Картотека дидактических игр, используемых в работе с карты Проппа
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Картотека дидактических игр, используемых в работе с карты Проппа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_karty_proppa.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека творческих игр по знакомству детей с картами Проппа.

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

Сторожева.Г.А.

МБДОУ Д/с 12 г.Еманжелинск Челябинской области

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить детей составлять рассказ, помочь ребенку запомнить последовательность сказки используя карты Проппа.

Для игры необходимо использовать карты Проппа для моделирования сказок.

Ход игры:

По порядку перед ребенком выкладываются карты Проппа одной из сказок. Одна карта нарочно убирается. Перед ребенком ставится задача вспомнить. какая часть сказки пропущена и какой карты не хватает. Если ребенок затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую карту в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать сказку.

«Хороший — плохой»

Цель. Формировать у детей представления о положительных и отрицательных чертах характера героев, умение правильно оценивать их действия.

Материал: картинки с изображением героев сказок, два смайлика (грустный и веселый)

Правила игры:

В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хороших героев, а какие – плохих; объяснить свой выбор и распределить картинки на две группы «хороший» и «плохой», прикрепляя их к смайликам.

Игровые действия:

Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хороший» - веселый смайлик и «плохой» - грустный смайлик.

«Сказочная цепочка»

Цель игры: научить детей составлять предложения используя карты Проппа. Уточнять и закреплять последовательность событий сказок.

Материал: набор карт Проппа

Ход игры:

Выбирается сказка, по сюжету которой будет выкладываться сказочная цепочка.

Далее ребенку предлагаются карты Проппа, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – карта выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данной карты.

«Чудеса в решете»

Цель. Формировать у детей представления о том, как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство в сказках (волшебное слово, палочка и другие волшебные предметы, и их действия).

Материал: Решето (картинка с вырезанными окошками для картинок), картинки для окошек с изображением волшебных предметов из сказок.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением волшебного предмета. Он должен назвать что это и рассказать в какой сказке этот волшебный предмет встречается. Если ребенок успешно справляется с заданием, то он получает картинку, вставляя ее в окошко в своем решете, тем самым заполняя его чудесами.

Можно предложить два решета двум детям и устроить соревнование, у кого будет больше чудес в решете.

«Чепуха»

Цель. Осмысление назначения той или иной функции карт Проппа.

Материал: набор карт Проппа
Ход игры:

Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

Детям предлагаются две карты. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона». Дается задание придумать два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути этих функций:
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

«Кто на свете всех злее?»

Цель. Учить детей выявлять злых и коварных сказочных героев, описывая их внешний облик, характер, образ жизни, привычки, жилище.

Материал: карточки с изображением злого и доброго человечка.

Ход игры:

Дети называют злых и коварных сказочных героев, описывая их характер, внешний облик, образ жизни и т. д. Если ребенок справился с заданием, он получает карточку с изображением злого человечка. У кого в конце игры будет больше таких карточек, тот считается победителем.

Таким же образом проводится игра, где анализируются положительные герои, и дети получают карточку с веселым человечком.

«Что общего?»

Цель. Формировать у детей умение проводить сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними.

Материал: два набора карт Проппа.

Ход игры:

Дети проводят сравнительный анализ двух сказок, например: («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»); используя карты Проппа для выкладывания сюжета сказки. В конце игры делая вывод, в чем сходство, а в чем различие этих сказок.


«Что в дороге пригодится?»

Цель. Уточнять знания о волшебных предметах из сказок. Упражнять детей в придумывании новых предметов – помощников.

Материал: картинки с изображением волшебных и не волшебных предметов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с волшебными предметами (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Дети называют, что это и чем этот предмет может помочь в дороге. Если воспитатель показывает картинку с обычным, не волшебным предметом (чайник, пылесос и т. д.), дети придумывают новых предметов-помощников.

«Волшебные имена»

Цель. Уточнять знание сказочных героев.

Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить и назвать сказочных героев. Когда ребенок называет одного из них, воспитатель просит объяснить, почему его так назвали.

Можно ввести соревновательный момент, когда дети получают карточки за правильный ответ. Побеждает тот ребенок, кто больше назовет сказочных героев.

«Волшебные или чудесные вещи»

Цель. Запоминание и осмысление карт Проппа

Материал: картинки с изображением сказочных героев

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением сказочного героя с вопросом: «Что этому герою в дороге пригодиться?». Дети придумывают волшебную вещь для героя, объясняя для чего она ему будет нужна и какую функцию она будет выполнять


«Волшебные или чудесные вещи»

Придумываем волшебную вещь для какого – либо героя.

«Заветные слова»

В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Дидактическая игра «Что общего»

Цель: проведение сравнительного анализа сказок с точки зрения сходства и различий между ними

«Четвертый лишний»

Перед детьми раскладываются картинки (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, колобок, мышка). Они определяют лишнего героя и объясняют свой выбор.

«Сказочный словарь»

Детям предлагается придумать новый сказочный предмет, которого нет в известных им сказках и по возможности объяснить его назначение, нарисовать.

Дидактическая игра «Сказка наизнанку»

Предложить детям придумать сказку «наоборот» используя карты Проппа;

Предлагаем детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою — новую сказку. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

Дидактическая игра "Сказка-наизнанку".

Вспоминаем с детьми хорошо знакомую сказку и предлагаем поменять характер у её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый, Непослушная Золушка довела до белого каления добрую мачеху, Колобок съедает всех героев, и они становятся его начинкой, Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сказки.
Дидактическая игра «Коллаж из сказок".

Предложить детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою — новую сказку. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

Эти игры – задания можно включить в образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы с картами Проппа»

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно.Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную ф...

Картотека творческих игр по знакомству детей с картами Проппа

Картотека содержит подбор и описание творческих игр по знакомству дошкольников с картами Проппа...

Авторские дидактические пособия по ознакомлению дошкольников с картами Проппа

Данные дидактические игры изготовлены своими руками и направлены на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с картами Проппа...

Картотека. Использование дидактических игр на этапе знакомства с картами Проппа

Картотека .Использованиедидактических игр на этапе знакомства с картами Проппа...