Пальчиковая гимнастика как средство речевого развития детей раннего возраста
материал по развитию речи
Актуальность исследуемой темы полностью обусловлена современными тенденциями развития и воспитания детей раннего возраста. В современном мире наблюдается большое количество методов и средств развития речи ребенка, при этом появляется все большее количество работ, посвященных взаимосвязи мелкой моторики и ее влияния на развитие речи. Большое количество игрушек с мелкими деталями, дополнительными инструментами, конструкторы Lego показывают, что развитие мелкой моторики является одной из первостепенных задач в воспитании и развитии детей. Разучивание текстов с применением упражнений пальчиковой гимнастики позволяет стимулировать речь, внимание, воображение, эмоциональную выразительность и пространственное мышление.
С помощью пальчиковых игр ребенок лучше запоминает материал и стихотворные тексты, а также делает свою речь более выразительной. Кроме того, использование пальчиковых игр делает процесс обучения более интересным и непринужденным, повышает мотивацию ребенка в процесс обучения, тренирует усидчивость, что необходимо в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования и развития речевого аппарата детей раннего возраста………………………………………...5
Характеристика и особенности развития речи детей раннего возраста……...5
Влияние мелкой моторики на развитие речевого аппарата…………………11
Специфика и цели пальчиковой гимнастики в развитии речевого аппарата детей раннего возраста……………………………………………………………..17
Глава 2. Практика применения пальчиковой гимнастики при развитии речи детей раннего возраста……………………………………………………………..21
Оценка развития речевого аппарата детей раннего возраста………………..21
Организация пальчиковой гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях. Комплекс упражнений……………………………………………..27
Анализ эффективности применения пальчиковой гимнастики при развитии речевого аппарата детей раннего возраста……………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………………...38
Введение
Актуальность исследуемой темы полностью обусловлена современными тенденциями развития и воспитания детей раннего возраста. В современном мире наблюдается большое количество методов и средств развития речи ребенка, при этом появляется все большее количество работ, посвященных взаимосвязи мелкой моторики и ее влияния на развитие речи. Большое количество игрушек с мелкими деталями, дополнительными инструментами, конструкторы Lego показывают, что развитие мелкой моторики является одной из первостепенных задач в воспитании и развитии детей. Разучивание текстов с применением упражнений пальчиковой гимнастики позволяет стимулировать речь, внимание, воображение, эмоциональную выразительность и пространственное мышление.
С помощью пальчиковых игр ребенок лучше запоминает материал и стихотворные тексты, а также делает свою речь более выразительной. Кроме того, использование пальчиковых игр делает процесс обучения более интересным и непринужденным, повышает мотивацию ребенка в процесс обучения, тренирует усидчивость, что необходимо в дальнейшем.
Объект исследования – развитие речевого аппарата детей раннего возраста.
Предмет исследования – применение пальчиковой гимнастики при развитии речевого аппарата детей раннего возраста.
Цель работы – рассмотреть особенности влияния пальчиковой гимнастики на развитие речевого аппарата детей раннего возраста.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
- Рассмотреть характеристику и особенности развития речи детей раннего возраста;
- Описать влияние мелкой моторики на развитие речевого аппарата;
- Выделить специфику и цели пальчиковой гимнастики в развитии речевого аппарата детей раннего возраста;
- Провести оценку развития речевого аппарата детей раннего возраста;
- Организовать применение пальчиковой гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях на основе комплекса упражнения;
- Проанализировать эффективность применения пальчиковой гимнастики при развитии речевого аппарата детей раннего возраста.
В работе применяются теоретические методы исследования, заключающиеся в поиске и обработке научной литературы по вопросам применения пальчиковых игр и развития речи. Кроме того, применяются методы систематизации и актуализации данных, которые направлены на изучение большого количества литературы и представление конкретного и точного материала именно по теме работы.
Эмпирические методы заключаются в применении диагностики развития речевого аппарата детей раннего возраста, оценки используемого комплекса пальчиковых упражнений и анализе эффективности разработанного комплекса упражнений.
К методам математической обработки информации, которые применяются в исследовании, относятся методы математической статистики, с помощью которых происходит подсчет данных.
Гипотеза исследования заключается в том, что пальчиковые игры способствуют более эффективному и быстрому развитию речевого аппарата детей раннего возраста.
Базой исследования является детский сад №5 Приморского района, города Санкт-Петербург.
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования и развития речевого аппарата детей раннего возраста
- Характеристика и особенности развития речи детей раннего возраста
Особенности развития речи и сама речь рассматриваются большим количеством наук, среди которых выделяют психологию речи, психолингвистику, физиологию речи, семиотику, лингвистику и др.
На протяжении всей истории развития наук ученые уделяли внимание проблемам развития речи. Так, в основе исследования современных ученых лежат труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др. Ученые изучали механизмы и основные этапы развития речи, выделяли факторы и предпосылки, которые определяли эффективное развитие речевого аппарата, а также описывали причины задержки речи. Несмотря на труды ученых и существенный вклад в медицинскую, логопедическую, психологическую, педагогическую науку, наблюдается рост задержек развития речи в современном мире. Речевые расстройства принимают все более сложные формы, дети начинают говорить на много позже, чем их предшественники или родители, что требует введения новых методов и средств развития речи, актуальные и соответствующее тенденциям развития общества [11, 18, 20].
Раннее детство представляет собой особый период в развитии жизни ребенка, во время которого происходит самое стремительное физическое и психическое развитие, необходимые для дальнейшей социализации ребенка в обществе. Развитие ребенка в раннем возрасте является обязательным, так как формирование нейронных связей происходит в большей степени до 5 лет, после чего уже ребенок приобретает жизненно необходимые ему навыки и умения, понимает особенности взаимодействия в обществе, уже заложены и оформлены черты характера и темперамента, идет подготовка к школе. Если родители или дошкольные педагоги не будут заниматься развитием психических и физических умений в этом возрасте, то ребенок может быть отсталым. К основным достижениям раннего возраста относятся [8, 14]:
- Развитие речи;
- Овладение телом;
- Развитие предметной деятельности.
