Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Елена Николаевна Барташук

"Письмо в Африку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка32.58 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

р. п. Куйтун, ул. 8 марта д.1

тел:89021796992

e-mail:  elenashumanskaya@mail.ru

Официальный сайт: www.kapelka.edukuitun.ru

Муниципальный конкурс методических разработок

«Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию»

Конспект занятия на тему: «Письмо в Африку»

                                                                                                                        Разработала:

Барташук Е.Н., воспитатель

        

Куйтун 2025г.

Тема: «Письмо в Африку»

 Возрастная группа: 4-5 лет

Актуальность:

Представления дошкольников о символах России поверхностны, воспитанники имеют слабое представление и называют только флаг России. Данная разработка поможет расширить представление воспитанников о государственных символах: флаге, гербе, гимне и негосударственных символах России: матрешке, медведе, березке, ромашке.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Цель: Создание условий, для ознакомления и систематизации знаний о государственных и народных символах России, через квест – технологию.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания о государственных символах России.
Развивающие:

Познакомиться с негосударственными символами России, выяснить, почему они к ним относятся, овладевать умением заучивать стихотворение по мнемотаблице.

Воспитательные:

Осмысливать, что у России существуют свои символы, обозначающие мощь и силу государства, приобщаться к культуре общения, работать в команде.

Ожидаемые результаты: закреплены знания о государственных символах России, знакомых воспитанникам, сформированы представления о новых, для детей, негосударственных символах России.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Продолжительность проведения: 20 минут

Форма проведения: групповая

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.

Активизация детской деятельности: ознакомление; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.

Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр «Чьи следы?» «Чей хвост?», «Собери цветок», заучивание четверостишия по мнемотаблице .

Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация исчезновения государственных символов России из патриотического центра в группе, физминутка, смена видов деятельности.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением символов России, карточки с изображением зверей для д/игры «Чей хвост?», геометрические фигуры (круг, овалы) для д/игры «Собери ромашку», фотоаппарат для съемки, мнемотаблица, карта – схема, матрешка.

Словарная работа: активизировать в речи слова «гимн», «герб», «флаг», «государственные символы России»; обогатить словарь детей словами «государственные символы России»; «негосударственные символы России».

Индивидуальная работа (по мере затруднения).

Предварительная работа: презентации «Символы России», «Русская березка», беседа о государственных и народных символах России, заучивание стихотворений по мнемотаблице.

Ход занятия:

I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).

Организационный момент

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо, оно из далекой страны – Африки. Кто знает, что это за страна? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим от кого же это письмо. Так как вы не умеете читать, я вам зачитаю, а вы посмотрите картинки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в далекой стране – Африке, где много обезьян, жирафов, бегемотов, слонов и других животных. Лев – царь зверей и символ Африки. Здесь растет огромное дерево баобаб – символ Африки. У нас в Африке очень жарко и никогда не бывает зимы и снега. Напишите нам о своей стране, что у вас в России считается символами?

II. Основная часть. (15- мин).

Воспитатель: Письмо очень интересное, ребята, а вы хотите отправить свой ответ африканским детям? (ответы детей). Для того чтобы, отправить письмо, нужно его написать, а вы это пока не умеете делать, давайте соберем картинки, вложим их в конверт и отправим письмо в Африку. Выполнив задания, вы получите картинки. Какие государственные символы России вы знаете? Где они находятся у нас в группе? (ответы детей). Правильно, в патриотическом уголке! Ребята, а где же они, их нет в этом центре? Здесь какая - то карта! Давайте посмотрим, что же она обозначает, указаны цифры, это наверно задания? Первое задание: Нам надо вернуть на место государственные символы России. Как мы это сделаем? Смотрите на полу следы! Может они нам в этом помогут? Смотрите внимательно, куда ведут эти следы? Они ведут в приемную.

Дети находят картинку с государственными символами и возвращают ее на место. Волшебным фотоаппаратом делаем снимок флага, герба и гимна (фотография готова сразу) и вкладываем в конверт.

Воспитатель: Какая цифра следует за цифрой один? Правильно цифра 2! Находим эту цифру и выполняем задание. Сундучок, а в нем загадка, отгадайте ребята, что это.

Деревянные подружки, любят прятаться друг в дружке,
носят яркие одёжки, называются — … (Матрешки)

Воспитатель: Молодцы! Матрешка – это народный символ России. Фотографируем матрешку, фото готовое вкладываем в конверт.

Воспитатель: Какая цифра следует за цифрой 2? (ответы детей) Третье задание, находим под цифрой 3 (на столах находятся конвертики с разными животными). Посмотрите, ребята, все ли в порядке с животными? Чего не хватает? (ответы детей) В конвертах животные без хвостов, помогите им найти свой хвост.

Игра: «Чей хвост?»

На картинке звери без хвоста, детям надо правильно распределить хвосты животных (волк, лиса, заяц, белка, слон, обезьяна, лев, тигр).  

