РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
По направленности можно выделить следующие виды обучающих игр:
- для развития фонематического восприятия;
- по обучению грамоте;
- грамматического строя речи;
- лексике;
- для развития связной речи.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины « слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Для игр со словом подбирается разнообразный наглядный материал, помогающий ребенку сосредоточить внимание на слове- названии предмета, подкрепляющий его интерес к звучанию слова.
ИГРА «КТО ПЕРВЫЙ ПРИДЕТ К ФИНИШУ?»
Цели:
- Закреплять звук [Ш] в словах;
- Расширять словарный запас;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Устранять недостатки при овладении грамматикой.
(На листе формата А2 приклеены маленькие картинки размером 3х3)
Логопед: Дети, рассмотрите картинки. в названии изображенных предметов спрятался звук [Ш].
(Участники игры устанавливают фишки на старте. Первый игрок бросает кубик, передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеточек, сколько точек на грани кубика. Называет нарисованные в них предметы и определяет место звука [Ш] в слове. Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово со звуком [Ш] в соответствии с нарисованной схемой (в начале слова, в середине, в конце слова). Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу.)
А теперь назовите только те предметы, в которых звук [Ш] встречается в начале, в середине, в конце слова. Про какие предметы можно сказать: мой, моя, мое?
Дети выполняют.
ИГРА «УЛИТКА»
Цели:
- Закреплять звук [С] в словах.
- Расширять словарный запас.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Устранять недостатки при овладении грамматикой.
(Лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером 3х3.
Участники игры получают фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.)
Логопед: А теперь выберите и назовите предметы со звуком [С] в начале, затем в конце слова.
ИГРА «ЧУДО-ДЕРЕВО»
Цели:
- Закреплять произношение звуков [З], [Ж] (или других звуков на дифференциацию).
- Развивать фонематический слух.
- Обогащать словарный запас.
- Формировать навыки согласования числительного с существительным.
Логопед: Дети, послушайте стихотворение.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте , дети, руки!
(Дети хором считают «плоды» на «чудо-дереве» и проговаривают словосочетания числительного с существительным).
Логопед: Давайте вспомним игру «День-ночь». Сначала закройте глаза (Убирает одну-две картинки). А теперь откройте их и скажите : чего нет на дереве?
Дети: на дереве нет трех платьев, четырех сапог и т.д.
ИГРА «ТЕЛЕФОН»
Цели:
- Учить согласовывать числительные с существительными в именительном падеже единственного числа и родительном падеже множественного числа.
- Развивать мелкую моторику.
(Здесь используется игра по немецкому языку «Алло, Берлин!». Игра состоит из 9 карт с картинками. Одна из карт вмонтирована в дно коробки. На этой карте укреплен вращающийся диск.)
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цели:
- Закреплять правильное произношение звуков [У], [А].
- Учить различать звуки [У], [А].
(На магнитную доску вывешиваются разноцветные гирлянды. Дети называют все картинки, а затем определяют лишнюю, которая не подходит.
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
Цели:
- Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
- Развивать фонематический слух.
(Из картона вырезать круг, обклеить его. Разделить его на две половины разного цвета, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск приклеена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки ( на кругах такого же размера, как и круги на картоне) подклеены с обратной стороны бархатной бумагой:
Коза-коса;
Трава-дрова;
Уточка-удочка;
Бочка-почка;
Мишка-мышка;
Крыша-крыса;
Мак-рак;
Рожки-ложки;
Жар-шар;
Лук-люк;
Софа-сова;
Кот-год.
(Перед детьми помещается пластинки с картинками (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе.)
Логопед: Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
(Каждый играющий получает по 1-2 картинки. Логопед устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.)
ИГРА «ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ»
Цели:
- Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки в словах.
- Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Оборудование
2 обруча, предметы, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук; эмблемы команд.
(Дети делятся на 2 команды- «синие» и «зеленые». Каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблема команды.
«Синие» в свой домик – обруч собирают предметы, названия которых начинаются на твердый звук, «зеленые»- на мягкий. По сигналу логопеда игру начинают и заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания, считает количество ошибок, определяет победителя.)
ИГРА «ЗВОНКИЙ И ГЛУХОЙ»
Цели:
- Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки.
- Учить бегать в определенном направлении организованно друг за другом.
- Совершенствовать координацию движений рук и ног.
- Воспитывать быстроту, ловкость, сообразительность.
Оборудование
Три стола, игрушки, названия которых начинаются со звонкого и ли глухого звука.
(Дети на 2 команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Га другой стороне группы два пустых стола.
По сигналу «Раз, два, три- беги» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки; другие- на глухие звуки. Когда последний участник команды перенесет предмет, логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...

семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....

Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...
