Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Пересказ рассказа Н. Калининой "Про Снежный колобок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Занятие  по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по развитию речи в старшей группе

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Возраст: старшая группа (5 - 6 лет)

Приоритетная область: речевое  развитие

Программное содержание:

Цель: создание условий для развития связной речи детей посредством пересказа по схемам -  картинкам.  

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать  умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы с опорой на схемы (с использованием мнемотаблицы),  без помощи вопросов воспитателя.
  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы  (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры); расширять представления о  снежных забавах.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, подбирать подходящие по смыслу прилагательные, глаголы, существительные.
  • Активизировать словарь детей.

Развивающие:

  • Способствовать развитию связной речи  при пересказе художественного произведения и навыков составления распространённых ответов на вопросы.
  • Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, память, творческое воображение.
  • Развивать интерес к исследовательской  деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, закономерности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать такие качества, как доброжелательность и отзывчивость, сопереживание.

Средства реализации: рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворение И. Сурикова «Зима», снег в виде колобка, графическая схема к рассказу Н. Калининой «Про снежный колобок».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы,  художественное слово, объяснения, инструкции.

Наглядные: иллюстративный материал к рассказу, карточки - схемы, демонстрационный материал.

Игровые: игровая ситуация, сюрпризный момент, проведение речевых игр.

Практические: упражнение с раздаточным материалом, счёт предметов.

Предварительная работа: проведение дидактических игр, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме, игры со снегом на прогулке, экспериментальная деятельность «Что случится со снегом в помещении».

Оборудование: портрет Н. Калининой, снежный колобок, иллюстративный материал для пересказа, мнемотаблица, иллюстративный материал к рассказу, мяч, поднос со снегом, веселые и грустные снежки.

Ход занятия

  1. Организационно - мотивационный этап. 

Эмоциональный настрой детей на образовательную деятельность.

С добрым утром, с ясным днем,

Вместе с солнышком встаем.

С добрым утром, с ясным днем,

Очень весело живем!

 Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

-  Доброе утро, ребята!

Ребята, к нам сегодня  пришли гости.  Давайте поприветствуем их, улыбнёмся им и скажем: «Доброе утро!»

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

- О каком времени года идет речь в стихотворении И. Сурикова? 

- Почему вы так думаете? (Потому что снег идёт, всё кругом стало белым - бело)

- Правильно. На дворе наступает  зима. А что бывает зимой?

Речевая игра  с мячом «Что бывает зимой?» (Признаки, забавы и игры зимой).

Задание: Составить предложения, начиная его  со слова «зимой…».

 Зимой…

  • Зимой все кругом покрыто белым покрывалом — снегом.
  • Зимой  люди надели теплую одежду.
  • Зимой на улице стало холодно и т.д.

 Сюрпризный момент

Отгадайте загадку

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

-Что это? (снежок)

- Помните, как мы с вами лепили снеговика. Как мы его лепили?

- Катали снег, получалось у нас что? (Колобок). 

- Дети, когда я шла в детский сад, я нашла вот такой колобок. Из чего он? (Из снега).

- Правильно, колобок из снега, значит, он какой? (Снежный).

- Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный).

- Давайте оставим его в группе, посмотрим, что произойдет?

- Когда вы трогали снежок, что почувствовали ваши руки? У вас замёрзли руки? Давайте, согреем их.

Дыхательное упражнение «Погреем ладошки» (выполняем стоя)

Руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог (ХА) (щёки не надуваем).

Речевые игры «Что делает?»,  «Соберите семейку слов к слову «снег»

- Что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется) .

- Соберите семейку слов (родственные слова) к слову «снег»? »

(снег, снегопад, снежок, снегурочка, снежинка, снежный, снеговик, снегокат, снегоход...)

2. Основная часть

- Ребята, а я знаю рассказ про снежный колобок, вы хотите его послушать?

- Рассказ нужно внимательно послушать и вечером рассказать его дома своим родным.

- Рассказ называется «Про снежный колобок». Его написала Наталья Калинина (Воспитатель показывает портрет писательницы).

Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

1) Чтение рассказа Н.Д. Калининой  «Про снежный колобок»

Воспитатель читает рассказ в первый раз.

2) Беседа по содержанию прочитанного. 

В ходе беседы педагог помещает на  доску соответствующие схемы.

1. Как называется рассказ?  

Где гуляли дети (гуляли) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся) (схема №1)   

2.  Что делали ребята во дворе?  (Лепили из снега бабу) (схема №2)   

3. Что слепил Алеша? (Алёша слепил снежный колобок) (схема №3)   

4. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот) (схема №4)

5. Куда вернулись ребята? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.) схема № 5

6. Что сделал Алеша с колобком? (Жалко Алёше колобок во дворе оставлять, взял он его и положил в карман) (схема  № 6)

7. Что делал Алеша, когда пришел в детский сад? (Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок) (схема  № 7)

8. Что делали ребята в детском саду после прогулки? (Ребята пообедали, легли после обеда спать) (схема  № 8)

9. Что сделал Алеша, когда проснулся? (Когда проснулись, Алёша вспомнил про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.) (схема № 9 – 11)

10. Что увидел Алёша в кармане? (Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки) (схема № 12)

-  Ребята, А колобок где? — спрашивает автор.

- Ева, попробуй ты спроси. И ты, Лиза, спроси?

— А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши? (Снежный ком в тепле  растаял.) 

— Правильно, в тепле снег тает.

11. Как вы думаете, что почувствовал Алёша, когда понял, что его колобок растаял? (расстроился, досаду, обиду).

- Что вам больше всего понравилось в рассказе?

- Ребята, а почему это произведение рассказ, а не сказка? ( Рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, которые были на самом деле)

3) Физкультминутка

— Дети, давайте поиграем в снежки:

Наконец пришла зима, — руки в стороны

Стали белыми дома, — домик над головой

Снег на улице идёт — движение рук сверху вниз

Дворник улицы метёт — имитация

Мы катаемся на санках — приседание, руки вперёд

Пишем на катке круги — руки за спину, повернуться вокруг себя

Ловко бегаем на лыжах — имитация

И играем все в снежки — лепят и бросают снежки

4) Повторное чтение рассказа

Рассказ внимательно запоминаем, потом вам его нужно будет пересказать.

5). Пересказы детей с использованием мнемотаблицы

- Скажите, из каких частей состоят рассказы (начало, середина, конец).

а) Предлагаю начать пересказывать по цепочке, последовательно по схемам ,будьте внимательны

 (1 раз пересказывают рассказ 3 воспитанника)

б) Кто хочет пересказать рассказ с начала до конца?

(Пересказывает 1 – 2 ребенка с опорой на картинки. Воспитатель оценку пересказов детей даем сразу).

- Кто сможет пересказать рассказ без опоры на картинки? (Пересказывают 1- 2 детей).

6) Индивидуальна работа за столом каждым ребенком (Ребята садятся за столы)

 Задание. Последовательно разложить картинки в соответствии, как происходят события в рассказе.

Творческое задание

Вариант №1 Ребята, а давайте каждый из вас сделает своего снеговика. (Дети садятся за другие столы, где они выкладывают из геометрических фигур своего снеговика)

Вариант №2 Творческое задание

- Ребята, Алёша расстроился из-за того, что его колобок растаял, давайте придумаем продолжение рассказа, чтобы Алёша пошел домой с хорошим настроением.

- Как вы думаете, что могло быть дальше? (Ответы детей)

Заключительная часть. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали на занятии?

- Получилось ли у нас пересказать рассказ «Про снежный колобок»?

- Что помогло нам запомнить и пересказать этот рассказ?

- Как вы думаете, где можно было бы сохранить снежного колобка?

- Какое у вас настроение?

- Выберите свой снежок (веселый или грустный).  

Информационные ресурсы:

1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

3. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников старшая  группа. (от 5 до 6 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.

4. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010,  с.34)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял".

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"Программные задачи:1.     Учить передавать литературный текст связно, посл...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий....