Подготовка воспитателя к выразительному чтнению
консультация по развитию речи

Михель Юлия Анатольевна

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми дошкольного возраста, так как они выступают в основном в роли слушателей, а не читателей. Именно от него зависит то, как дети воспримут художественное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_vospitatelya_k_vyrazitelnomu_chteniyu.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми дошкольного возраста, так как они выступают в основном в роли слушателей, а не читателей. Именно от него зависит то, как дети воспримут художественное произведение.

Педагог должен стремиться донести до детей не только сюжет, но и идею произведения, его смысловую сущность, передать художественную природу произведения, творческие приёмы автора.

Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца передает настроение текста, расставляет акценты на основных словах и задает темп речи. 

Выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка.

Предварительная работа педагога влияет на качество проведения занятий.

Выразительно и доходчиво прочитать текст можно только тогда, когда он вам знаком и предварительно подготовлен к чтению. Поэтому текст для занятия необходимо прочитывать заранее. Перечитывая и обдумывая литературное произведение, воспитатель эстетически оценивает художественные образы, в результате чего в его сознании возникает цепь ярких представлений (видений), появляется понимание задачи чтения, цели словесного действия.

После знакомства с произведением идет анализ текста, который естественным образом сопровождается работой воссоздающего воображения.

Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей, и ищет средства, как облегчить им восприятие текста.

Особое внимание нужно уделять произношению слов. Неправильные ударения в словах, фонетические отклонения от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность. Если возникают затруднения при правильном произношении слова (правильности поставленных ударений), необходимо обратиться к словарю. Нужно проверить свое знание значений всех употребляемых вами слов.

Правильно эмоционально окрашенное чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу. Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого. Очень важен жест при чтении и рассказывании: он дополняет слово, делает его более весомым.

При подготовке к чтению воспитатель должен подумать, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям. А также следить за дикцией – четко и правильно произносить все звуки, слова и фразы в целом.

Одним из эффективных приёмов выразительного чтения является зрительный контакт с детьми. Педагог во время чтения должен отрываться от книги и следить за эмоциональным откликом детей на произведение.

Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Чтение — это встреча ребенка, чаще всего первая, с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной: важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный, тактичный разговор о прочитанном приглашал ребенка к размышлениям, помогал подняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни.

Выразительному чтению можно научиться, главное – готовиться к занятию и заранее прочитывать текст.

Список используемой литературы:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.

2. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

3. https://www.vospitatelru.ru/categories/6/articles/2383  Колесникова Е.А.

4. https://sv-zahezina-ds12-kusa.educhel.ru/folders/post/2580139 Захезина Н.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"

Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада

Выразительное чтение воспитателя – это, с одной стороны способ довести до ребенка всю гамму эмоций содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой – способ развития и соверше...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

По программе в  развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...

Программа саморазвития воспитателя «Развитие выразительной речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»

Программа саморазвития воспитателя «Развитие выразительной речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»...

Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада

Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия. Усвоение речи состоит в пони...