Все процессы развития и большее количество игр, применяемых в раннем детстве, направлены на развитие речи. Ранний возраст является сензитивным для развития речи, как одной из психических функций. Доказательством того, что раннее детство – самое благоприятное время для развития речи, служат исследования детей, которые подвергались жестокому обращению в детстве или не имели возможностей обучения с другими людьми [6, 10, 15].
Очень большое количество ученых рассматривают речь в качестве речевой деятельности, представляющей собой целостный акт деятельности или вид речевых действий, которые напрямую связаны с нервной системой и включены в неречевую деятельность.
Структура речевой деятельности включает в себя следующие фазы [4, 5]:
- Фазу ориентировки;
- Фазу планирования;
- Фазу реализации;
- Фазу контроля.
Следует заметить, что речь может быть активной, то есть каждый раз она конструируется законно, а также реактивной, которая представляет собой цепочку динамических речевых стереотипов.
Развитие речи детей начинается с самого рождения, когда дети начинают слышать голоса родителей, окружающих людей, звуки животных, музыку, наблюдают за движениями губ родителей. Именно поэтому дети, даже не видя родителей, начинают улыбаться, если слышат их голоса – в грудном возрасте они уже понимают речь. Несмотря на то, что речь у ребенка появится только в годовалом возрасте, а связанные предложения он будет говорить после двух лет, уже с рождения ребенок формирует свой пассивный словарный запас, так как слушает речь, понимает команды, показывает предметы, если его попросить, но может не говорить вообще. Видно, что передача общественно-исторического опыта возможно только при непосредственном контакте со взрослыми.
Процесс становления речи детей, развитие функций речи, овладение речью не просто как таковой, а именно как средством общения со взрослыми, происходит в течение первых нескольких лет жизни ребенка и проходит несколько этапов, к которым относятся [3, 16]:
- Довербальный этап. На этом этапе складываются условия и предпосылки развития речи в дальнейшем, несмотря на то, что ребенок еще не понимает полностью речь окружающих его людей и не умеет говорить сам. На этом этапе ребенок следит за движениями губ, мимикой, эмоциями окружающих его людей, прислушивается к словам.
- Этап возникновения речи. На этом этапе происходит переход от полного отсутствия речи ребенка и каких-либо звуков к появлению первых звуков. Ребенок начинает понимать слова, которые чаще всего произносят окружающие его люди, начинает обращать внимание на предметы, которые называют родители, может указать на называемые предметы. На этом этапе появляются первые активные слова ребенка, среди которых «дай», «бай-бай», «на», «мама», «папа».
- Этап развития речевого общения начинается примерно от двух лет и длится до 7 лет ребенка. На этом этапе происходит совершенствование речи ребенка, ребенок может не только назвать предмет и указать на него, понять простейшие команды мамы, но и начинает формулировать простейшие высказывания и предложения, задает вопросы, использует весь имеющийся словарный запас, находящийся в пассиве. Происходит совершенствование речи ребенка. Вплоть до 7 лет ребенок знакомится с окружающим миром, узнает новые явления, предметы, объекты и действия, а, соответственно, развивает свою речь.
При изучении особенностей становления речи ребенка необходимо рассматривать не только умение произносить слова, но и коммуникативный фактор, который является одним из важнейших условий появления речи детей. Коммуникативный фактор отвечает за осуществление межличностных функций речи.
Следует заметить, что развитие коммуникативного фактора у детей не одинаково на каждом этапе развития речи, поэтому влияние коммуникативного фактора и осуществление межличностных отношений происходит по-разному. Такая направленность развития речи связана с возрастными особенностями детей, при этом наибольшая активность приходится на поздний дошкольный возраст.
В зависимости от характера и содержания совместной деятельности ребенка и взрослого выявляется разная степень потребности в общении. Потребность в общении на каждом этапе развития речи ребенка представляет собой как потребность участия взрослого в деятельности ребенка, необходимая для удовлетворения ребенком своих потребностей и желаний. Так, на довербальном этапе речь ребенка начинает формироваться из-за того, что он стремится объяснить родителям своим желаниям, например, стремится сказать, чтобы ему дали игрушку, пить, кушать, стремится объяснить, что спать [7, 10].
На следующем этапе формируется все большее количество нейронных сетей, развивается познавательная активность ребенка, ребенок заинтересован в изучении окружающего мира, хочет знать названия предметов, их предназначение, причем родители не всегда указывают именно на заинтересовавший ребенка предмет, либо не всегда дают полное определение понятию. Ребенок вынужден развивать свою очередь, чтобы задать элементарный вопрос родителям. К тому же второй этап развития речи связан с развитием темперамента и характера ребенка, у которого начинает активно проявляться самостоятельность, которую ребенок также выражает при помощи речи, например, отказывается от выполнения каких-либо действий.
В течение первых лет жизни ребенка его речь напрямую связана с практической предметной деятельностью и не отделена от нее. Ребенок говорит только о том, что он видел, что делал, что хочет, что помнит. Важным принципом развития речи в течение первых лет является принцип единства слова и дел, показывающий включенность слов в конкретные действия ребенка. Ребенку бесполезно объяснять значение слова, которое не имеет материальной составляющей, например, двухлетнему ребенку можно легко объяснить, кто такая собака, но невозможно объяснить, что такое объем. Каждое новое слово должно иметь полное и точное определение и должно быть подкреплено материальной составляющей.
Многочисленные исследования, направленные на изучение особенностей развития речи, показывают, что в течение первых трех лет жизни ребенка формирование речи представляет собой не просто количественное накопление пассивного (а далее и активного) словаря. Формирование речи является одним из сложнейших нервно-психологических процессов, который происходит на основе взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и людьми. В том случае, если родители занимаются с ребенком, дают точные определения понятиям, объясняют значение предметов, явлений, действий, показывают ребенку новые места, парки, то к трем годам ребенок уже имеет в своем словарном запасе свыше 1000 слов [14, 16, 17].
