педагог бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок называет слово и бросает мяч обратно
думать - размышлять открыть - отворить отыскать - найти зябнуть - мерзнуть поразить - удивить шалить - баловаться забавлять – развлекать приятель - друг грусть - печаль еда - пища пляска - песня бежать - мчаться | прощать - извинять звать - приглашать реветь - плакать мчаться - нестись вертеться - крутиться опасаться - бояться бросать – кидать шагать - ступать глядеть - смотреть трусливый - пугливый мудрый - умный бестолковый - глупый большой — огромный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста
Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель –развитие умений в составлении рассказа по сюжетной картине...
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»
Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...

