Открытое логопедическое занятие «Транспорт» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шайхтдинова Эльза Фларитовна

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и графо-моторных навыков по теме "Транспорт"

Задачи:

- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме "Транспорт"; изучить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом.

- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_ood.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района

Балтачевский район Республики Башкортостан

 

Открытое логопедическое занятие

«Транспорт»

в средней группе

Picture background

Подготовила и провела:

учитель – логопед

Шайхтдинова Э.Ф.

Март – 2025

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и графо-моторных навыков по теме "Транспорт"

Задачи:

- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме "Транспорт"; изучить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом.

- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед : Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

- И нас сегодня пригласили на выставку, выставку транспорта. Давайте вместе рассмотри с вами картинку. Что на ней изображено? (2 слайд)

Дети: - Автобус, самолёт, троллейбус, лодка.

Логопед : - А как всё это можно назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

2. Расширение словаря детей по теме "Транспорт".

А теперь покажите и расскажите различные части транспорта : колёса, фары, сидения, крылья, вёсла.(показываю игрушки)

Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру называется она  «Что? Где?»

На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.

Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Вам нужно определить какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображения. (3-4-5 слайд)

Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.

Лодка, пароход, яхта, катер – вода.

Самолет, вертолёт – воздух.

Логопед : А как мы назовем транспорт, который движется по дороге по земле?(слайд 6)

Дети: - Наземный.

Логопед : - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?(7 слайд)

Дети: - Водный.

Логопед : - А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе?(8 слайд)

Дети: - Воздушный.

Логопед : - Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?

Дети: - Под землёй.

Логопед : - Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.

Вот и познакомились мы с вами с разными видами транспорта. Сейчас нам нужно сделать гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика по стихотворениям И. А. Волошиной. (карточки)

Гараж двери открывает

И  машина выезжает.

Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3 — 5 секунд, медленно закрыть рот.

Улыбается машинка —

У нее помыта спинка!

Растянуть губы  в улыбке,  показать все зубки.

У машины есть труба —

Очень длинная она!

Вытянуть губы вперед в виде трубы.

Это сытая машина.

Баки, полные бензина.

Надуть щечки, удерживать внутри полости рта воздух в течение 3—5 секунд.

Посмотрите-ка: машина

Похудела без бензина.

Втянуть щечки между зубами в полость рта, губы сомкнуты. Удерживать щечки внутри полости рта в течение 3 — 5 секунд.

Вот широкая дорога,

Здесь машин проедет много.

Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 — 5 секунд.

Пусть машинка оглохнет.

Нас лошадка подвезет!

Рот открыть, щелкать язычком, присасывая его к верхнему нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

Это — узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок.

Удерживать напряжение 3 — 5 секунд.

Начал дождь в стекло стучать.

Время дворники включать.

Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо-влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.

Закрывается гараж.

Путь теперь окончен наш.

Рот   открыт.   Язычок   спокойно  лежит   внутри

полости рта. Медленно зарыть рот.

Для вас я подготовила ребята интересные загадки, любите отгадывать загадки?   Загадки про транспорт

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный.

(Вертолёт)

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

(Самолёт)

Это конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней!

(Машина)

Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

(Ракета)

Логопед : Ребята, наша следующая игра называется «Дружит или не дружит?». (Усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»).  Я буду вам задавать вопросы, а вы должны будете выбрать правильный ответ.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или газетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?

Физкультминутка «Ракета»

Немного устали. Давайте встанем и сделаем небольшую разминку.

А сейчас мы с вами, дети,
(руки в стороны)

Улетаем на ракете.
(руки вверх)

На носочки поднимись,
(подняться на носки)

Подтянись – опустись. 
(опуститься и опустить руки)

Идем дальше. Игра называется  «Закончи предложение»

Логопед : «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

И на сегодня наше последнее задание  игра "Собери слово"

Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.

«Обведи по точкам»

Сейчас я вам раздам листочки, там изображены различные транспорты, вы аккуратненько обведите их по точкам.

 Итог занятия

Логопед : Молодцы ребята! Сегодня мы с вами побывали на выставке транспорта и очень много узнали нового о нем. Транспорт, оказывается, бывает разный. Давайте вместе вспомним, какой он бывает? Повторяем: легковой, грузовой, наземный, водный, воздушный и специальный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

В данном материале представлены разработки по профилактике дисграфии у детей-логопатов.В конспекте показаны разные методы и приёмы по преодолению недосформированностифонематических функций у детей с О...

Технологическкая карта логопедического занятия "Транспорт"

Технологическая карта НОД по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР через использование лего- конструирования и ЦОР....

Конспект логопедического занятия "Транспорт"

знакомство с видами транспорта, профессиями, правилами дорожного движения,умение отгадывать загадки...

Логоритмическое занятие "Транспорт" для детей среднего дошкольного возраста

В занятии представлены игры и загадки про транспорт....

Логопедическое занятие "Транспорт".

Конспект логопедического занятия по теме "Транспорт. Правила дорожного движения.".Для детей подготовительной группы....

логопедическое занятие "Транспорт" для детей с ФФНР

Цель: совершенствовать грамматический строй речи.Задачи:Коррекционно – образовательные:- активизировать словарь;- совершенствовать навыки словоизменения существительных в форме множественного чи...

Открытое логопедическое занятие для детей средней группы с ОНР по лексической теме "Транспорт"

Конспект логопедического занятия по теме "Транспорт" предназначен для детей средней группы (4-5 лет). Занятие направлено на развитие лексико-грамматических категорий, активизацию словаря по ...