После двух лет ребенок начинает активно задавать вопросы, строить предложения, активно использует все накопленные речевые средства общения. Формируется грамматический строй речи, уже к концу дошкольного возраста дети практически идеально владеют всеми законами словообразования и словоизменения. Первые способности появляются ближе к трем годам жизни ребенка, ребенок начинает склонять слова по падежам, правильно подбирает окончания прилагательных к существительным.
Следует заметить, что уже к трем годам ситуативность речи, которая была активно развита год назад, становится менее выраженной. Ребенок перестает произносить отрывистые слова, которые понятны только в конкретной ситуации. Появляется связная контекстная речь, которая грамматически оформлена и развернута.
Несмотря на большое количество положительных сторон развития речи, к трем годам речь ребенка полностью отличается от речи взрослого человека, несмотря на активное использование слов ребенка, большого количества вопросов и предложений. Одним из недостатков развития речи трехлетнего ребенка является произносительная сторона. Остается большое количество ошибок в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Так, ребенок может говорить «ворома» вместо «ворона», «во тю тя» вместо «вот туда». Речь детей остается недостаточно внятной и чистой, дети не всегда правильно произносят звуки [7, 11, 13].
Еще одним недостатком является не умение пользоваться голосовым аппаратом. Например, дети могут говорить слишком громко, кричать, даже когда родители делают ему замечания. Несмотря на то, что ребенок может понимать важность происходящей вокруг нег ситуации, например, находиться в больнице, где требуется соблюдать тишину в силу своих возрастных особенностей, он не может говорить тихо. Иногда дети могут наоборот говорить слишком тихо так, что родители не всегда понимают сказанное.
Благоприятным фактором для развития речи ребенка на данном этапе формирования речи является склонность детей к подражанию. Ребенок, повторяя за родителями слова, а также звуки животных, техники, не только тренируется в правильном произношении слов и звуков, но и тренирует свой артикуляционный аппарат.
Видно, что активное взаимодействие ребенка с родителями и окружающей средой приводит к развитию речи. Однако, в науке существует большое количество специальных методик развития речи, одна из которых рассмотрена в следующем параграфе.
Влияние мелкой моторики на развитие речевого аппарата
Развитие речевого аппарата происходит более эффективно и качественно с помощью применения специальных технологий и методик обучения и воспитания ребенка раннего возраста. Одним из средств развития речевого аппарата является развитие мелкой моторики ребенка.
Моторика представляет собой сферу двигательных функций организма, которая объединяет физиологические, биомеханические и психологические аспекты. Мелкая пальцевая моторика является одним из средств оценки качественного и эффективного показателя хорошего нервно-психологического и физического развития ребенка. К мелкой пальцевой моторике относятся следующие умения [4, 8, 15]:
- Развитие руки;
- Развитие кисти руки;
- Развитие ручных умений.
Уровень развития речи напрямую связан со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Чем сильнее развита двигательная активность, тем лучше развита речь ребенка. В том случае, когда родители развивают мелкую моторику ребенка, согласно возрасту, то развитие речи ребенка также будет находиться в пределах возрастной нормы.
Кинетические импульсы рук, в особенности пальцев, оказывают влияние на развитие и совершенствование речи ребенка. Ребенок, уровень развития мелкой моторики которого развит на высоком уровне, имеет хорошую память, умеет логически рассуждать, находить взаимосвязи между разным предметами, объектами, в особенности хорошо развита связная речь ребенка [14, 20].
Восточные медики, занимающиеся изучением особенностей формирования и развития речи, утверждали, что на пальцах рук существует большое количество рецепторов и акупунктурных точек, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. Именно движения пальцев рук оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Подражание играет ведущую роль в овладении движениями рук. Немецкий ученый Э. Франус выделяет 3 вида подражательных реакций [2, 15]:
- Повторение собственных движений, например, катание машинки;
- Повторение знакомых движений взрослого, например, снятие липучек, развязывание шнурков, расстегивание замков на одежде;
- Повторение новых движений, например, прохождение лабиринтов.
Повторение собственных движений начинает развиваться с рождения, когда ребенок знакомиться с собственным телом и его возможностями, например, он сначала водит одной рукой перед своим лицом, затем совершает такие же действия другой рукой.
Развивать самоподражание можно с помощью известной игры «Ладушки», когда сначала родитель показывает ребенку особенности игры, после чего уже ребенок в любое время может самостоятельно хлопать в ладоши. Заранее заученные движения ребенок раннего возраста повторяет охотно [2, 18, 20].
Не только в научной теории, но и в народной педагогике и практике на протяжении долгого времени уделяется большое значение движению кистей и пальцев детей раннего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики было обязательным условием выполнения любой трудовой деятельности, для чего детям в советские времена предлагались пальчиковые игры с потешками.
Психологами отмечено, что умственные способности ребенка начинают формироваться с самого рождения и развиваются по мере его взросления и усовершенствования деятельности, в особенности ручной и двигательной. Развитие мелкой пальцевой моторики является важным показателем физического и нервно-психологического развития ребенка. С помощью анализа деятельности кистей рук специалисты могут сделать выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Движения рук, например, игры с пазлами, вкладышами могут помочь ребенку снять умственную нагрузку, улучшить произношение многие звуков, тем самым, развить речь ребенка.
В современной науке популярна концепция о развитии артикуляции слогов с помощью тонких движений пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев [8, 11].
Такая взаимосвязь мелкой моторики рук и речи обусловлена расположением речевой области в коре головного мозга близко к двигательной области. Двигательная проекционная зона, отвечающей за выполнение и отдачу приказов и движений, находится в передней центральной извилине мозга, при этом около 33% всей площади данной зоны занимает проекция кисти рук, которая расположена очень близко к речевой моторной зоне. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе Пенфилда. Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [13, 14, 17].
