Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Агапенкова Ирина Александровна

Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития

 детей раннего возраста.

       Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Рефлекторно с ними связанные.

  • Массаж большого пальца – повышает функциональную активность головного мозга.
  • Указательного – на состояние желудка.
  • Среднего – на кишечник.
  • Безымянного – на печень и почки.
  • Мизинца - на сердце.

     Движение пальцев и кистей рук имеют  особое развивающее  воздействие.

   Пальчиковая гимнастика в сочетании с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Тренировку  для рук и пальцев можно начинать с самого раннего детства:

  • Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра;
  • Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • Перекладывать из одной коробочки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки) одной рукой или двумя одновременно.

Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Начало формирования речевого развития, закладываются в раннем возрасте. Вот почему очень важно не оставлять без внимания развитие речевых навыков у детей. Это является основой развития их мышления.

Для улучшения качества развития речи посредством пальчиковой гимнастики мною были поставлены задачи:

  • Сочетать игры и упражнения, для тренировки пальцев с речью детей.
  • Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной.
  • Повысить у детей  интерес   к подобным упражнениям превратив их в занимательную игру.

Для достижения своей цели возникла необходимость включать в работу с детьми:

  • Физкультминутки;
    Пальчиковую гимнастику;
  • Пальчиковые игры-забавы;
  • Сделать работу по совершенствованию  пальцевой моторики регулярной.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи. Развивается память ребенка, он учиться запоминать определённые положения рук и последовательность движения.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Очень важны для малыша игры – тренирующие мелкую моторику движений пальцев и кистей рук, так как из своего опыта и обследования детей – была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если развитие движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается. В своей работе я использую пальчиковую гимнастику, физкультминутки на занятиях в свободной и совместной деятельности на прогулках, утренних и вечерних гимнастиках.

 В моей группе создан кружок «Пальчики - помощники»

. В структуру,  которого тесно вплетены различные виды деятельности:

  • Блок консультаций и рекомендаций для совместной деятельности.
  • Разработала цикл пальчиковых физкультминуток и гимнастик.
  • Существует картотека пальчиковых игр «Поиграем вместе с мамой».
  • Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук.  
  • Мозаика  (мелкая и крупная).
  • Пирамидки.
  • Застёжки и пуговицы.
  • Наборы молний  (расстегни и застегни).
  • Цветные клубочки ниток.
  • Наборы колечек для нанизывания их на шнурок (бусы и т.д.)

     Всё это помогает в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Пособие для дидактической игры с использованием бросового материала. Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста. Тема: "ТРАНСПОРТ"

Игра и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность. Схемы на тему "Транспорт" для дидактической игры с использованием бросового материала (крышки)....

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления пред...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...