РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. картотека речевых игр
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
(5-6 лет)
|
|
|
|
- Образование множественного числа глаголов
Игра «Олины помощники»
Цель: образование формы множественного числа глаголов
Оборудование: кукла (ребёнок)
Ход: Педагог рассказывает детям, что к ним в гости пришла кукла со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают кукле делать. Затем педагог показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у куклы? Это глаза - помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.
- Образование относительных прилагательных
Игра «Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет слово
Стакан из стекла - стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический Контейнер из пластмассы - пластмассовый Плита из камня – каменная Кувшин из глины – глиняный | Ведро из железа – железное Ваза из хрусталя – хрустальная Платье из шёлка – шёлковое Дом из кирпича – кирпичный Ступенька из бетона – бетонная Книга из бумаги - бумажная Гора изо льда - ледяная |
Игра «Какое это блюдо»
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных
Оборудование: мяч
Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет слово
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина)?
- Образование однокоренных слов
Игра «Родственнички»
Цель: образование новых слов с помощью суффиксов
Ход: Педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку – ребёнок возвращает мяч и называет слово
Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий Дом – домик – домишко – домище | Лиса – лисёнок – лисица – лисонька – лисий Белка – бельчонок – белочка – беличий Стол – столик - столовый |
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать?», «А если большая?», «Как называется суп с рыбой?», «Как называется человек, который ловит рыбу?"
- Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (перед, к, около)
Игра «Неделька»
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами перед, за
Ход: В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одной из дней недели. Педагог предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем педагог задает, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой?», «Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.
Игра «Подойди»
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами к, около
Оборудование: мяч
Ход: Педагог бросает мяч ребенку, произносит фразу «Подойди к..» или «Встань около….», ребёнок выполняет задание, произносит фразу и возвращает мяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста
Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель –развитие умений в составлении рассказа по сюжетной картине...
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»
Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...