Можно выделить большое количество игрушек для ребенка, которые направлены на развитие мелкой моторики относительно возраста ребенка. Так, в грудном возрасте ребенку предлагают погремушки, грызунки с ребристой поверхностью, выпуклыми частями и деталями, дополнительными бусинками, зубцами на поверхности игрушек (рис. 1).
Рисунок 1. Примеры игрушек для развития мелкой моторики детей от 0 до 1 года
На рисунке представлены примеры игрушек, которые можно применять для развития ребенка от рождения до года. Кроме того, большое внимание уделяется применению таких средств развития мелкой моторики, как игры с крупой. Дети могут перебирать крупу, пересыпать ее из одного ведерка в другое, загружать ее в трактора, грузовики и т.п.
После года игрушки уже совершенствуются. Применяется большое количество пирамидок из разных форм, материалов, разным покрытием. К популярным игрушкам для развития ребенка от 1 года относятся (рис. 2):
- Игра с магнитами и координацией движения рук «Магнитная рыбалка», «Червячки в яблоке»;
- Пирамиды с круглыми, квадратными блоками;
- Шнуровки, заключающиеся в развитии движений пальцами и умениями одновременно работать двумя руками, совершать точные мелкие движения, которые основываются на умение втыкать нитку в иголку (игрушку);
- Лабиринты с бусинками;
- Паровозы на магнитном креплении;
- Счеты и другие игрушки, связанные с бусинами и их движением;
- Игрушки с шестеренками, кнопками, болтами;
- Элементарные конструкторы, как Lego Duplo;
- Игрушки—сортеры;
- Вкладыши, матрешки, логарифмические доски;
- Стучалки, молотки, колышки и доски.
Активно применяются ксилофоны, которые не только развивают мелкую моторику детей, но и помогают отбивать ритм для развития артикуляционного аппарата и фонематического слуха ребенка, что можно использовать при билингвальном воспитании ребенка, например, когда родители владеют несколькими языками.
Рисунок 2. Примеры игрушек для развития мелкой моторики детей от 1 года до 2 лет
Очень популярны игрушки в виде бизидомиков или бизибордов, которые включают в себя сразу же несколько видов игрушек [7, 16, 18].
После двух лет происходит еще большее усовершенствование игрушек, ребенок активно использует игрушки с мелкими деталями, которые требуют более точных движений пальцев и координации рук. Среди основных игрушек, применяемых на практике в этом возрасте, выделяют следующие (рис. 3):
- Пазлы из 2х или 24х деталей, мозаики;
- Конструкторы Lego Duplo, Lego City;
- Конструкторы-машинки, которые требуют работы с отвертками;
- Игрушки по типу «Волшебного сундучка», основанные на использовании вкладышей в горизонтальном и вертикальном положении;
- Рисование, в особенностей лабиринтов, как в издание учебных пособий для детей от 2х до 7 лет «Kumon».
Рисунок 3. Примеры игрушек для развития мелкой моторики от 2х до 3х лет
Видно, что упражнения по развитию мелкой моторики оказывают существенное влияние на развитие памяти и умственных способностей ребенка, снимают умственное и эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, глазомер, ловкость рук и их силу. Строение коры головного мозга и близкое расположение двигательного и речевого отдела обуславливают их тесное взаимодействие, а наличие большой площади проекции кисти руки в двигательном отделе показывают взаимосвязь развития мелкой моторики и кисти рук с развития речевого аппарата. Несмотря на то, что развитие мелкой моторики достаточно актуально большое внимание уделяется именно пальчиковой моторике, а именно пальчиковой гимнастике, рассмотренной далее.
- Специфика и цели пальчиковой гимнастики в развитии речевого аппарата детей раннего возраста
Многие ученые говорили о взаимосвязи мелкой моторики и речи ребенка и необходимости развития кистей и пальцев рук. Так, Сухомлинский В.А. говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [3, 5]. Аристотель утверждал: «Рука – это инструмент всех инструментов». Кант писал, что «рука – это своего рода внешний мозг» [2, 14].
Такие высказывания не являются беспочвенными и доказаны выше. В современном мире все родители знают взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка, понимают необходимость развития кистей и пальцев рук для стимулирования речи ребенка, развития его творческих способностей, логического мышления и фантазии. С помощью расслабления кистей рук можно расслабить не только мышцы рук, но и всего тела.
Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством развития эстетического воспитания. Дети в силу своих возрастных особенностей являются прекрасными фантазерами, поэтому принимают активное участие в театральных постановках. Так как дети не имеют большого жизненного опыта, то судят о достоинствах и недостатков героев сказок, мультфильмов с помощью пальчиковой гимнастики. С помощью театральных постановок дети обретают положительный настрой, бодрость, происходит снятие нервного и умственного напряжения, что приводит к повышению эффективности следующей деятельности.
Пальчиковые игры применяются в дошкольных образовательных учреждениях не только для повышения настроя на последующие виды учебной деятельности, но и повышают уровень здоровья детей. Так при пальчиковой гимнастике, в особенности с использованием специальных тренажеров, происходит глубокое воздействие на кожные покровы кистей рук, на которых находится множество акупунктурных точек, связанных с разными органами и частями тела человека [5, 8, 10].
С помощью выполнения различных мелких движений кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, благодаря чему исчезает скованность движений, тремор, который свойственен новорожденным.
Занятия по развитию точности и ловкости рук способствуют развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В дошкольных образовательных учреждениях применяются не только потешки и упражнениями с пальчиками рук, но и специальные нейротренажеры, направленные на развитие кисти рук и межполушарных связей. К одним из популярных тренажеров относятся межполушарные доски и шарик су-джок, которые находятся в свободном доступе в магазинах (рис. 4) [12, 17, 20].
Рисунок 4. Тренажеры для развития кистей рук
Главной целью пальчиковых игр является развитие внимания, улучшение координации рук и мелкой моторики, что напрямую способствует умственному развитию ребенка. Так, при повторении стихотворений и одновременном движении пальцев у детей формируется грамотная речь, правильное произношение, совершенствуется память, а также возникает умение согласовывать в будущем умственную и трудовую деятельность.
