Рассматривание и составление рассказа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сайкова Юлия Николаевна

Цель: продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи, понимать их смысл, формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником для передачи образов. Познакомить детей с русскими народными героями, защитниками.

Задачи:

- познакомить детей с содержанием картины. Показать связь величие и  силу  Древней Руси и России; три богатыря разных сословий стоят на страже родной Русской земли, называть их имена, одежду, оружие, на каких конях они скачут по земле русской; и средствами ее выразительности: художник продумывает композицию -  изобразил богатырей крупно на переднем плане, они как бы стеной единой заслоняют русскую землю, показывает их величие и мужественность, и многообразие цвета, формы  в передачи образов героев и природы.

- формировать нравственные ценности: мудрость, доблесть, духовность, борьбу со злом. Выражать свои впечатления от картины.

- обогащать активный словарь по теме; развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; речевое творчество. Образовывать слова множественного числа. Согласовывать существительные с прилагательными.

Материалы и оборудование: репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри», магнитофонная запись пьеса М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», заключительный номер сюиты «Картинки с выставки»; альбом «Одежда и оружие богатырей земли русской».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к картинам

В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». Беседы «Кто такой русский богатыри», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырем». Чтение отрывка из былин о русских богатырях «Застава богатырская». Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и ее защитниках.  Д.и «Одежда и оружие богатырей земли русской», «Назови и объясни». П.и «Кавалеристы», «Оружие», сюжетно – ролевая игра «Богатыри охраняют русскую землю». Рисование «Богатыри земли русской».  Раскраски по теме. Консультации для родителей «23 февраля – День защитника Отечества», «Роль чтения былин в воспитании детей», прослушивание симфонии А. П. Бородина «Богатырская»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_razvitie_rechi_v_starshey_gruppe.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №17 комбинированного вида

Приморского района Санкт - Петербурга

Конспект

по речевому развитию

на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»

Автор - разработчик: Сайкова Юлия Николаевна

Длительность мероприятия: 25минут

Возрастная адресованность: 5-6 лет

Санкт – Петербург

2025

Цель: продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи, понимать их смысл, формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником для передачи образов. Познакомить детей с русскими народными героями, защитниками.

Задачи:

- познакомить детей с содержанием картины. Показать связь величие и  силу  Древней Руси и России; три богатыря разных сословий стоят на страже родной Русской земли, называть их имена, одежду, оружие, на каких конях они скачут по земле русской; и средствами ее выразительности: художник продумывает композицию -  изобразил богатырей крупно на переднем плане, они как бы стеной единой заслоняют русскую землю, показывает их величие и мужественность, и многообразие цвета, формы  в передачи образов героев и природы.

- формировать нравственные ценности: мудрость, доблесть, духовность, борьбу со злом. Выражать свои впечатления от картины.

- обогащать активный словарь по теме; развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; речевое творчество. Образовывать слова множественного числа. Согласовывать существительные с прилагательными.

Материалы и оборудование: репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри», магнитофонная запись пьеса М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», заключительный номер сюиты «Картинки с выставки»; альбом «Одежда и оружие богатырей земли русской».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к картинам

В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». Беседы «Кто такой русский богатыри», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырем». Чтение отрывка из былин о русских богатырях «Застава богатырская». Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и ее защитниках.  Д.и «Одежда и оружие богатырей земли русской», «Назови и объясни». П.и «Кавалеристы», «Оружие», сюжетно – ролевая игра «Богатыри охраняют русскую землю». Рисование «Богатыри земли русской».  Раскраски по теме. Консультации для родителей «23 февраля – День защитника Отечества», «Роль чтения былин в воспитании детей», прослушивание симфонии А. П. Бородина «Богатырская»

Ход занятия:

Воспитатель включает музыкальную пьесу М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»

Как звучит музыка? (неторопливо, громко, величественно, мужественно, гордо, волнительно, торжественно)

-Какой праздник приближается в феврале?

На Руси  всегда были Защитники Отечества и сегодня узнаем какими они были.

Как вы думаете , как их называли?(богатыри)

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского художника В. М. Васнецова.

Воспитатель показывает детям репродукцию с картины «Богатыри».

Дети рассматривают репродукцию с картины.

Эта картина В.М. Васнецова называется «Богатыри» — известная картина  над которой художник работал много лет (очень долго, почти 20 лет(1881 по 1898) и которую в 1898г. показал  на выставке).

-Кто изображен на картине? Как зовут богатырей?(три богатыря - в центре картины изображены русские богатыри Илья Муромец, справа от Ильи Муромца находиться Добрыня Никитич. Слева от Ильи Муромца – Алеша Попович,  герои, солдаты, воины)

- Как сидят богатыри на конях? Что они делают?  (сидят на конях, смотрят вперед, вокруг нет ли врага, совершают богатырский выезд, осмотр земли русской на своих верных конях.