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Назовите животных, которые живут в российских лесах (лиса, заяц, белка, волк). Какие животные не живут в лесах России? (ответы детей: слон, обезьяна, лев, тигр)

 Воспитатель: Вы правильно назвали животных, и хвосты правильно распределили, вот вам и подсказка за выполненное задание. Переверните картинку, посмотрите кто это? Скажите, пожалуйста, кто хозяин тайги? (ответы детей)

Воспитатель: Медведь! Фотографируем медведя и фото помещаем в конверт, он также является символом России.

Физминутка
В России горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (разводим руками)
Леса густые, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие!

Воспитатель: Ребята, какая следующая цифра идет за цифрой три?                 (ответы детей) Четвертое задание под цифрой 4, смотрим, что у нас находится на столе, что же это может быть? Желтый круг и овалы, соберите и скажите, какой это цветок? Правильно, ромашка - символ России! Фотографируем и фото ромашки помещаем в конверт, так как это народный символ России.

Воспитатель: Ребята, за цифрой четыре, какая цифра следует? Молодцы! Пятое задание не простое. На мольберте мнемотаблица для разучивания стихотворения.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

Воспитатель: Ребята, давайте выучим стихотворение по таблице! Кто сможет рассказать стихотворение о березке?

По мнемотаблице дети заучивают стихотворение.

О чем это стихотворение? (ответы детей). Правильно о березке! Березка – это символ России. Давайте мнемотаблицу отправим африканским ребятам, они выучат стихотворение о русской березке. Все задания мы выполнили, символы России в конверт поместили, можно письмо отправлять в Африку, ребятам.

III. Заключительная часть. (2 мин)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. Какие символы России мы отправим в конверте африканским детям? Что вам было легко выполнять, а в чем были трудности? За ваши старания угощайтесь бананами из Африки.

Аналитическая справка организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Письмо из Африки».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Программное содержание:

Цель: Создание условий, для ознакомления и систематизации знаний о государственных и народных символах России, через квест – технологию.

Образовательные:

Систематизировать знания о государственных символах России.

Развивающие:

Познакомиться с негосударственными символами России, выяснить, почему они к ним относятся, овладевать умением заучивать стихотворение по мнемотаблице.

Воспитательные:

Осмысливать, что у России существуют свои символы, обозначающие мощь и силу государства, приобщаться к культуре общения, работе в команде.

Словарная работа: гимн, герб, флаг, государственные и негосударственные символы России.

Методические приёмы: использование художественного слова, игровая ситуация, поощрения.

Материал: фотоаппарат волшебный, мнемотаблица, матрешка, карта - схема, геометрические фигуры (круг, овалы для ромашки), следы неизвестного животного.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением животных российских лесов и африканской саванны.

ИКТ: проектор, экран, ноутбук, письмо из Африки, символы Африки, символы России.

Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы, выполнение физ. минуток, пальчиковой гимнастики, игры со словами.

Длительность занятия составила 20 минут, что соответствовало требованиям САНПИНа и возрастным особенностям детей.

На занятии присутствовало 8 человек. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На протяжении всего занятия удалось заинтересовать детей, организовать их деятельность.

Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала целевым ориентирам ФОП ДО. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом возрастных особенностей. На протяжении всего занятия использовалась следующая помощь: привлечение внимания, использование вопросов разного типа (прямых и наводящих). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.

Для активизации детей были использованы следующие методы:

Игровой: создание игровой ситуации (неизвестные следы, исчезновение символов России из патриотического центра).

Словесный: разговор, беседа, вопросы, напоминание, использование художественного слова, загадка о матрешке, педагогическая оценка.

Практический: д/и «Собери ромашку», «Чей хвост?», «Найди по следам», физминутка

Наглядный: демонстрация пособий, иллюстрационный материал.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речи мыслительной деятельности посредством заданий, советов, использование вопросов разного типа.

Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений  внутри детского коллектива. Занятие было построено на квест - технологии. Дети, по карте - схеме находили задания и, выполняя их, получали картинки с изображением символов России, которые складывали в конверт, чтобы отправить африканским ребятам.

С целью заучивания четверостишия о березке, использовалась мнемотаблица, для снятия общего утомления проводилась физминутка, где воспитанники охотно принимали участие.

В заключительной части занятия, ребята поместили фотографии символов России в конверт и отправили в Африку детям. Ответили на вопросы, что им больше всего понравилось, и в чём они испытывали трудности.

Рефлексия: В карте – схеме последним заданием было найти коробку с изображением смайлика. Дети справились с этим заданием и, открыв коробку, получили в угощение от африканских ребят - бананы.

Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально – дифференцированного обучения, ИКТ, динамичное, включало приемы, которые предусматривали быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Поддерживался интерес к занятию на протяжении всего времени. Использовалось практически все пространство группы.

 Так как занятие проводилось с малым количеством детей, то опрошены были все воспитанники, присутствующие на занятии. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели. Речь воспитанников была правильной, чёткой и эмоциональной.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.

 Считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной, динамичной, поставленные задачи были выполнены. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...