РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр
картотека по развитию речи (средняя группа)

Нещадым Надежда Николаевна

Речевые игры для детей 5-6  лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry._5-6_let.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

(5-6 лет)

  1. Образование множественного числа глаголов
  1. Образование относительных прилагательных
  1. Образование однокоренных слов
  1. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (перед, к, около)

  1. Образование множественного числа глаголов

Игра «Олины помощники»

Цель: образование формы множественного числа глаголов

Оборудование: кукла (ребёнок)

Ход: Педагог рассказывает детям, что к ним в гости пришла кукла  со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают кукле делать. Затем педагог показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у куклы? Это глаза - помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.

  1. Образование относительных прилагательных

Игра «Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает  мяч и называет    слово

Стакан из стекла - стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

Нож из металла – металлический

Контейнер из пластмассы - пластмассовый

Плита из камня –    каменная

Кувшин из глины – глиняный          

Ведро из железа – железное

Ваза из хрусталя – хрустальная

Платье из шёлка – шёлковое

Дом из кирпича  – кирпичный

Ступенька из бетона –  бетонная

Книга из бумаги - бумажная

Гора изо льда - ледяная

Игра «Какое это блюдо»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных

Оборудование: мяч

Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок  возвращает  мяч и называет слово

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина)?

  1. Образование однокоренных слов

Игра «Родственнички»

Цель: образование новых слов с помощью суффиксов

Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает  мяч и называет    слово

Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий

Дом – домик – домишко – домище

Лиса – лисёнок – лисица – лисонька – лисий

Белка – бельчонок – белочка – беличий

Стол – столик - столовый

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать?», «А если большая?»,  «Как называется суп с рыбой?»,  «Как называется человек, который ловит рыбу?"

  1. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (перед, к, около)

Игра «Неделька»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами  перед, за

Ход: В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одной из дней недели. Педагог предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем педагог задает, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой?», «Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.

Игра «Подойди»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами  к, около

Оборудование: мяч

Ход: Педагог бросает мяч ребенку,  произносит фразу «Подойди к..» или  «Встань около….», ребёнок выполняет задание, произносит фразу и возвращает  мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр

Речевые игры для детей 6-7 лет...