Пальчиковые игры представляют собой разучивание стихотворений, а именно потешек, с помощью пальцев. Игры являются очень эмоциональными и увлекательными.
Уже с полутора-двух лет детям начинают нравиться потешки с образами животных и персонажей, например, коза, зайчик, паучок, солнышко, дождик. Есть пальчиковые игры, направленные на развитие умения считать, некоторые игры помогают осознавать понятия координации и определять свое место в пространстве, например, помогают изучению понятий «вправо-влево», «вверх-вниз», «назад-вперед». Игры, в которых ребенок трогает родителя, хлопает по ногам и рукам мамы или папы, помогают формировать у ребенка чувство уверенности в себе [9, 15].
Организация эффективной пальчиковой игры должна проходить несколько этапов [1, 7, 14]:
- Сначала взрослый сам показывает ребенку выполнение движения;
- Взрослый показывает особенности выполнения игры, самостоятельно манипулирует пальцами и рукой ребенка;
- Взрослый выполняет действие одновременно с ребенком, при это взрослый проговаривает текст в том темпе, в котором ребенок выполняет движения кистями и пальцами рук;
- Ребенок выполняет движения самостоятельно либо с помощью взрослого, который произносит текст;
- Если ребенок взрослый, то он самостоятельно проговаривает текст и совершает движения под контролем взрослого.
Организация пальчиковых игр должна проходить под четким контролем взрослого человека с обязательным учетом возможностей и способностей ребенка на данном этапе возрастного развития. Необходимо предлагать простейшие игры, постепенно переходя к более сложным упражнениям и тексту. С развитием кисти руки ребенка и его приучением к пальчиковой гимнастике можно отказаться от показа движений и оставить только словесные указания [4, 6, 18].
В том случае, если ребенок даже уже в более старшем дошкольном возрасте не понимает указания, то необходимо обязательно показывать движения рук и правильную позу.
Маленькому ребенку необходимо обязательно показывать выполнение упражнения, самостоятельно сгибать ему кисти рук, пальцы. Можно научить ребенка поддерживать одну руку другой, помогать свободной рукой сгибать свои пальцы.
Первые игры необходимо начинать с разгибания и сгибания всех пальцев вместе, можно применять резиновые игрушки с пищалками, какими-либо наполнителями. Текст при этом необходимо произносить эмоционально и выразительно. В некоторых случаях необходимо повышать и понижать голос, делать паузы или подчеркивать отдельные слова. Слова необходимо произносить синхронно с текстом, не торопиться и не торопить ребенка [3, 5].
Маленьким детям, речь которых только начинает развиваться, не стоит произносить потешки вместе со взрослым, так как отсутствие возможности и неразвитость могут снизить мотивацию к пальчиковой гимнастике вообще.
Следует заметить, что пальчиковые игры не должны быть главным средством развития мелкой моторики и речи ребенка, а использоваться в комплексе с другими упражнениями и игрушками. На применение пальчиковых игр необходимо уделять не более 5 минут в день [2, 8, 11].
Видно, что развитие речи полностью основывается на взаимодействии родителя с ребенком, при этом внимание необходимо уделять не простому проговариванию слов и указанию предметов, но и развитию мелкой моторики. Доказанные выше связи в коре головного мозга между двигательным и речевым отделом подчеркивают эффективность развития мелкой моторики. В особенности пальчиковые игры способствуют активизации акупунктурных точек на пальцах рук, что приводит к устранению нарушений в произношении звуков и слов.
Эффективность использования именно пальчиковой гимнастики можно доказать с помощью проведения экспериментальной работы, рассмотренной далее.
Глава 2. Практика применения пальчиковой гимнастики при развитии речи детей раннего возраста
Оценка развития речевого аппарата детей раннего возраста
Опытно-экспериментальная работа по особенностям применения пальчиковой гимнастики для развития речевого аппарата детей проходила на базе детского сада №5 в течение 3х месяцев.
Для исследования было выбрано 9 детей, которые посещали садик на постоянной основе, не болели, не пропускали садик без уважительных причин. Возраст детей: 2, 5 года – 3, 5 года.
В качестве экспериментальной группы были выбраны дети садика №5 (назовем эту группу «Э»), в качестве контрольной группы выбраны дети садика №37 (назовем эту группу «К»).
Исследование проходило в 3 этапа:
- Констатирующий этап проходил в течение недели. За это время была проведена оценка развития речевого аппарата детей к настоящему времени, а также их заинтересованность пальчиковой гимнастикой;
- Обучающий эксперимент длился в течение следующих 3х месяцев;
- Контрольный эксперимент был проведен в последнюю неделю проведения исследования и направлен на анализ эффективности применения пальчиковой гимнастики.
Цель опытно-экспериментальной работы – оценить уровень развития речевого аппарата детей младшей дошкольной группы.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- Выбор методик и средств проведения исследования, согласование исследования с родителями детей;
- Определение уровня развития речи и представление графических данных;
- Сравнение полученных результатов между экспериментальной «Э» группой и контрольной «К» группой детей.
В качестве методики для оценки уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста была выбрана методика Н.В. Серебрякова, основанная на использовании стимульного материала.
Следует заметить, что в исследовании применялась не вся методика Н.В. Серебрякова, а только тот блок, который направлен на оценку развития речи. С помощью данного блока возможно исследование следующих составляющих:
- Импрессивной речи, т.е. пассивного словаря детей. Необходимо было показать на картинках предметы, которые называли детям, выполнить действия по речевой инструкции;
- Экспрессивной речи, т.е. активного словаря. Необходимо было назвать предметы, действия, назвать цвет, величину, вкус, другие качества;
- Грамматического строя, т.е. умения применять подлежащие в именительном падеже, склонять их, употреблять множенственое и единственное число, употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными конструкциями, правильное соотношение прилагательных и имен существительных.
Эффективность использования именно пальчиковой гимнастики можно доказать с помощью проведения экспериментальной работы, рассмотренной далее.
Оценивание детей проходило по шкале от 0 до 1 баллов, всего ребенок мог набрать 10 баллов.
