РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Штельма

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

По направленности можно выделить следующие виды обучающих игр:

- для развития фонематического восприятия;

- по обучению грамоте;

- грамматического строя речи;

- лексике;

- для развития связной речи.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины « слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Для игр со словом подбирается разнообразный наглядный материал, помогающий ребенку сосредоточить внимание на слове- названии предмета, подкрепляющий его интерес к звучанию слова.

ИГРА «КТО ПЕРВЫЙ ПРИДЕТ К ФИНИШУ?»

Цели:

  • Закреплять звук [Ш] в словах;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Устранять недостатки при овладении грамматикой.

(На листе формата А2 приклеены маленькие картинки размером 3х3)

Логопед: Дети, рассмотрите картинки. в названии изображенных предметов спрятался звук [Ш].

(Участники игры устанавливают фишки на старте. Первый игрок бросает кубик, передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеточек, сколько точек на грани кубика. Называет нарисованные в них предметы и определяет место звука [Ш] в слове. Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово со звуком [Ш] в соответствии с нарисованной схемой (в начале слова, в середине, в конце слова). Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу.)

А теперь назовите только те предметы, в которых звук [Ш] встречается в начале, в середине, в конце слова. Про какие предметы можно сказать: мой, моя, мое?

Дети выполняют.

ИГРА «УЛИТКА»

Цели:

  • Закреплять звук [С] в словах.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Устранять недостатки при овладении грамматикой.

(Лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером 3х3.

Участники игры получают фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.)

Логопед: А теперь выберите и назовите предметы со звуком [С] в начале, затем в конце слова.

ИГРА «ЧУДО-ДЕРЕВО»

Цели:

  • Закреплять произношение звуков [З], [Ж] (или других звуков на дифференциацию).
  • Развивать фонематический слух.
  • Обогащать словарный запас.
  • Формировать навыки согласования числительного с существительным.

Логопед: Дети, послушайте стихотворение.

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте , дети, руки!

(Дети хором считают «плоды» на «чудо-дереве» и проговаривают словосочетания числительного с существительным).

Логопед: Давайте вспомним игру «День-ночь». Сначала закройте глаза (Убирает одну-две картинки). А теперь откройте их и скажите : чего нет на дереве?

Дети: на дереве нет трех платьев, четырех сапог и т.д.

ИГРА «ТЕЛЕФОН»

Цели:

  • Учить согласовывать числительные с существительными в именительном падеже единственного числа и родительном падеже множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику.

(Здесь используется игра по немецкому языку «Алло, Берлин!». Игра состоит из 9 карт с картинками. Одна из карт вмонтирована в дно коробки. На этой карте укреплен вращающийся диск.)

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звуков [У], [А].
  • Учить различать звуки [У], [А].

(На магнитную доску вывешиваются разноцветные гирлянды. Дети называют все картинки, а затем определяют лишнюю, которая не подходит.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цели:

  • Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
  • Развивать фонематический слух.

(Из картона вырезать круг, обклеить его. Разделить его на две половины разного цвета, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск приклеена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки ( на кругах такого же размера, как и круги на картоне) подклеены с обратной стороны бархатной бумагой:

Коза-коса;

Трава-дрова;

Уточка-удочка;

Бочка-почка;

Мишка-мышка;

Крыша-крыса;

Мак-рак;

Рожки-ложки;

Жар-шар;

Лук-люк;

Софа-сова;

Кот-год.

(Перед детьми помещается пластинки с картинками (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе.)

Логопед: Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

(Каждый играющий получает по 1-2 картинки. Логопед устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.)

ИГРА «ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ»

Цели:

  • Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки в словах.
  • Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Оборудование

2 обруча, предметы, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук; эмблемы команд.

(Дети делятся на 2 команды- «синие» и «зеленые». Каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблема команды.

«Синие» в свой домик – обруч собирают предметы, названия которых начинаются на твердый звук, «зеленые»- на мягкий. По сигналу логопеда игру начинают и заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания, считает количество ошибок, определяет победителя.)

ИГРА «ЗВОНКИЙ И ГЛУХОЙ»

Цели:

  • Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки.
  • Учить бегать в определенном направлении организованно друг за другом.
  • Совершенствовать координацию движений рук и ног.
  • Воспитывать быстроту, ловкость, сообразительность.

Оборудование

Три стола, игрушки, названия которых начинаются со звонкого и ли глухого звука.

(Дети на 2 команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Га другой стороне группы два пустых стола.

По сигналу «Раз, два, три- беги» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки; другие- на глухие звуки. Когда последний участник команды перенесет предмет, логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...