Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»
р. п. Куйтун, ул. 8 марта д.1
тел:89021796992
e-mail: elenashumanskaya@mail.ru
Официальный сайт: www.kapelka.edukuitun.ru
Муниципальный конкурс методических разработок
«Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию»
Конспект занятия на тему: «Письмо в Африку»
Разработала:
Барташук Е.Н., воспитатель
Куйтун 2025г.
Тема: «Письмо в Африку»
Возрастная группа: 4-5 лет
Актуальность:
Представления дошкольников о символах России поверхностны, воспитанники имеют слабое представление и называют только флаг России. Данная разработка поможет расширить представление воспитанников о государственных символах: флаге, гербе, гимне и негосударственных символах России: матрешке, медведе, березке, ромашке.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Цель: Создание условий, для ознакомления и систематизации знаний о государственных и народных символах России, через квест – технологию.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания о государственных символах России.
Развивающие:
Познакомиться с негосударственными символами России, выяснить, почему они к ним относятся, овладевать умением заучивать стихотворение по мнемотаблице.
Воспитательные:
Осмысливать, что у России существуют свои символы, обозначающие мощь и силу государства, приобщаться к культуре общения, работать в команде.
Ожидаемые результаты: закреплены знания о государственных символах России, знакомых воспитанникам, сформированы представления о новых, для детей, негосударственных символах России.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Продолжительность проведения: 20 минут
Форма проведения: групповая
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.
Активизация детской деятельности: ознакомление; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.
Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр «Чьи следы?» «Чей хвост?», «Собери цветок», заучивание четверостишия по мнемотаблице .
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация исчезновения государственных символов России из патриотического центра в группе, физминутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением символов России, карточки с изображением зверей для д/игры «Чей хвост?», геометрические фигуры (круг, овалы) для д/игры «Собери ромашку», фотоаппарат для съемки, мнемотаблица, карта – схема, матрешка.
Словарная работа: активизировать в речи слова «гимн», «герб», «флаг», «государственные символы России»; обогатить словарь детей словами «государственные символы России»; «негосударственные символы России».
Индивидуальная работа (по мере затруднения).
Предварительная работа: презентации «Символы России», «Русская березка», беседа о государственных и народных символах России, заучивание стихотворений по мнемотаблице.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).
Организационный момент
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо, оно из далекой страны – Африки. Кто знает, что это за страна? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим от кого же это письмо. Так как вы не умеете читать, я вам зачитаю, а вы посмотрите картинки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в далекой стране – Африке, где много обезьян, жирафов, бегемотов, слонов и других животных. Лев – царь зверей и символ Африки. Здесь растет огромное дерево баобаб – символ Африки. У нас в Африке очень жарко и никогда не бывает зимы и снега. Напишите нам о своей стране, что у вас в России считается символами?
II. Основная часть. (15- мин).
Воспитатель: Письмо очень интересное, ребята, а вы хотите отправить свой ответ африканским детям? (ответы детей). Для того чтобы, отправить письмо, нужно его написать, а вы это пока не умеете делать, давайте соберем картинки, вложим их в конверт и отправим письмо в Африку. Выполнив задания, вы получите картинки. Какие государственные символы России вы знаете? Где они находятся у нас в группе? (ответы детей). Правильно, в патриотическом уголке! Ребята, а где же они, их нет в этом центре? Здесь какая - то карта! Давайте посмотрим, что же она обозначает, указаны цифры, это наверно задания? Первое задание: Нам надо вернуть на место государственные символы России. Как мы это сделаем? Смотрите на полу следы! Может они нам в этом помогут? Смотрите внимательно, куда ведут эти следы? Они ведут в приемную.
Дети находят картинку с государственными символами и возвращают ее на место. Волшебным фотоаппаратом делаем снимок флага, герба и гимна (фотография готова сразу) и вкладываем в конверт.
Воспитатель: Какая цифра следует за цифрой один? Правильно цифра 2! Находим эту цифру и выполняем задание. Сундучок, а в нем загадка, отгадайте ребята, что это.
Деревянные подружки, любят прятаться друг в дружке,
носят яркие одёжки, называются — … (Матрешки)
Воспитатель: Молодцы! Матрешка – это народный символ России. Фотографируем матрешку, фото готовое вкладываем в конверт.
Воспитатель: Какая цифра следует за цифрой 2? (ответы детей) Третье задание, находим под цифрой 3 (на столах находятся конвертики с разными животными). Посмотрите, ребята, все ли в порядке с животными? Чего не хватает? (ответы детей) В конвертах животные без хвостов, помогите им найти свой хвост.
Игра: «Чей хвост?»
На картинке звери без хвоста, детям надо правильно распределить хвосты животных (волк, лиса, заяц, белка, слон, обезьяна, лев, тигр).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Назовите животных, которые живут в российских лесах (лиса, заяц, белка, волк). Какие животные не живут в лесах России? (ответы детей: слон, обезьяна, лев, тигр)
Воспитатель: Вы правильно назвали животных, и хвосты правильно распределили, вот вам и подсказка за выполненное задание. Переверните картинку, посмотрите кто это? Скажите, пожалуйста, кто хозяин тайги? (ответы детей)
Воспитатель: Медведь! Фотографируем медведя и фото помещаем в конверт, он также является символом России.
Физминутка
В России горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (разводим руками)
Леса густые, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие!
Воспитатель: Ребята, какая следующая цифра идет за цифрой три? (ответы детей) Четвертое задание под цифрой 4, смотрим, что у нас находится на столе, что же это может быть? Желтый круг и овалы, соберите и скажите, какой это цветок? Правильно, ромашка - символ России! Фотографируем и фото ромашки помещаем в конверт, так как это народный символ России.
Воспитатель: Ребята, за цифрой четыре, какая цифра следует? Молодцы! Пятое задание не простое. На мольберте мнемотаблица для разучивания стихотворения.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
Воспитатель: Ребята, давайте выучим стихотворение по таблице! Кто сможет рассказать стихотворение о березке?
По мнемотаблице дети заучивают стихотворение.
О чем это стихотворение? (ответы детей). Правильно о березке! Березка – это символ России. Давайте мнемотаблицу отправим африканским ребятам, они выучат стихотворение о русской березке. Все задания мы выполнили, символы России в конверт поместили, можно письмо отправлять в Африку, ребятам.
III. Заключительная часть. (2 мин)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. Какие символы России мы отправим в конверте африканским детям? Что вам было легко выполнять, а в чем были трудности? За ваши старания угощайтесь бананами из Африки.
Аналитическая справка организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Письмо из Африки».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Программное содержание:
Цель: Создание условий, для ознакомления и систематизации знаний о государственных и народных символах России, через квест – технологию.
Образовательные:
Систематизировать знания о государственных символах России.
Развивающие:
Познакомиться с негосударственными символами России, выяснить, почему они к ним относятся, овладевать умением заучивать стихотворение по мнемотаблице.
Воспитательные:
Осмысливать, что у России существуют свои символы, обозначающие мощь и силу государства, приобщаться к культуре общения, работе в команде.
Словарная работа: гимн, герб, флаг, государственные и негосударственные символы России.
Методические приёмы: использование художественного слова, игровая ситуация, поощрения.
Материал: фотоаппарат волшебный, мнемотаблица, матрешка, карта - схема, геометрические фигуры (круг, овалы для ромашки), следы неизвестного животного.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением животных российских лесов и африканской саванны.
ИКТ: проектор, экран, ноутбук, письмо из Африки, символы Африки, символы России.
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы, выполнение физ. минуток, пальчиковой гимнастики, игры со словами.
Длительность занятия составила 20 минут, что соответствовало требованиям САНПИНа и возрастным особенностям детей.
На занятии присутствовало 8 человек. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На протяжении всего занятия удалось заинтересовать детей, организовать их деятельность.
Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала целевым ориентирам ФОП ДО. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом возрастных особенностей. На протяжении всего занятия использовалась следующая помощь: привлечение внимания, использование вопросов разного типа (прямых и наводящих). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.
Для активизации детей были использованы следующие методы:
Игровой: создание игровой ситуации (неизвестные следы, исчезновение символов России из патриотического центра).
Словесный: разговор, беседа, вопросы, напоминание, использование художественного слова, загадка о матрешке, педагогическая оценка.
Практический: д/и «Собери ромашку», «Чей хвост?», «Найди по следам», физминутка
Наглядный: демонстрация пособий, иллюстрационный материал.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.
Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речи мыслительной деятельности посредством заданий, советов, использование вопросов разного типа.
Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Занятие было построено на квест - технологии. Дети, по карте - схеме находили задания и, выполняя их, получали картинки с изображением символов России, которые складывали в конверт, чтобы отправить африканским ребятам.
С целью заучивания четверостишия о березке, использовалась мнемотаблица, для снятия общего утомления проводилась физминутка, где воспитанники охотно принимали участие.
В заключительной части занятия, ребята поместили фотографии символов России в конверт и отправили в Африку детям. Ответили на вопросы, что им больше всего понравилось, и в чём они испытывали трудности.
Рефлексия: В карте – схеме последним заданием было найти коробку с изображением смайлика. Дети справились с этим заданием и, открыв коробку, получили в угощение от африканских ребят - бананы.
Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально – дифференцированного обучения, ИКТ, динамичное, включало приемы, которые предусматривали быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Поддерживался интерес к занятию на протяжении всего времени. Использовалось практически все пространство группы.
Так как занятие проводилось с малым количеством детей, то опрошены были все воспитанники, присутствующие на занятии. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели. Речь воспитанников была правильной, чёткой и эмоциональной.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.
Считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной, динамичной, поставленные задачи были выполнены. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....