Критериями оценки развития речи детей были следующие:
- Общая характеристика речи: присутствие или отсутствие речи вообще, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь;
- Объем пассивного и активного словаря;
- Грамматический строй при наличии связной фразовой речи детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из критериев оценки речи, были выделены следующие уровни развития речевого аппарата детей:
- Очень низкий уровень (0-3 баллов) характеризуется отсутствием речи вообще, очень низким активным словарным запасом, отсутствием ответов на вопросы;
- Низкий уровень (4-5 баллов) основывается на лепетной речи, небольшом количестве слов в активном словаре, большом пассивном словарном запасе, ответах на вопросы, использовании мимики и жестов, употребление множественного и единственного числа имен существительных;
- Средний уровень (6-7 баллов) предполагает наличие речи отдельными словами, нормальный активный словарный запас, большой пассивный словарный запас, употребление множественного и единственного числа существительных, ответах на вопросы, использование мимики и жестов, не большие трудности в согласовании прилагательных и существительных;
- Высокий уровень (8-10 баллов) предполагает наличие связной фразовой речи, большой активный и пассивный словарный запас, правильный грамматический строй речи.
Результаты диагностики развития речи детей группы «Э» по методике Н.В. Серебрякова представлены в таблицах (табл. 1).
Таблица 1 – Результаты детей группы «Э»
Ребенок | Общая характеристика речи | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Грамматический строй речи | Итого баллов |
1 | Отсутствует | 0 | 1 | 0 | 1 |
2 | Лепетная речь | 1 | 1 | 1 | 3 |
3 | Отдельными словами | 1 | 1 | 4 | 6 |
4 | Отдельными словами | 1 | 1 | 3 | 5 |
5 | Отдельными словами | 1 | 1 | 4 | 6 |
6 | Фразовая речь | 1 | 1 | 6 | 8 |
Окончание таблицы 1
Ребенок | Общая характеристика речи | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Грамматический строй речи | Итого баллов |
7 | Отсутствует | 0 | 1 | 0 | 1 |
8 | Лепетная речь | 1 | 1 | 1 | 3 |
9 | Отдельными словами | 1 | 1 | 4 | 6 |
Также рассмотрим результаты детей контрольной группы (табл. 2).
Таблица 2 – Результаты детей группы «К»
Ребенок | Общая характеристика речи | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Грамматический строй речи | Итого баллов |
1 | Отсутствует | 0 | 1 | 0 | 1 |
2 | Лепетная речь | 1 | 1 | 1 | 3 |
3 | Отсутствует | 0 | 1 | 0 | 1 |
4 | Отдельными словами | 1 | 1 | 4 | 6 |
5 | Отдельными словами | 1 | 1 | 3 | 5 |
6 | Отдельными словами | 1 | 1 | 4 | 6 |
7 | Фразовая речь | 1 | 1 | 6 | 8 |
8 | Отсутствует | 0 | 1 | 0 | 1 |
9 | Лепетная речь | 1 | 1 | 1 | 3 |
Видно, что в обеих группах испытуемых детей есть дети как с очень низким уровнем развития речи, так и с высоким. Таблицы показывают особенности развития речи каждого ребенка, наличие у каждого ребенка умения грамотно строить предложения, применять существительные во множественном и единственном числе, а также находить и показывать предметы на картинке, выполнять элементарные просьбы.
Рассмотрим графическое представление количества детей относительно уровня развития речи в каждой группе.
На графике (рис. 5) показано количество детей с тем или иным уровнем развития речи в группе «Э».
Рисунок 5. Количество детей в группе «Э» относительно уровня развития речи
Из графика видно, что в группе «Э» большое количество детей 44% имеют очень низкий уровень развития речи, в основном они лепечут, не всегда называют предметы или отвечают на вопросы, не могут правильно сочетать грамматические конструкции в предложениях, не разговаривают предложениями вообще.
По 11% детей имею низкий и высокий уровень развития речи соответственно. 33% детей имеют средний уровень развития речи.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в группе большая часть детей не умеет грамотно и эффективно выражать свои мысли, строить предложения и использовать грамматические конструкции, что требует применения специальных логопедических методик развития речи или применения психолого-педагогических упражнений и средств.
Для сравнения эффективности применения пальчиковой гимнастики, рассмотрим также результаты детей группы «К» (рис. 6).
Рисунок 6. Количество детей в группе «К» относительно уровня развития речи
Диаграмма показывает, что в группе «К» большее количество детей имеет очень низкий уровень развития речи. 55% не произносят полностью слова, чаще всего речь детей не понятна, дети не употребляют грамматические конструкции.
Больше половины детей в группе «К» не показывают предметы на картинках, не отвечают на вопросы.
Средний уровень развития речи детей группы «К» составляет 22% и ниже, чем у детей группы «Э».
Исходя из полученных данных, видно, что речь детей в возрасте от 2х до 3х лет развита слабо. Возможно, низкий уровень развития речи связан с адаптацией к детскому саду, отсутствием полноценных занятий со стороны родителей дома, отсутствие мотивации и заинтересованности детей пальчиковой гимнастикой, так как часто родители не правильно применяют гимнастику.
Исследование показывает необходимость введения интересных и увлекательных методик развития речи и активизации рецепторов на пальцах рук детей для лучшего развития речи.
Организация пальчиковой гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях. Комплекс упражнений
Целью следующего этапа исследования является разработка комплекса пальчиковых игр, направленных на повышение уровня развития речи.
Для составления комплекса упражнений использовались материалы О.И. Крупенчук, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, которые занимались изучением развития речи ребенка с помощью пальчиковой гимнастики. Ученые представили большое количество упражнений пальчиковой гимнастики, согласно возрастам детей.
При изучении работ ученых были отобраны пальчиковые игры, соответствующие возрасту детей группы «Э» от 2х до 3х лет.
Следует заметить, что при повышении уровня развития речи и работы с детьми необходимо проводить занятия, которые были бы полезны всем детям без исключения, поэтому были разработаны комплексы упражнений для детей всех уровней развития речи.
