Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа :Лучики )
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лухина Марина Геннадьевна

Развития речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_rechi_2.docx20.7 КБ
Файл razvitiya_rechi.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа :Лучики )

                                                                      Подготовила:Лухина М.Г

Цель:

-расширять представления детей о весне, ее признаках;

- упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к

существительным;

развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;

- учить устанавливать причинно- следственные связи, взаимосвязь и

последовательность явлений природы;

- активизировать познавательную активность детей;

Ход:

В: У природы нет плохой погоды. Да, каждое время года очаровательно по своему. Но у весны своя, особенная прелесть. Перелётные птицы возвращаются домой. Просыпаются и оживают деревья, растения и насекомые.

Загадка:

1. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна».

А какие еще времена года вы знаете? (дети называют времена года)

Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает… (снег, повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые… (листики) и на смену зиме приходит… (весна). Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это кнам пришло теплое… (лето). Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая… (осень). Ну а за осенью снова приходит… (зима).

Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!

А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе? Правильно, весна!

А откуда вы это знаете? Как поняли, догадались, что к нам в гости пришла весна(дети называют признаки весны)

Как много признаков весны вы назвали!

ВДавайте теперь поиграем: я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)

- Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)

- На крышах вырастают белые морковки (сосульки). И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя капель.

- Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег)

Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну.

- На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)

- А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)

- И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют…

(подснежниками)

- А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)

- Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)

Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне?

2. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Физкультминутка «Бабочка»

(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)

Спал цветок, и вдруг проснулся,

(дети открывают глаза)

Больше спать не захотел.

(поднимают головы от колен)

Шевельнулся, потянулся,

(потягиваются)

Взвился вверх – и полетел!

(вскакивают, имитируют взмахи крыльями)

Только солнышко проснется,

Бабочка кружит и вьётся

(«летают» по кругу)

Чтение стихотворения “Март ”

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц март.

В: Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?

Ребята, но есть три весенних месяца: март, апрель, май.

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Март - открывает весну. Март-Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам

шумная вода. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят«Грач на дворе, весна на горе»«Грач - зиму расклевал».

Апрель - за мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются. Поэтомуапрель называют «снегогоном». К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем». Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран: скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не

ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.

Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.

Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый

теплый весенний месяц. Его называют «травень»«цветень». Май леса

наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник». Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки.

Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна. Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы: надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора: сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи.

Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике.

Д/игра «Скажи ласково».

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы

ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Зрительная гимнастика:

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Игра «Скажи наоборот».

- Зимой снег белый, а весной (серый)

- Зимой снег чистый, а весной (грязный)

- Зимой дни холодные, а весной (теплые)

- Зимой дни короткие, а весной (длинные)

- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

- Зимой небо серое, а весной (голубое)

- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

- Зимой похолодало, а весной (потеплело)

В: А теперь, ребята, встаньте. Мы немножко отдохнем и разминку проведем.

Физминутка "Мишка"

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Итог:

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

305501, с. Беседино, д.265А,  телефон (4712):59-71-31, электронная почта kurskii92@mail.ruИНН 4611004895  КПП 461101001  ОГРН 1024600617029  ОКПО 21832638

Конспект по развитию речи в старшей  группе :Лучики «Прогулка »

                     

                                                       Подготовила воспитатель  Лухина М.Г

Тема«Прогулка »

Программное содержание :

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

-закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

-создавать положительный эмоциональный фон.

Материалы:

Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, карточки - задания, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблон птиц, карандаш простой, ножницы, клей, бумага белая.

Словарная работа.

Морская почта, скумбрия, переплывает, длинноухий, голубоглазый, седовласый.

Предварительная работа.

Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".

Ход НОД

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

- Добрый день!

Дети:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

2. Актуализация знаний.

- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Лы-лы-лы – забиваем мы голы,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Са-са-са – под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,

Ша-ша-ша – мама моет малыша,

Ар-ар-ар – кипит наш самовар,

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,

Та-та-та – у нас в доме чистота,

Ча-ча-ча горит в комнате свеча,

Оч-оч-оч – наступила ночь.

3. Основная часть.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы отправимся в путешествие. А чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, нужно выполнить задание. У вас на столах лежит лист бумаги, на котором нарисованы цифры от 1 до 7 нужно соединить все цифры по порядку, тогда мы узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. Что же у нас получилось? (корабль) Правильно, значит, сегодня нам предстоит прогулка по морю на корабле. А я буду вашим капитаном.

Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно. Закройте глаза и представьте себе, что вы отправляетесь на большом корабле в дальнее плавание. Вода спокойная, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу.

А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке. (дети отгадывают загадку и называют название остановки).

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете… (кит)

Кит приготовил для вас задание, если мы с ним справимся, то сможем отправиться дальше на прогулку по морю.

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

-Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ.

-Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Игра "Назови одним словом"

.- дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

- лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

-волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

- курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

- стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

- акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

-шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

-Молодцы, вы справились с заданием. Следующая игра "Четвёртый лишний".

Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)

Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)

Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)

Ребята встаньте в круг - поиграем в игру "Один-много".

Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука- много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

-Нам пора отправляться дальше, задания, которые были на этом острове мы выполнили молодцы, так держать! Поплыли дальше на встречу к новым испытаниям.

Вижу остров на пути, отгадайте загадку и тогда вы узнаете его название:

Кто на жердочке сидит,

Сам с собою говорит?

Кто же это, угадай?

Догадался?

(Попугай)

Дидактическая игра «Дерево звуков».

Дети видят, что под деревом находятся попугай и змея. Они отвернулись друг от друга.

Воспитатель: Что случилось?

Дети: Попугай и змея поссорились, потому- что не могут поделить бананы, которые растут на этой пальме.

Воспитатель: Как нам их помирить? Ой! Тут на бананах что-то написано.

Дети: Буквы!

Воспитатель снимает с пальмы два банана. Какие буквы здесь написаны? (З, С). Чем же отличаются звуки, обозначающие эти буквы?

Дети: З- это звонкий звук, а С –это глухой звук.

Воспитатель: Как поделим?

Дети: Если звук звонкий, то банан отдадим попугаю, потому- что он громко и звонко кричит, а если звук глухой, то банан отдадим змее, потому- что она шипит тихо.

Воспитатель: Посмотрите, попугай и змея помирились и смотрят друг на друга весело! Они хотят с нами поиграть!

Наш корабль, получил радиосигнал с другого корабля, который столкнулся об скалу. И от удара приборы стали показывать странные «сломанные» буквы. Давайте, починим буквы и узнаем что стало причиной столкновения. Получаем слово — Туман.

Звуковой анализ слова туман.

У себя на местах выполните задание. Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Какой четвертый звук? Какой пятый звук? Сколько слогов? На какой звук падает ударение? Вызываю по одному ребенку. Давайте выложим это слово буквами. Работа с кассами букв.

Значит из-за тумана корабль столкнулся об скалу.

А вот еще задание «Кто больше составит слов».

(на доске выставлены два столбика слогов. Соедините слоги правого и левого столбика так, чтобы они образовали слова).

РЫ РЕ

МО БО

НЕ БА

Молодцы.

А теперь пришло время отдохнуть.

Физминутка “Кораблик”

Ветер по морю гуляет (плавные движения)

И кораблик подгоняет (ноги по очереди сгибаем)

Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)

на раздутых парусах. (руками показываем вверх-вниз)

Игра«Закончи предложение!» У рыб есть плавники, а у человека (нет плавников) У акулы есть хвост, а у человека …. У черепахи есть панцирь, а у человека… У дельфина есть зубы, а у человека… Воспитатель: Задания выполнили. Можем плыть дальше. Отправляемся на следующий остров.

Гимнастика для глаз - Ребята, замрите. Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

Прогулка наша окончена, и нам нужно возвращается в детский сад. Закройте глаза и представьте себе, что вы отправляетесь на большом корабле в обратный путь. Вода спокойная, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу.

Вот мы и на месте.

4. Итог занятия.

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Что больше, вам понравилось?

- Как вы думаете, справились ли вы с заданием.

- А какое задание для вам было самым сложным.

- Посмотрите, я поставлю перед вами 2 баночки. Если вы считаете, что вы справились полностью с заданиями, то возьмите по морковке, если, вам в чем - то было тяжело и не все успели сделать, то возьмите ёлочку. Покажите нашим гостям, ваши карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)

конспект по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Весна- Красна » (старшая группа)

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.ЗАДАЧИ:Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки...

Конспект занятия по развитию речи "Весна" в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи "Весна" в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Весна» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Весна» в старшей группе.

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.Задачи:Образовательные задачи:- Обогащать и расширять словарный запас детей по теме.- Систематизировать знания о весенних явлениях приро...