ОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Весна пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Весна пришла»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
образовательной деятельности
по речевому развитию
в старшей группе
на тему: «Весна пришла»
Подготовила: воспитатель Ягунова Н.Ю.
Тема: «Весна пришла».
Дата проведения:
Тип: игровое, с использованием ИКТ - оборудования.
Технология: с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий . Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;
- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;
- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;
- развитие артикуляционного аппарата.
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: использование полученных, знаний и навыков в самостоятельной деятельности и в процессе общения.
Основные термины, понятия: весна, весенние изменения в природе, приметы весны.
Методы и приемы: словесный, наглядный , практический
✔Логическое упражнение «Подбери признак»
✔Художественное слово (волшебные слова с движениями рук)
✔Дидактическая игра «Скажи, какое?»
✔Игра с прищепками
✔Самомассаж лица
✔Артикуляционное упражнение «Лягушки»
✔Дидактическая игра «Кто здесь лишний?» Загадки о птицах
✔Выкладывание скворечников из палочек.
✔Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
✔Гимнастика для глаз «Бабочки»
✔Загадки о животных
✔Чистоговорка «Весна пришла»
✔Игровое упражнение «Назови малышей или у кого что?»
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение произведений и рассматривание картин о весне; чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах; беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»; читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.
Словарная работа: скворечник, весна, проталина.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек Кюизенера, мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
План: время проведения ООД - 20 минут.
1.Вводная часть. Организационный момент: 2 минуты
Приветствие: коммуникативная игра «Здравствуйте», сюрпризный момент, мотивация на деятельность-путешествие в весенний лес.
2.Основная часть: 15 минут
Логическое упражнение «Подбери признак»
Художественное слово (волшебные слова с движениями рук)
Дидактическая игра «Скажи, какое?»
Игра с прищепками
Самомассаж лица
Артикуляционное упражнение «Лягушки»
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?» Загадки о птицах
Выкладывание скворечников из палочек.
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
Гимнастика для глаз «Бабочки»
Загадки о животных
Чистоговорка «Весна пришла»
Игровое упражнение «Назови малышей или у кого что?»
3.Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов: 3 мин
Ход ООД:
1.Вводная часть. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
| (Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. Руками делают круговые движения Трут кулачками глаза Руки разводят в разные стороны Слова произносит воспитатель.) |
Воспитатель: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? (На окне лежит письмо, воспитатель его берёт и читает)
«Для ребят старшей группы.
Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит, наступает
Настоящая ……весна.
Приглашаю в гости я.
Ваша долгожданная Весна!»
Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний
лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответ детей)
2. Основная часть.
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Смотрите ребята, что это? (Дети видят, висит солнышко)
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? ( Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете? (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте поможем солнышку, подарим её лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики)
Воспитатель: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!
А хотите попробовать какое оно солнышко теплое, ласковое, повторяйте за мной (Воспитатель, и дети делают массаж лица)
Самомассаж лица
Личико солнышко согрело
Потеплело, потеплело
(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись (тянемся вверх)
Наши губки улыбнулись (улыбнуться)
Звучит звукозапись «Голоса леса».
Воспитатель: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро. Ребята, а как льется водичка? Давайте покажем? (с-с-с).
Смотрите, кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют?(з-з-з).
А, слышите, квакают лягушки?
Воспитатель: Ребята, давайте поупражняемся вместе с лягушками
Видео ролик
Артикуляционное упражнение «Лягушки»
Воспитатель: Пойдемте дальше.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
(Дети вешают птиц на дерево)
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)
Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ детей)
А какие птицы прилетают последними ? (Ответ детей)
(Аудиозапись пение птиц весной)
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Воспитатель: А каких весенних певцов вы знаете? (Ответ детей)
Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
Воспитатель: А кто - ни будь, знает, как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов. ( Дети садятся за столы)
Дети выкладывают скворечники из палочек на столе (Воспитатель должен объяснять, что нужно сделать)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»).
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды (Правой рукой показывают).
И немножечко воды. (Левой рукой показывают)
Червячков мы поедим, (бью щепотью по левой ладони «клюют»)
С вами в небо полетим! (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).
Воспитатель: А весной чем питаются скворцы, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела и в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит
А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежат зайчат лисят волчат ежат |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
3.Заключительная часть: Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад .
Вам понравилось в гостях у Весны, а в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу?
(Ответы детей)
Что было трудным? Что было легким для вас?
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Хорошо ребята, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна».
Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна». Задачи:1. Расширять и обо...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Весна – красна пришла»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

Конспект открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: "Весна пришла".
Работа для воспитателей....

Презентация к конспекту открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: «Весна пришла»
Работа для воспитателей....

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»
Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект занятия в старшей группе, тема "Весна пришла"
В конспекте занятия мы с детьми беседуем о времени года весны, о признаках, и в конце занятия нам нужно нарисовать весну....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Воспитатель Шибаева И.В. Цель: Составление описательного рассказа о весне.Задачи: а) образовательные: - с...