Предполагается, что разработанный комплекс поможет детям с очень низким и низким уровнем развития речи достичь среднего уровня. Детям со среднем уровнем развития речи – достичь высокого.
Отметим, что в представленном комплексе не описаны сами потешки и игры, так как их можно посмотреть в использованной литературе, а обозначена целесообразность выбора того или иного упражнения, показана его эффективность и актуальность использования в выбранной категории детей.
Примеры упражнения пальчиковой гимнастики относительно уровня развития речей группы «Э» представлены в таблице (табл. 3).
Таблица 3 – Комплексы пальчиковой гимнастики относительного уровня развития речи детей группы «Э»
№ п/п | Название | Цель |
Комплекс 1. | ||
1 | Собака | Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев. Обогащения словаря - имена существительные с уменьшительным суффиксом. |
2 | Кошка | Формирование контроля за мышечным тонусом пальцев рук. Развивать дифференциацию шипящих согласных. Обогащение словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
3 | Мышка | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Обогащение словаря. Обучение построению фразовой речи. |
4 | Зайка и ушки | Развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев. Активизация словаря: зайка, уши, глаголов скачет, прыгает. Обучение построению фразовой речи. |
5 | Лошадка | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Обогащение и активизация словаря. |
6 | Коза | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение построению фразовой речи. |
7 | Идет коза рогатая | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. |
8 | Гусь | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Активизация словаря: гогочет. |
9 | Петушок | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. |
10 | Птенчики в гнезде | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря -имена существительные с уменьшительным суффиксом. |
11 | Птичка | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Активизация словаря- имена существительные с уменьшительным суффиксом. |
12 | Прятки | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
13 | Улей | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Обогащение словаря: улей, пчелы, жужжат. |
14 | Черепаха | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обогащение словаря: черепаха. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
Комплекс 2. | ||
1 | На лужок | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
2 | Моя семья | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
3 | Сорока | Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
4 | Поиграем в пальчики | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
5 | Пальчик-мальчик | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
6 | Вышли пальчики гулять | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
7 | Замок | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
8 | Пять пальцев | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Обогащение и активизация словаря. |
9 | Капустка | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы ладоней обеих рук. Активизация словаря |
10 | Повстречались | Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря. Обучение построению фразовой речи. |
11 | Зайцы | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
12 | Кошка и собака | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Активизация словаря. Обучение построению фразовой речи. |
13 | Перестук | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
Комплекс 3. | ||
1 | Пальчики кивают | Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря |
2 | Сидит белка на тележке | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
3 | Прогулка | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
4 | Цветок | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. |
5 | Колечки | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. |
6 | Дом и ворота | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
7 | В гости к пальчику большому | Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
8 | Апельсин | Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
9 | Журавль и диковинка | Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
10 | Елка | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
11 | Колокольчик | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. |
12 | Кулачок | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи. |
Комплекс 1 направлен на повышение уровня развития речи детей с очень низким уровнем и просто низким уровнем развития речи в начале эксперимента. Отобранные упражнения пальчиковой гимнастики способствуют обогащению пассивного словарного запаса имена существительными и глаголами. Каждое слово объясняется ребенку, имеет материальную составляющую, опирается на конкретную ситуацию, с которой ребенок может столкнуться в жизни.
Упражнения представляли собой короткие четверостишья, благодаря чему повышается на только уровень развития речи, но и мотивация к выполнению пальчиковой гимнастики и дидактическим играм, направленным на реализацию обучающих задач.
В комплекс включены упражнения, способствующие развитию координации движений, работы большого и указательного пальцев, умений ориентироваться в пространстве.
В комплексе 2 представлены упражнения для детей группы «Э» со средним уровнем развития речи. Данный комплекс направлен на развитие координации движения всех пальцев руки, обогащение активного словаря, а также умения координировать имена существительные с прилагательными и глаголами.
Кроме того, упражнения пальчиковой гимнастики, представленные в комплексе 2, способствуют развитию пассивного словаря и большему пониманию речи взрослого человека.
Для детей с высоким уровнем развития речи также был разработан комплекс пальчиковой гимнастики. В комплексе 3 представлены упражнения, способствующие преодолению проблем становления грамматической структуры предложений и связанности слов.
Кроме того, представленные упражнения способствуют повышению уровня фразовой речи, координации движений, развития фантазии.
В процессе эксперимента были задействованы родителей детей, которые занимались пальчиковой гимнастикой с детьми дома, воспитатели, логопеды и психологи детского сада.
Эффективность разработанного комплекса показана в следующем параграфе.
Анализ эффективности применения пальчиковой гимнастики при развитии речевого аппарата детей раннего возраста
Целью последнего этапа исследования было доказательство эффективности применения разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Для того, чтобы доказать эффективность применения методики, была использована та же самая методика Н. В. Серебрякова. Детям заданы те же вопросы в течение того же промежутка времени, все результаты внесены в таблицы.
Рассмотрим результаты детей группы «Э» после проведения методики (табл. 4).
Таблица 4 – Результаты детей группы «Э» после применения методики
Ребенок | Общая характеристика речи | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Грамматический строй речи | Итого баллов | |
1 | Отсутствует | 2 | 2 | 0 | 4 | |
2 | Лепетная речь | 2 | 1 | 2 | 5 | |
3 | Отдельными словами | 2 | 2 | 4 | 8 | |
4 | Отдельными словами | 2 | 2 | 3 | 7 | |
5 | Отдельными словами | 2 | 2 | 5 | 9 | |
6 | Фразовая речь | 2 | 2 | 7 | 11 | |
7 | Отсутствует | 1 | 2 | 0 | 3 | |
8 | Лепетная речь | 2 | 2 | 1 | 5 | |
9 | Отдельными словами | 2 | 2 | 4 | 9 | |
Видно, что количество баллов детей увеличилось, что соответствует у них появлению новых умений, а, соответственно, повышению уровня развития речи. Также рассмотрим результаты детей контрольной группы (табл. 5).