- Кто такие богатыри? (защитники русских земель и народа от врагов, защитники Родины)

- Как изобразил художник русских богатырей? (их происхождение – крестьянское, княжеское, священнослужитель, характер, возраст)

Физ.минутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Давайте рассмотрим каждого богатыря.

Как художник изобразил богатырей?

  1. Внешний вид.
  2. Одежда и оружие.
  3. Богатырские кони.

-Кто изображен в центре картины?

   В центре находится Илья Муромец. На его лице можно заметить могучий и решительный взгляд. Его выразительное лицо отражает мужественность, спокойствие, стойкость и решимость. Заметно, что богатырь высокий, могучий, широкоплечий,  отважный; на голове шлем, из-под шлема видны седые пряди, этим художник подчеркивает его возраст (опытность, мудрость и отвагу). Он приложил руку ко лбу и всматривается в даль, чтобы увидеть, нет ли на горизонте врагов, посягающих на землю русскую.

Во что одет Илья Муромец?

   На Илье простая кольчуга, острое копье, щит и палица, серые рукавицы и  коричневые сапоги.  (Его острое копье готово пронзить любого врага, а щит – отразить самый сильный удар. Его одежда проста и скромна, как и оружие, Илья Муромец – выходец из крестьянской семьи.

На каком коне сидит Илья Муромец?

   Он сидит на мощном черном  вороном коне.

(средства выразительности: фигура богатыря написана в холодных тонах, которые подчеркивают простоту крестьянина).

-Кто сидит на коне справа от Ильи Муромца?

 Добрыня Никитич – лицо его сурово, глаза смотрят строго, длинная седая борода подчеркивает патриархальность облика и почетный возраст. На Добрыне надета кольчуга побогаче, красный щит украшен драгоценными камнями, сбруя белого коня более изыскана. Золотая отделка ножен и рукоятки меча - подчеркивают благородное происхождение, потомок князей Добрыня. У него дорогой широкий меч, который он крепко сжимает в руке.

Добрыня Никитич сидит на белом коне с ухоженной гривой, которая развевается на ветру. Конь готов нестись в бой в любую минуту.

Кто сидит слева на коне от Ильи Муромца?

Алеша Попович, самый молодой из богатырей, быстрый, неблагоразумный (необдуманно поступает, необдуманные решения принимает), лицо его миловидное, с черными бровями и насмешливыми карими глазами. Одет в кольчужные латы и подпоясан изящным золотым поясом. На голове у него богатырский шлем, на ногах щегольские красные сапоги. Сын священника.

В руках у него лук со стрелами, сбоку висит колчан, гусли  - подчеркивают его молодость, веселый характер и музыкальность. Гнедой конь весь под стать своему хозяину: силен, ловок, но выглядит довольно беспечным из-за склоненной головы.

Богатыри стоят на страже родной русской земли. Картина пронизана глубоким патриотизмом и любовью к русской истории.

Что объединяет богатырей? Какое у них главное дело?

Все воины индивидуальны, но их объединяет готовность к защите родной русской земли.  Все они демонстрируют силу, мужество и храбрость. От вражеских набегов. Защита родины - главное дело богатырей.

Как стоят богатыри?

Богатыри стоят вместе стеной- символизируют единство Руси, единство сословий в борьбе с врагом. Они все вместе защищают родную землю, составляют сильный, крепкий, русский народ.

-Что еще изображено на картине?

За спинами богатырей простирается широкая даль, степи, леса и бесконечные просторы. Впереди изображены свежая и засохшая трава, невысокие ели - символ молодого подрастающего поколения - которые только начали расти. Сильный ветер указывает на осеннюю погоду. Серое пасмурное небо затянуто тучами, тревожное что говорит о надвигающейся, грозящей опасности.

Дидактическая игра «Могучие богатыри»

«Богатыри какие» (отважные, могучие, сильные, ловкие, храбрые, смелые, ловкие, благородные, быстрые, стойкие, спокойные, решительные, стремительные, внимательные, уверенные, широкоплечие, бородатые, великие, крепкие, русские…)

Назови одежду и оружие богатырей земли Русской (щит, шлем, кольчуга, палица, копье, меч, лук и стрелы, латы кольчужные, ножны для меч, булава, колчан)

Итог занятия.

Какую картину мы сегодня рассматривали?  

Как она называется? Кто ее написал? В каком жанре написана картина?

Какое настроение и ощущения вызвала эта картина? (жизнерадостное, утверждающее настроение. Появляется чувство гордости за русских богатырей, которые боролись за свою отчизну. Быть воином, солдатом и отважно защищать родину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)

Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.

Рассматривание и составление рассказа  по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...