Таблица 5 – Результаты детей группы «К» после исследования
Ребенок | Общая характеристика речи | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Грамматический строй речи | Итого баллов |
1 | Отсутствует | 1 | 2 | 0 | 2 |
2 | Лепетная речь | 2 | 1 | 2 | 5 |
3 | Отсутствует | 1 | 2 | 0 | 3 |
4 | Отдельными словами | 2 | 1 | 5 | 8 |
5 | Отдельными словами | 1 | 1 | 3 | 5 |
6 | Отдельными словами | 2 | 1 | 4 | 5 |
7 | Фразовая речь | 1 | 1 | 6 | 8 |
8 | Отсутствует | 1 | 1 | 0 | 2 |
9 | Лепетная речь | 2 | 1 | 1 | 5 |
Исходя из рассмотренных таблиц, видно, что в группе «Э» произошло резкое увеличение уровня развития речи детей после использования разработанного комплекса пальчиковой гимнастики.
Уровень развития речи также увеличился и в группе «К», но количество баллов не сильно отличается от того количества, которое было до начала эксперимента. Следует заметить, что в этой группе не проводилось применение пальчиковой гимнастики, поэтому будем считать, что увеличение баллов связано с возрастным развитием и совершенствованием речи, которое будет происходить в любом случае.
Рассмотрим графическое представление количества детей относительно уровня развития речи в каждой группе.
На графике (рис. 7) показано количество детей с тем или иным уровнем развития речи в группе «Э» после эксперимента.
Рисунок 7. Количество детей в группе «Э» относительно уровня развития речи
График показывает, что произошло увеличение уровня развития речи детей очень резко и наглядно. Так, если до эксперимента было 44% детей с очень низким уровнем развития речи, то после применения пальчиковой гимнастики количество детей с очень низким уровнем снизилось до 11%.
33% стали иметь уровень развития речи, соответствующий низкому уровню, тем самым можно сделать вывод о том, что произошло развитие детей и переход их на более совершенный уровень.
Средний уровень развития речи был у 33% детей, теперь он свойственен лишь 11%. Остальные дети стали обладать высоким уровнем развития речи, который до исследования был присущ лишь 11%. Сейчас высокий уровень развития речи свойственен 44%.
Для сравнения эффективности применения пальчиковой гимнастики, рассмотрим также результаты детей группы «К» (рис. 8).
Рисунок 8. Количество детей в группе «К» относительно уровня развития речи
Согласно диаграмме, большей части детей группы «К» свойственны очень низкий и низкий уровень развития речи, всего 77%. Это очень большой процент детей по сравнению с экспериментальной группой.
Детей со средним уровнем развития речи в этой группе нет.
Только 22% детей имеют высокий уровень развития.
Возможно, это связано с отсутствием должной работы с детьми по развитию моторики рук дома и внутри сада.
Исследование показало, что пальчиковая гимнастика является эффективной при развитии речи, так как относится к одному из элементов развития мелкой моторики рук, связанных с речевым аппаратом в коре головного мозга.
Пальчиковая гимнастика должна в обязательном порядке быть включена в программы развития детей в детском саду и дома.
Заключение
В ходе исследования были решены все раннее поставленные задачи:
- Рассмотрены характеристика и особенности развития речи детей раннего возраста;
- Описано влияние мелкой моторики на развитие речевого аппарата;
- Выделена специфика и цели пальчиковой гимнастики в развитии речевого аппарата детей раннего возраста;
- Проведена оценка развития речевого аппарата детей раннего возраста;
- Организовано применение пальчиковой гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях на основе комплекса упражнения;
- Проанализирована эффективность применения пальчиковой гимнастики при развитии речевого аппарата детей раннего возраста.
Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством развития эстетического воспитания. Дети в силу своих возрастных особенностей являются прекрасными фантазерами, поэтому принимают активное участие в театральных постановках. Так как дети не имеют большого жизненного опыта, то судят о достоинствах и недостатков героев сказок, мультфильмов с помощью пальчиковой гимнастики. С помощью театральных постановок дети обретают положительный настрой, бодрость, происходит снятие нервного и умственного напряжения, что приводит к повышению эффективности следующей деятельности.
Пальчиковые игры применяются в дошкольных образовательных учреждениях не только для повышения настроя на последующие виды учебной деятельности, но и повышают уровень здоровья детей. Так при пальчиковой гимнастике, в особенности с использованием специальных тренажеров, происходит глубокое воздействие на кожные покровы кистей рук, на которых находится множество акупунктурных точек, связанных с разными органами и частями тела человека.
Список используемой литературы
- Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю., Куров, В. Н. Куров. – М., 2020. – 180 с.
- Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, ; 286 с.:
- Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях / И.Г. Калмыкова. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 140 с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. – М., 2017. – 94с.
- Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. – Ростов-на-Дону, 2017. – 158с.
- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – № 2. – С. 76-78.
- Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова. – М., 20020. – 210 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013. – 144с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – М.: Издательский дом. Литера. – 2005. – 32с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 2016. – 206 с.
- Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. – № 4. – С. 33-35.
- Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений / Е. Маркова // Дошкольное воспитание. – № 2. – С. 76-79.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2015. – 576 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / нов.ред. Ж. Пиаже. – М., 2018. – 400 с.
- Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – № 1. – С. 60-64.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Академия, 2020. – 264с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 2019. – 220 с.
- Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2015.
- Смирнова Е.О, Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – МГППУ, 2013. – 128 с.
- Цвынтарный Л. Играем пальчиками и развиваем речь / Л. Цвынтарный, М.С. Воронцова. – М.: Спб, 2019. – 164с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста
Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста...

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.
Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....
Бизиборд - как средство речевого развития детей раннего возраста
Младший возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.Речевые области мозга ребенка развиваются под влиянием импульс...

Пальчиковые игры как средство речевого развития детей раннего возраста
Пальчиковые игры как средство речевого развития детей раннего возраста...
- Мне нравится (1)
